Top.Mail.Ru
МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
Регистрация на портале «Моё образование»
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Вниманию обучающихся!
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Подготовительные курсы
2025-ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Краткий отчет

по проведенным мероприятиям

в рамках исполнения условий Соглашения с Департаментом образования города Москвы

(ТЕКСТ ПОЛНОГО ОТЧЕТА)



Мероприятие 1

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, НА РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, ВЫЕЗДНЫХ ТРЕНИНГОВ, МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НТТМ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Мероприятие направлено на решение проблемы стимулирования интереса учащейся молодежи к вопросам сохранения и историко-культурного и природного наследия Москвы, играющего ключевую роль в формировании своеобразия города. Как составная часть проблемы выделяется разработка возможных форм привлечения населения в сферу художественной деятельности, повышение уровня эстетического восприятия и культуры путем дополнительных образовательных программ в области дизайна среды.

Целью мероприятия является повышение социальной активности и познавательного интереса к сохранению наследия г. Москвы, развития национальных культурных традиций в системе общего и среднего профессионального образования, обеспечение непрерывности образования в системе «Школа-Колледж-ВУЗ».

При выполнении мероприятия применялись методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. Также использовались специальные методы исследования: метод наблюдения, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др. Методы творческого решения проблемы исследования: метод структурного анализа проблемы исследования, метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм».

Основные результаты заключаются в развитии у молодежной аудитории представлений об эстетической культуре в целом, в том числе архитектурного творчества; в формировании интереса у молодежи к историко-культурному и природному наследию города Москвы и мотивации к деятельному участию в решении проблем его сохранения; внедрении новых образовательных методик и форм, в частности, определении эффективности направления легализации авторской школы как инновационной методики обучения дизайнеров в рамках колледжа, а также развитие новых критериев оценки качества образования молодежи г.Москвы.

Результаты Мероприятия могут быть рекомендованы для включения в программы обучения средних общеобразовательных школ в рамках обучения по предметам "История России" и "Мировая художественная культура", а также могут быть применяться для решения задач профориентирования молодежи по направлениям "Архитектура" и "Дизайн архитектурной среды".


Раздел 1. "Проведение серии научно-образовательных мероприятий по теме «История архитектуры Москвы» в рамках предмета "Мировая художественная культура":

1.1. «Архитектура Москвы после пожара 1812 года»;

1.2. «Выдающиеся памятники архитектуры Москвы»;

1.3.«Творчество выдающихся мастеров архитектуры Москвы»;

1.4. «Компьютерное моделирование в изучении архитектурного прошлого Москвы».


Цель данного раздела - расширение представления учащихся об истории архитектуры Москвы при изучении предмета Мировая художественная культура. В рамках проведения Мероприятия №1 данный раздел рассматривается как подготовительный этап для проведения занятий с учащимися по проблемам реставрации и сохранения историко-культурного и природного наследия города. Расширение знаний учащихся об архитектуре Москвы является также одним из аспектов профориентирования молодежи по направлениям подготовки "Архитектура" и "Дизайн архитектурной среды".

Проведение серии мероприятий осуществлялось на базе МАРХИ и ГБОУ СОШ №1908. График проведения мероприятий приведен в Приложении к Разделу 1. Мероприятие направлено на повышение познавательного интереса учащихся средних школ к истории архитектуры города Москвы. Основные формы проведения - лекции с демонстрацией видеоряда в форме компьютерных презентаций с включением новейших результатов, полученных с использованием компьютерного трехмерного моделирования при изучении историко-архитектурного наследия (прежде всего утраченных архитектурных памятников); дискуссии в аудитории слушателей в рамках тематики лекций по ключевым вопросам истории архитектуры Москвы.

Состав исполнителей:

Клименко С.В., проф. кафедры Истории архитектуры и градостроительства, канд. архитектуры - разработка научно-образовательных материалов, проведение лекций, координация деятельности исполнителей;

Клименко Ю.Г., доцент кафедры Истории архитектуры и градостроительства, канд. архитектуры - разработка научно-образовательных материалов, проведение лекций;

Ивановская В.И., начальник информационно-издательского отдела, канд. искусствоведения - разработка научно-образовательных материалов, формирование материалов для итогового отчета по мероприятию.;

Коротаев Н.А., сотрудник информационно-издательского отдела - техническое обеспечение проведения научно-образовательных мероприятий, подготовка 3-D моделей для использования в ходе проведения лекций.

Мероприятием были охвачены учащиеся 9-11 классов ГОУ СОШ №1908 в количестве 120 чел.

Основное содержание охватывало несколько значительных этапов в истории архитектуры Москвы: архитектурное прошлое Москвы 18 века; восстановление города после пожара 1812 года: принципы художественного единства; Москва эпохи модерна - переломный период в истории города; творчество выдающихся мастеров архитектуры Москвы - творческие биографии архитекторов и их роль в формировании архитектурного облика города; компьютерное технологии при изучении истории московской архитектуры - изучение прошлого как залог развития Москвы в будущем.

Разработаны научно-образовательные материалы, призванные помочь учащимся сориентироваться в значительном корпусе публикаций, графических материалов, посвященных истории архитектуры Москвы.

Значение проведенных научно-образовательных мероприятий (лекций и методических материалов) заключается в возможности использования результатов при изучении предмета Мировая художественная культура для стимулирования и развития интереса учащихся к истории города, его архитектуры и природного наследия.

Научно-образовательные и информационные материалы приведены в Приложении к Разделу 1.


Раздел 2. "Разработка методических материалов по актуальным проблемам сохранения историко-культурного наследия Москвы для проведения научно-практических семинаров «Я – Москвич» с учащимися школ по темам:

2.1.«Подлинность как базовое понятие сохранения историко-культурного наследия Москвы»;

2.2. «Реставрация памятников архитектуры Москвы. Положительные и отрицательные примеры»;

2.3.«Москва как художественное целое. Архитектурное и природное наследие города».

Цель данного раздела - формирование у учащихся представления о проблемах сохранения историко-архитектурного и природного наследия города Москвы. В рамках проведения Мероприятия №1 данный раздел рассматривается как развитие предыдущего этапа, направленного на углубление знаний учащихся об истории архитектуры Москвы различных исторических периодов. В данной связи важнейшими задачами являются: формирование интереса у молодежи к историко-культурному и природному наследию города Москвы и мотивации к деятельному участию в решении проблем его сохранения; ознакомление учащихся с ключевыми понятиями сферы сохранения наследия, такими как реставрация памятников архитектуры (на основе анализа положительных и отрицательных примеров), подлинность как базовое понятие сохранения наследия, художественная целостность города как основа сохранения своеобразия Москвы.

Разработка методических материалов осуществлялась на материально-технической базе МАРХИ в период с 17 октября по 30 ноября 2012 г. научно-образовательным коллективом в составе:

- Клименко С.В., канд. архитектуры, профессор кафедры Истории архитектуры и градостроительства - координация деятельности исполнителей, разработка методических материалов для проведения научно-практических семинаров по теме:«Реставрация памятников архитектуры Москвы. Положительные и отрицательные примеры»

- Душкина Н.О., профессор, канд. архитектуры, профессор кафедры Истории архитектуры и градостроительства - разработка методических материалов для проведения научно-практических семинаров по теме: «Подлинность как базовое понятие сохранения историко-культурного наследия Москвы»;

- Клименко Ю.Г., канд. архитектуры, доцент кафедры Истории архитектуры и градостроительства - разработка методических материалов для проведения научно-практических семинаров по темам: «Реставрация памятников архитектуры Москвы. Положительные и отрицательные примеры», «Подлинность как базовое понятие сохранения историко-культурного наследия Москвы»;

- Иванова И.Г., канд. архитектуры, доцент кафедры Истории архитектуры и градостроительства - разработка методических материалов для проведения научно-практических семинаров по теме:«Москва как художественное целое. Архитектурное и природное наследие города».

- Ногтева О.А., доцент кафедры Истории архитектуры и градостроительства - разработка методических материалов для проведения научно-практических семинаров по теме: «Москва как художественное целое. Архитектурное и природное наследие города»; формирование материалов для итогового отчета по мероприятию.

- Ивановская В.И., канд. искусствоведения, начальник информационно-издательского отдела - координация деятельности исполнителей, формирование материалов для итогового отчета по мероприятию.

Разработка методических материалов выполнялась с целью возможного их дальнейшего использования в рамках ознакомления учащихся средних школ и учителей с проблемами сохранения и реставрации историко-культурного наследия Москвы.

Разработанные методические материалы охватывают ключевые понятия сферы сохранения исторического и культурного наследия, такие как подлинность памятников архитектуры, их консервация и реставрация, а также их место в архитектурной среде города, который рассматривается как единый художественный организм.

Методический материал по теме: 2.1.«Подлинность как базовое понятие сохранения историко-культурного наследия Москвы». Цель разработки - ознакомление учащихся с проблемой подлинности как ключевым понятием в сфере сохранения историко-культурного наследия города Москвы. Возможность применения - материалы могут быть использованы в процессе проведения занятий в средних общеобразовательных школах с учащимися старших классов по дисциплинам "Мировая художественная культура", "История России"; при проведении научно-образовательных экскурсий при изучении историко-культурного наследия города Москвы.

Методический материал по теме: 2.2. «Реставрация памятников архитектуры Москвы. Положительные и отрицательные примеры». Цель разработки методического материала - ознакомление учащихся с проблемами реставрации памятников архитектуры в практике сохранения историко-культурного наследия города Москвы. Возможность применения - материалы могут быть использованы в процессе проведения занятий в средних общеобразовательных школах с учащимися старших классов, а также семинаров с учителями школ и колледжей.

Методический материал по теме: 2.3.«Москва как художественное целое. Архитектурное и природное наследие города». Цель разработки методического материала - ознакомление учащихся с понятием художественной целостности города как основы сохранения своеобразия Москвы. Возможность применения - материалы могут быть использованы в процессе проведения занятий в средних общеобразовательных школах с учащимися старших классов по дисциплинам "Мировая художественная культура", "История Отечества", "Московедение"; при проведении научно-образовательных экскурсий при изучении историко-культурного наследия города Москвы.

Значение разработанных методических материалов заключается в том, что при их использовании в процессе обучения в рамках преподавания ряда историко-культурных и художественных дисциплин в средней школе углубляются знания обучающихся об историческом прошлом города Москвы, происходит углубленное знакомство с подлинными памятниками архитектуры, проблемами их сохранения, реставрации и популяризации. В совокупности это отвечает главной цели разработки данных материалов - формированию интереса у молодежи к историко-культурному и природному наследию города Москвы, мотивации к деятельному участию в решении проблем его сохранения.

Раздел 3. "Проведение научно-практических семинаров для преподавателей средней школы по вопросам профориентирования молодежи по направлениям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»".


  1. Определение путей сотрудничества между колледжем и вузом;

  2. Создание рабочей группы по разработке проекта нового ФГОС СПО по направлению «ДАС».

Цель - заключение договора о сотрудничестве между Строительным колледжем № 30 и МАРХИ, а именно отделением «Дизайн» колледжа и кафедрой «Дизайн архитектурной среды» института.

Сотрудничество предполагает совместную образовательную, учебно-методическую и научную деятельность, а именно: проведение совместных научных конференций, совместную выставочную деятельность, преподавание в колледже ППС МАРХИ, совместную деятельность по развитию направления «Дизайн архитектурной среды», возможность поступления выпускников колледжа на 2-ой курс института на основе соотнесения образовательных программ и т.п.

Подобное сотрудничество способно инициировать развитие направления «Дизайн архитектурной среды» на уровне СПО, что явится значительным шагом по развитию данной профессиональной деятельности, откроет широкие возможности по обеспечению непрерывности образования. Данная инициатива, позволит рассмотреть возможность разработки ФГОС ВПО 3-го поколения по направлению «Дизайн архитектурной среды» для уровня среднего профессионального образованию.

Состав исполнителей:

Есаулов Г.В. – профессор МАРХИ, проректор по научной работе, доктор архитектуры;

Ермолаев А.П.- профессор кафедры «ДАС» МАРХИ, кандидат искусствоведения;

Шулика Т.О.- профессор кафедры «ДАС» МАРХИ, кандидат архитектуры;

Соколова М.А. - доцент кафедры «ДАС» МАРХИ, кандидат архитектуры;

Панова Н.Г. - доцент кафедры «ДАС» МАРХИ, кандидат искусствоведения;

Силкина М.А. - старший преподаватель кафедры «ДАС» МАРХИ;

Тарутина Е.В. - старший преподаватель кафедры «ДАС» МАРХИ.


Раздел 4. "Проведение серии социальных опросов и контрольных тестов, важных для апробации и действенного внедрения новых форм (дистанционного) обучения по направлениям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»".

В рамках данного этапа Мероприятия №1 коллективом из Высшей Школы Средового Дизайна было проведено исследование дополнительных образовательных программ и возможностей их модернизации с целью привлечения большего количества заинтересованного населения. В контексте общих задач Мероприятия №1 это представляется важным направлением, так как доступные для освоения программы дополнительного образования в сфере средового дизайна существенно повышают уровень эстетической культуры и понимания художественных ценностей среди активных жителей города, позволяя им не только грамотно оценивать существующее достояние, но и работать на улучшение объектов среды.

Целью данного исследования является установление удовлетворенности потребителей существующими на данный момент формами подачи учебного материала, составом программы, качеством предоставляемого образования и исследование возможных путей модернизации образовательных методик, применяемых в ВШСД.

В задачи настоящего проекта входит:

  1. Корректировка и уточнение анкет, изучающих потребности и удовлетворенность потребителей по вопросам, обозначенным в целях проекта.

  2. Проведение социального опроса среди выделенных для исследования групп потребителей.

Для проведения мониторинга использовались как интерактивные методы (анкеты в Google, рассылки по электронной почте), так и традиционный метод опроса с предоставлением анкет в печатном виде.

Для каждой категории потребителей были разработаны анкеты, учитывающие возрастную группу, погруженность в процесс обучения, профессиональный уровень.

В данном исследовании выделены следующие параметры удовлетворенности и критерии оценки:

  1. Удовлетворенность составом учебной программы, ее последовательностью и представленными в ней дисциплинами

  2. Исследование удовлетворенности качеством образования

  3. Исследование возможных путей модернизации учебной программы и введения дистанционных форм обучения

Мониторинг был проведен в октябре-декабре 2012 года.

Результаты выполнения Мероприятия №1 соответствуют поставленной цели и задачам и могут содействовать решению проблемы стимулирования интереса учащейся молодежи к вопросам сохранения и историко-культурного и природного наследия Москвы, играющего ключевую роль в формировании своеобразия города, повышение социальной активности и познавательного интереса к сохранению наследия г. Москвы, развитию национальных культурных традиций в системе общего и среднего профессионального образования, обеспечение непрерывности образования в системе «Школа-Колледж-ВУЗ». Предложены формы привлечения населения в сферу художественной деятельности, повышения уровня эстетического восприятия и культуры путем дополнительных образовательных программ в области дизайна среды.

В разделе 1 разработаны научно-образовательные материалы, призванные помочь учащимся сориентироваться в значительном корпусе публикаций, графических материалов, посвященных истории архитектуры Москвы. Значение проведенных научно-образовательных мероприятий (лекций и методических материалов) заключается в возможности использования результатов при изучении предметов "Мировая художественная культура", История России" для стимулирования и развития интереса учащихся к истории города, его архитектуры и природного наследия.

Значение методических материалов, включенных в раздел 2, заключается в том, что при их использовании в процессе обучения в рамках преподавания ряда историко-культурных и художественных дисциплин в средней школе углубляются знания обучающихся об историческом прошлом города Москвы, происходит углубленное знакомство с подлинными памятниками архитектуры, проблемами их сохранения, реставрации и популяризации. В совокупности это отвечает главной цели разработки данных материалов - формированию интереса у молодежи к историко-культурному и природному наследию города Москвы, мотивации к деятельному участию в решении проблем его сохранения.

По результатам Раздела 3 подготовлен проект договора о сотрудничестве между ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт (государственная академия)» и ГБОУ СПО «Строительный колледж № 30» г. Москвы, в котором обеспечивается непрерывность развития образовательных программ в среднем профессиональном и высшем образовании.

Раздел 4 позволил собрать значительный объем информации по теме новых форм предоставления образовательных услуг. Дистанционные формы обучения приобретают большую популярность в последнее время. Ряд учреждений, дающих образование в области дизайна, уже использует такие формы преподавания. При всем внимании к данной тенденции, мы с большой осторожностью относимся к широкому внедрению дистанционных и других инновационных форм обучения, так как для нас очень важно сохранить высокий стандарт классического художественного образования, трансформировав его в соответствии с необходимой методологической спецификой. В связи с этим необходимо глубокое изучение полученных в рамках этапа 4 материалов с целью выработки наиболее взвешенных и выверенных решений.

Разработка методических, научно-образовательных и иных материалов, а также формы проведения на их базе различных мероприятий (разделы 1-4) показали эффективность выбранных форм внедрения результатов Мероприятия №1.



Мероприятие 2

«ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, ТВОРЧЕСКОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ВОКАЛУ, ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ, РИСУНКУ, ЖИВОПИСИ, ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ И ПР.»


В воспитании сегодняшнего архитектора, а тем более специалиста развивающейся профессии архитектора-дизайнера, образовался очевидный разрыв. Профессия требует от специалиста высокого уровня композиционного и художественного мастерства, в то время как компьютеризация практики и образования влечет его в сторону стандартизированных, матричных действий, а академические вузовские рисунок, живопись и скульптура не дают должных представлений о современной культуре видения, восприятия, творчества.

В рамках Государственных программ города Москвы «Столичное образование» 2012-2016 гг., направленных на повышение качества школьного образования, значительное внимание уделено выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи, развитию и повышению качества профильного образования. Из списка задач Государственной программы «Столичное образование» 2012-2016 г.г., для решения которых необходимо сотрудничество с внешними организациями, для проведения Мероприятия №1 в качестве приоритетных определены следующие:

4.2. Вовлечение интеллектуальных и социокультурных ресурсов города Москвы в образование и социализацию детей;

4.3. Повышение качества подготовки специалистов, снижение дисбаланса между ожиданиями работодателей и уровнем подготовки выпускников государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального образования города Москвы;

4.5. Создание механизмов для использования образовательного, научного и культурного потенциала государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального образования города Москвы в интересах города Москвы.

В этой связи основными направлениями проводимого созданными научно-образовательными коллективами Московского архитектурного института (государственной академии) Мероприятия №2 являются: внедрение современных информационных технологий в процесс обучения учащихся общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждений; обеспечение непрерывности образования в системе «Школа-Колледж - ВУЗ»; стимулирование интереса талантливой молодежи к вопросам современной архитектуры и дизайна.

Для реализации поставленных задач предложены подходы, отличающиеся новизной: создание новых форм обучения моделированию в рамках архитектурно-дизайнерского довузовского образования; систематическая оценка качества довузовского архитектурно-дизайнерского образования молодежи г.Москвы; формирование методов популяризации и ознакомления школьной аудитории с инновационными методами архитектурно-дизайнерского проектирования.

Практическая значимость результатов Мероприятия заключается в развитии у молодежной аудитории представлений о визуальной культуре в целом, в том числе архитектурно-дизайнерского творчества; внедрение новых образовательных методик и форм, а также развитие новых критериев оценки качества образования молодежи г.Москвы.

Для реализации поставленных задач использован научный и педагогический потенциал сотрудников МАРХИ, применены традиционные и современные технологические методы обучения, использованы методические разработки, реализуемые в ходе обучения в МАРХИ по направлению подготовки "Дизайн архитектурной среды". Также привлечены студенческие работы по курсу композиционного моделирования, выполненные на базе кафедры "Дизайн архитектурной среды". Совокупность использованных методов позволяет формировать у школьников и учащихся СПО креативность мышления в реализации творческих задач.

Этап 1. Подготовка задания на проведение конкурса «Башня Будущего».

В рамках проведения Мероприятия №2 данный этап рассматривается как подготовительный для проведения конкурса. Целью данного этапа было формирование такого задания на проектирование, которое способствовало бы выявлению у участников творческих и проектных способностей, а также развитию навыков пространственного мышления и композиционного моделирования. В результате проведенных учебных экспериментов со студентами 1 и 3-го курсов кафедры ДАС были апробированы технологические приемы и ограничения, которые легли в основу методических разработок по конкурсу, что позволило сформулировать содержание конкурсного задания.

Этап 2. Обеспечение информационными ресурсами педагогов и школьников.

Целью данного этапа было распространение информации о конкурсе среди школьников и педагогов как общеобразовательных, так и специальных художественных учебных заведений, а также студий архитектурного творчества и учреждений СПО соответствующей направленности. В результате использования электронного информационного ресурса (интернет, целевая рассылка) к участию в конкурсе было подано около 80 заявок.

Этап 3. Знакомство участников с заданием конкурса «Башня Будущего», выдача материалов, организация рабочих мест.

Целью данного этапа было уточнение и разъяснение задания участникам конкурса, обеспечение их необходимыми материалами и местамидля работы. В результате этого этапа были созданы условия для успешного проведения первого тура конкурса.

Этап 4. Изготовление эскизного макета Башни.

Целью данного этапа было изготовление участниками эскиза Башни в соответствии с условиями первого тура конкурса в меньшем (по отношению к требуемому масштабу модели) масштабе. Результатом первого тура стали 42 эскизных макета Башни.

Этап 5. Определение членами жюри финалистов конкурса по итогам эскизного макета.

Целью данного этапа было определение макетов, отвечающих условиям конкурса и выбор из них наиболее отвечающих тематике конкурса. Критерием отбора служило выполнение условий конкурса: изготовление выкройки макета из одного листа безотходно с соблюдением технологии врезки. В результате работы жюри по результатам эскизного макета в финал конкурса прошло 22 участника.

Этап 6. Изготовление итогового макета.

Целью данного этапа было изготовление участниками макета Башни Будущего в соответствии с условиями конкурса. Результатом второго тура стали 22 финальных макета Башни.

Этап 7. Экспонирование макетов. Работа жюри. Награждение победителей и участников конкурса.

Целью данного этапа было определение победителей конкурса и награждение участников, финалистов и победителей. Критерием отбора служило соответствие тематике и пластическая выразительность макетов. В результате работы жюри отобрало 9 работ в трех номинациях, которые были отмечены специальными призами – книгами по профессиональной тематике.

Результаты проведенного конкурса позволяют считать, что его участники повысили уровень навыков макетного моделирования; приобрели опыт использования технологического приема в качестве катализатора творческого мышления. В целом конкурс решил свою основную задачу – повышение уровня визуальной культуры у школьников. Результаты мероприятия позволяют сделать вывод о необходимости введения основ композиционного моделирования в программу курса довузовской подготовки по направлению «Дизайн архитектурной среды».

Сравнение результатов мероприятия с лучшими достижениями подобных конкурсов прошлых лет (2006-2011гг.) показало эффективность использования технологического приема (врезка) как универсального обучающего инструмента в процессе развития пространственного и образного мышления школьников.


Вопросы, связанные с введением новых, в том числе дистанционных, форм обучения сейчас весьма актуальны. Особенно насущны они в сфере дополнительного высшего образования, поскольку в настоящее время перепрофилирование, профессиональная переподготовка и получение дополнительной квалификации – это востребованные направления образовательной деятельности, и они должны быть максимально ориентированы на потребителя.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» гласит:

2. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; 2004, № 27, ст. 2714; № 35, ст. 3607).

3. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

В настоящем исследовании рассматривается вопрос возможностей внедрения дистанционных форм обучения в сфере художественного образования, в частности, в области дополнительного высшего образования по направлению «Средовой дизайн».

 Анкета для специалистов  Анкета для выпускников  Анкета для слушателей  Анкета для всех заинтересованных 


ОТЧЕТ

Об инновационно - образовательной деятельности, проведенной научно-образовательными коллективами,

сформированными на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

в 2011 году в соответствии с договором №30 между МАРХИ и Ассоциацией Московских вузов.



Наименование и краткое содержание выполненных разделов, подразделов, этапов, научно-информационных материалов (НИМ), научно-образовательных материалов (НОМ), циклов занятий (ЦЗ)Срок выполнения: начало - конец
123
30.8.1.Организация тренинговых занятий, направленных на сохранение культурного наследия г. Москвы в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по направлению мировая художественная культура по теме «Москва в средние века».I-IV кв. 2011г.
30.8.1.1Подбор и обработка историко-архивного и иллюстративного материала, формирование базы данных студенческих курсовых работ (цифровые модели и макеты) кафедры "История архитектуры и градостроительства" по теме: Архитектурные памятники средневековой Москвы". НИМ: «Формирование базы данных студенческих курсовых работ (цифровые модели и макеты) кафедры "История архитектуры и градостроительства" по теме: Архитектурные памятники средневековой Москвы».I кв. 2011г.
30.8.1.2Разработка концепции учебного виртуального путеводителя по теме изучения архитектурного наследия "Москва в средние века". Формирование экскурсионных маршрутов на базе цифровых реконструкций несохранившихся средневековых архитектурных ансамблей Москвы или существующих памятников, дошедших до наших дней со значительными искажениями первоначального облика. НИМ по теме: «Концепция учебного виртуального путеводителя по теме изучения архитектурного наследия "Москва в средние века" на базе цифровых реконструкций»II кв. 2011г.
30.8.1.3Разработка научно-методического материала, направленного на обозначение проблемы подлинности как базового понятия для сохранения культурного наследия по теме: "Архитектурные памятники средневековой Москвы". Обсуждение с учащимися невосполнимых утрат и определение круга памятников архитектуры, требующего сохранения. НОМ: "Подлинность как базовое понятие для сохранения культурного наследия по теме: "Архитектурные памятники средневековой Москвы". Проведение тренинговых занятий"III кв. 2011г.
30.8.1.3.1Тренинговое занятие по проблеме подлинности в архитектурном наследии Москвы с учащимися ГОУ гимназия №15059 декабря 2011
30.8.1.4Организация тренинговых занятий для учащихся по теме: "Архитектурные памятники средневековой Москвы" в рамках истории архитектуры города и проблемы сохранения культурного наследия города. НОМ: «Архитектурные памятники Москвы эпохи средневековья. Программа проведения занятий с учащимися по истории архитектуры города и проблемам сохранения его культурного наследия»IV кв. 2011г.
30.8.1.4.1Проведение круглого стола с учащимися ГОУ средняя общеобразовательная школа №1908 г.Москвы16 декабря 2011
30.8.1.5.Планово-экономическое и информационное сопровождение1-4 квартал 2011
30.8.2Организация тренинговых занятий, направленных на сохранение культурного наследия г. Москвы в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по направлению мировая художественная культура по теме «Петровская Москва».I-IV кв 2011г.
30.8.2.1Подбор и обработка историко-архивного и иллюстративного материала, формирование базы данных студенческих курсовых работ (цифровые модели и макеты) кафедры "История архитектуры и градостроительства" по теме: "Архитектурные памятники Москвы петровского времени" НИМ: «Формирование базы данных студенческих курсовых работ (цифровые модели и макеты) кафедры "История архитектуры и градостроительства" по теме: Архитектурные памятники Москвы петровского времени».I кв. 2011г.
30.8.2.2Разработка концепции учебного виртуального путеводителя по теме изучения архитектурного наследия "Петровской Москва ". Формирование экскурсионных маршрутов на базе цифровых реконструкций несохранившихся средневековых архитектурных ансамблей Москвы или существующих памятников, дошедших до наших дней со значительными искажениями первоначального облика. НИМ: «Концепция учебного виртуального путеводителя по теме изучения архитектурного наследия "Москва петровского времени" на базе цифровых реконструкций».II кв. 2011г.
30.8.2.3Разработка научно-методического материала, направленного на обозначение проблемы подлинности как базового понятия для сохранения культурного наследия по теме: "Архитектурные памятники Петровской Москвы". Обсуждение с учащимися невосполнимых утрат и определение круга памятников архитектуры, требующего сохранения. НОМ: "Подлинность как базовое понятие для сохранения культурного наследия по теме: "Архитектурные памятники средневековой Москвы".III кв. 2011г.
30.8.2.4Организация тренинговых занятий для учащихся по теме: "Архитектурные памятники Петровской Москвы" в рамках истории архитектуры города и проблемы сохранения культурного наследия Петровской Москвы. НОМ "Архитектурные памятники Москвы петровского времени. Программа проведения занятий с учащимися по истории архитектуры города и проблемам сохранения его культурного наследия»IV кв. 2011г.
30.8.2.4.1Участие в научно-практическом семинаре «Культурно-историческое наследие России: необходимость сохранения, изучения, реставрации и надлежащего использования. Актуальные проблемы системы подготовки профильных специалистов» . (Организовано МАРХИ и Комитетом ТПП РФ с участием московской общественности)6 октября 2011 г.
30.8.2.5Планово-экономическое и информационное сопровождениеI-IV кВ. 2011
30.8.3Организация тренинговых занятий, направленных на сохранение культурного наследия г. Москвы в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по направлению мировая художественная культура по теме «Москва XVIII-ХХ века»I-IV кВ 2011г.
30.8.3.1Подбор и обработка историко-архивного и иллюстративного материала, формирование базы данных студенческих курсовых работ (цифровые модели и макеты) кафедры "История архитектуры и градостроительства" по теме: "Архитектурные памятники Москвы Нового времени". НИМ: «Формирование базы данных студенческих курсовых работ (цифровые модели и макеты) кафедры "История архитектуры и градостроительства" по теме: Архитектурные памятники Москвы Нового времени».I кв. 2011г.
30.8.3.2Разработка концепции учебного виртуального путеводителя по теме изучения архитектурного наследия «Москва XVIII-ХХ века». Формирование экскурсионных маршрутов на базе цифровых реконструкций несохранившихся архитектурных ансамблей Москвы или существующих памятников, дошедших до наших дней со значительными искажениями первоначального облика.I I кв. 2011г.
30.8.3.2.1 НИМ: «Концепция учебного виртуального путеводителя по теме изучения архитектурного наследия "Москва эпохи барокко. Творчество архитектора Д.В.Ухтомского»II кв. 2011
30.8.3.2.2 НИМ: ««Концепция учебного виртуального путеводителя по теме изучения архитектурного наследия "Москва эпохи"Архитектурные памятники Москвы эпохи классицизма. Мастера и их постройки»II кв. 2011
30.8.3.3Разработка научно-методического материала, направленного на обозначение проблемы подлинности как базового понятия для сохранения культурного наследия по теме: "Архитектурные памятники Москвы Нового времени ". Обсуждение с учащимися невосполнимых утрат и определение круга памятников архитектуры, требующего сохранения. НОМ: "Подлинность как базовое понятие для сохранения культурного наследия по теме: "Архитектурные памятники Москвы XVIII-XX веков". Проведение тренинговых занятий"III кв. 2011г.
30.8.3.4Организация тренинговых занятий для учащихся по теме: "Архитектурные памятники Москвы Нового времени " в рамках истории архитектуры города и проблемы сохранения культурного наследия города.IV кв. 2011г.
30.8.3.4.1 НОМ: «Архитектурные памятники Москвы эпохи классицизма. Программа проведения занятий с учащимися по истории архитектуры города и проблеме сохранения его культурного наследия».IV кв. 2011 г.
30.8.3.1.2НИМ: «Памятники архитектуры Москвы 20 века». Подготовка лекций для жителей Москвы4 квартал 2011 г.
30.8.3.1.3Проведение круглого стола с учащимися ГОУ средняя общеобразовательная школа №1908 г. Москвы13 декабря 2011
30.8.3.5.Планово-экономическое и информационное сопровождениеI-IV кв. 2011
30.8.4.Организация тренинговых занятий, направленных на сохранение культурного наследия г. Москвы в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по направлению мировая художественная культура по теме «Современные тенденции в формообразовании и национальные традиции формообразования в архитектуре Москвы ХХI века. Плетеная архитектура».I-IV кв. 2011г.
30.8.4.1Ознакомление учащихся с традицией плетения в мировой и отечественной архитектуре. НИМ: «Плетение – первое ремесло архитектора».I кв. 2011г.
30.8.4.2Ознакомление учащихся с темой плетения в современной архитектуре. НИМ «Плетеный мир Мьянмы».II кв. 2011г.
30.8.4.3Разработка, апробация и практическое обучение основам техники ремесла плетения из лозы.I I I кв. 2011г.
30.8.4.4Обучение теории и практики конструирования, авторское творчество в технике плетения.IV кв. 2011г.

Проведение цикла лекций на тему «Плетеная архитектура».11 ноября, 23 ноября, 24 ноября
30.8.4.5.Планово-экономическое и информационное сопровождение1-4 квартал 2011
30.8.5.Организация тренинговых занятий по направлению изобразительное искусство на тему «Изобразительные художественные традиции в современные графические приемы в архитектуре и искусстве.I-IV кв 2011г.
30.8.5.1Разработка НИМ «Рисунок растений».I кв. 2011г.
30.8.5.2Разработка НИМ «Наброски людей».I I кв. 2011г.
30.8.5.3Разработка НИМ «Городской пейзаж».I I I кв. 2011г.
30.8.5.4Разработка НИМ «Интерьер».IV кв. 2011г.
30.8.5.5.Планово-экономическое и информационное сопровождениеI-IV кв. 2011
30.8.6.Организация и проведение тренинговых занятий с использованием дистанционных технологий по направлению изобразительное искусство и дизайн, развивающие гуманистические традиции художественно – архитектурного образования.I-IV кв 2011г.
30.8.6.1Разработка материалов для проведения тренинговых занятий по теме «Одаренный ребенок» с использованием дистанционных технологий, апробация результатов в процессе тренинговых занятий. НИМ: «Система дистанционного обучения дисциплины Макетирование, развивающая программа «Одаренный ребенок».I кв. 2011г.
30.8.6.2Проведение тренинговых занятий для школьников по теме «Одаренный ребенок» с использованием дистанционных технологий.I I кв. 2011г.
30.8.6.3Разработка материалов для проведения тренинговых занятий для молодежи с использованием дистанционных технологий. НИМ «Жизнь в искусстве», апробация результатов в процессе тренинговых занятий.I I I кв. 2011г.
30.8.6.4Проведение тренинговых занятий для молодежи по теме «Жизнь в искусстве» в дистанционной форме.10 декабря 2011
30.8.6.4.1Тренинговые занятия с 1 ноября- 30 декабря18 ноября, 24 ноября, 1 декабря, 8 декабря, 15 декабря
30.8.1.5.Планово-экономическое и информационное сопровождениеI-IV кв. 2011
30.9.1Разработка методики оценки качества программы повышения квалификации в области дизайна архитектурной среды и организация тренингов по ее реализации.I-IV кв. 2011г
30.9.1.1Структурирование потребителей образовательных услуг по группам, определение их требований, разработка системы показателей качества учебного процесса совместно с обучающимися Высшей школы средового дизайна (ВШСД). НИМ Cтруктурирование потребителей образовательных услуг по группам, определение их требований, разработка системы показателей качества учебного процесса совместно с обучающимися Высшей школы средового дизайна (ВШСД). Изучение литературы по СМК и разработке систем показателей качества, анализ структуры ВШСД, организации и технологии учебного процесса, выбор направлений исследования по совершенствованию методик и инструментов предоставляемых услуг, изучение состава потребителей, структурирование потребителей, выделение приоритетных направлений мониторинга, с целью увеличения целевой аудитории, анализ предоставляемых услуг и разработка показателей качества.I кв. 2011г.
30.9.1.1.1 Проведение совещания о методиках оценки качества образовательных программ.14.02.2011
30.9.1.2Выбор методов сбора информации. Разработка анкет с привлечением опыта педагогической деятельности ВШСД. Проведение пробных опросов. Подготовка технической базы для проведения опросов в социальных сетях Интернета. НИМ: «Выбор методов анкетирования в соответствии с задачами данного исследования», разработка и подготовка анкет в печатном виде, подготовка анкет в электронном виде в системе Docs.Google, проведение пробных опросов анкетированием открытого типа в период защиты дипломных проектов в ВШСД, проведение пробных опросов анкетированием открытого типа среди школьников2-4 кв. 2011г.
30.9.1.2.1 Проведение пробных опросов анкетированием открытого типа абитуриентов МАРХИиюль 2011
30.9.1.2.2Фестиваль «Гармония среды» , мастер-классы в рамках недели дизайна на Сретенке.2-3.09.2011
30.9.1.2.3 Проведение пробных опросов анкетированием открытого типа участников фестиваля «Гармония среды», недели дизайна на Сретенке.2-3.09.2011 24.09.2011,
30.9.1.2.4Проведение пробных опросов анкетированием открытого типа потенциальных слушателей курса повышения квалификации «Экодом», участников мастер-классов ВШСД .14.10.2011 10.2011
30.9.1.3Переход на новый механизм поддержки сайта. Проведение опроса силами обучающихся ВШСД с целью развития коммуникативной составляющей компетенций обучающихся посредством увеличения опросной аудитории за счет социальных сетей. НОМ – разработка новой концепции сайта и переход на новый механизм поддержки сайта, с использованием CMS Joomla. Разработка плана повышение компетенции преподавательского состава, АУП и слушателей в сфере использования интернет-пространства, включая новый сайт, проведение опроса потребителей, увеличение опросной аудитории за счет социальных сетей. Активное внедрение в интернет-сообщество (wiki, социальные сети, блоги) для увеличения целевой аудитории.I I I кв. 2011г.
30.9.1.3.1Обсуждение методов опроса, их предполагаемой эффективности и перспектив анализа полученных данных с преподавателями профильных школ.30.авг.11
30.9.1.4Анализ полученных результатов, оценка адекватности результатов и выработка предложений по улучшению качества образовательных услуг. Организация и проведение тренингов по реализации разработанной методики. НОМ – анализ существующих методик обучения и состава программ, возможности корректировки в связи с полученными результатами, формулирование управленческих решений по улучшению функционирования Школы. Обсуждение этапов и последовательности внедрения новых функциональных возможностей веб-сайта в учебный процесс. Использование сайта для постоянного мониторинга учебного процесса в рамках СМК.IV кв. 2011г.
30.9.1.4.1Проведение круглого стола по результатам исследования с преподавателями средних школ.17.дек.11
30.9.1.5Планово-экономическое и информационное сопровождение1-4 квартал 2011
30.9.2.Разработка методики оценки качества дополнительного архитектурного образования на базе компьютерных курсов МАРХИ и организация тренингов по ее реализации.1-4 квартал 2011
30.9.2.1Анализ рынка образовательных услуг в части предоставления IT-услуг в архитектурно-дизайнерской, проектной среде. Определение категорий потребителей (внутренних и внешних) образовательных услуг, выявление их потребностей, разработка системы показателей. НИМ «Концепция организации занятий на подготовительных курсах МАРХИ, с учетом мотивации различных социальных групп».1 кв. 2011
30.9.2.2.1.Выбор методов сбора информации. Разработка анкет с привлечением опыта педагогической деятельности. НИМ «Концепция организации довузовской архитектурной подготовки с учетом возможностей проведения социологического исследования его качества».2 кв. 2011
30.9.2.2.2НИМ «Концепция организации довузовской архитектурной подготовки с учетом возможностей проведения социологического исследования его качества».- 2 часть3 кв 2011
30.9.2.3.Организация и проведение опроса силами обучающихся Компьютерных курсов с целью развития коммуникативной составляющей их профессиональных компетенций.3 кв. 2011

Тренинговые семинары с учащимися ПК МАРХИ и их родителями1-16 сентября 2011 года.
30.9.2.4.Разработка алгоритма обработки полученной информации, анализ полученных результатов с помощью статистических методов и выработка предложений по улучшению качества образовательных услуг. Организация и проведение тренингов по реализации разработанной методики. НИМ «Рекомендации по совершенствованию качества обучения на подготовительных курсах МАРХИ».4 кв. 2011
30.9.3Разработка методики оценки качества довузовского архитектурного образования для молодежи г. Москвы, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения и организация тренингов по ее реализации.I-IV кв. 2011г.
30.9.3.1Структурирование потребителей образовательных услуг по группам, определение их требований, разработка системы показателей с привлечением опыта педагогической деятельности.I кв. 2011г.
30.9.3.2Выбор методов сбора информации. Разработка анкет с привлечением опыта педагогической деятельности.I I кв. 2011г.
30.9.3.3Организация и проведение опроса c привлечением абитуриентов с целью облегчения процесса адаптации школьников к жизни вуза.I I I кв. 2011г.
30.9.3.4Разработка алгоритма обработки полученной информации (в т.ч. методом энтропии), анализ полученных результатов и выработка предложений по принятию управленческих решений по непрерывному совершенствованию образовательного процесса в МАРХИ.IV кв. 2011г.
30.9.3.5.Планово-экономическое и информационное сопровождение1-4 квартал 2011
30.10.1.Организация и проведение художественных и художественно-конструкторских конкурсов для молодежи г. Москвы.1- IV кв. 2011г.
30.10.1.1.Проведение информационно-образовательных мероприятий, направленных на осуществление художественного конкурса «Космические города», приуроченного к юбилею первого полета в Космос Ю.Гагарина НОМ «Методы оценки эффективности и качества организации и проведения творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры и искусства».I кв. 2011г.
30.10.1.2.Организация тестовых занятий-обсуждений с молодежью г.Москвы с целью разработки концепции художественно-конструкторского конкурса для молодежи г. Москвы «Школьный маяк».II кв. 2011г.
30.10.1.2.1Тестовые занятия - обсуждения с молодежью г. Москвы «Выполнение колористической композиции на тему: «Космические города».10.апр.1117.апр.11
30.10.1.3.Разработка условий конкурса, планирование мероприятий по организации художественно-конструкторского конкурса для молодежи г. Москвы «Школьный маяк». НИМ «Социологические исследования материально-технической оснащенности средних учебных заведений ЦАО г.Москвы».III кв. 2011г.
30.10.1.4.Подготовка и проведение методических семинаров с учителями средних школ г. Москвы по вопросам привлечения учащихся общего и среднего профессионального образования к участию в художественно-конструкторском конкурсе «Школьный маяк».IV кв. 2011г.
30.10.1.4.1Организация и проведение тренинговых занятий с учителями средних школ.18 ноября, 25 ноября, 2 декабря, 9 декабря, 16 декабря
30.10.1.5.Планово-экономическое и информационное сопровождениеI-IV кв. 2011