Статьи по довузовскому образованию
Социологическое исследование вопросов организации и проведения архитектурных Олимпиад в ВУЗах России.
В декабре 2008 года в МАРХИ состоялась первая Интернет - конференции по вопросу организации и проведения профильных Олимпиад в архитектурных и дизайнерских ВУЗах России. Актуальность рассмотрения данного вопроса была обусловлена устойчивой тенденцией во внутренней политике России, направленной на замену вступительных экзаменов, проводящихся самостоятельно государственными вузами на зачисление по результатам независимой экспертизы знаний - ЕГЭ. В качестве альтернативы ЕГЭ для творческих вузов предлагается проведение профильных многоуровневых Олимпиад.
В архитектурных вузах России накоплен большой опыт проведения профильных олимпиад. Так творческие соревнования для старшеклассников, планирующих стать архитекторами, проводятся в нашей стране многими архитектурными школами (МАРХИ, Урал ГАХА, НГАХА и другими). Но форма проведения Олимпиады для старшеклассников, которая позволяла бы выделить абитуриентов, имеющих наибольшие способности к архитектурному творчеству, пока так не найдена. В этой связи и было принято решение еще раз обсудить тему профильных олимпиад внутри профессионального сообщества, организовав Интернет-конференцию, и в ее рамках проведя социологическое исследование, собрав и опубликовав в Интернете статьи и выступления руководителей архитектурных школ и довузовских подразделений, сделав доступной для обсуждения данную тему. И тем самым дать еще раз возможность подумать над темой общероссийской архитектурной Олимпиадой.
Социологическое исследование проводилось с помощью письменного анкетирования руководителей архитектурно-дизайнерских школ России и русскоязычного зарубежья. В исследовании приняли участие представители семи ВУЗов, в том числе Московский архитектурный институт (г.Москва), НГАСУ (г.Новосибирск), инженерно-строительный факультет ВолГАСА (г.Вологда), Архитектурный факультет Института градостроительства, управления и региональной экономики Сибирского Федерального Университета ( СФУС, г.Красноярск), института архитектуры КНУСА (г. Киев), Архитектурно-строительный факультета Восточно-Казахстанского государственного технического университета (г. Усть-Каменогорск), архитектурного факультета Приднестровского ГТУ (г. Терасполь). Три из семи вузов являются зарубежными и представляют Украину, Казахстан и Приднестровскую республику в составе Молдавии, таким образом, исследование приобрело международный характер.
Все респонденты, принявшие участие в анкетировании имеют длительный стаж работы вузе - от 8 до 40 лет (70% респондентов работают архитектурных вузах более 15 лет), научную степень или ученое звание, опыт работы в довузовских структурах или опыт проведения вступительных экзаменов в архитектурный вуз.
Олимпиады по профильным дисциплинам архитектурного образования проводятся в трех из семи вузов, принявших участие в анкетировании: МАРХИ, НГАХА, СФУС, все прочие респонденты хотели бы перенять опыт проведения профильных Олимпиад и приняли участие в Интернет -конференции именно с этой целью.
В числе дисциплин, по которым проводятся профильные Олимпиады, были названы: рисунок (МАРХИ, СФУС), композиция (МАРХИ, НГАХА, СФУС), живопись (НГАХА, СФУС), черчение (СФУС), основы проектного творчества (НГАХА).
Во всех вузах профильные Олимпиады проводятся более 15 лет.
Ответ на вопрос «Перечислите темы прошедших Олимпиад» был задан без привязки к предметам, по которым проводились Олимпиады. В этой связи ответ на него был получен только из МАРХИ и СФУС. Темы Олимпиад по композиции в МАРХИ – «Противостояние», «Граница», «Организация кубического пространства», «Эстрада»; по рисунку и архитектурной графике «Мой любимый город», «Патриотическая олимпиада». Олимпиады СФУС по архитектуре и по ИЗО (изобразительное искусство), состоят из разных заданий: для «архитекторов» это композиция из геометрических тел на разные темы (город будущего, театр, и т.п.), для ИЗО – живописная композиция из группы людей тоже на разные темы.
На вопрос «Какие поощрения Вы чаще всего используете для победителей архитектурных Олимпиад?», респонденты указывали как на способы моральной поддержки победителей (грамоты, призы), так и на вполне прагматичные преимущества при зачислении в вуз у победителей Олимпиад (в НГАХА ) : зачисление без экзамена по предмету проведения Олимпиады и преимущественное право поступления в Вуз (дополнительные баллы, зачисление при равном количестве баллов и т.д.).
Озабоченность вызывает излишняя формализация процесса зачисления на архитектурный факультет СФУС, когда последние два года зачисление осуществляется компьютером университетской приемной комиссией, без участия деканата и факультета. Информационная поддержка проведения профильных Олимпиад осуществляется, как правило, ВУЗом самостоятельно. Без привлечения рекламных агентств и других внешних специалистов: делаются объявления в организациях архитектурного довузовского образования (на подготовительных курсах, в спецшколах, колледжах, архитектурных студиях и пр.), самостоятельно распространяется реклама в общеобразовательных школах, художественных школах, в библиотеках, музеях и других культурно - просветительных учреждениях, публикуется информация на сайте Вуза. Такой подход к информированию будущих участников Олимпиады был отмечен во всех присланных анкетах.
Все респонденты, принявшие участие в социологическом опросе, считают необходимым и полезным дальнейшее обсуждение вопросов организации и проведения архитектурных Олимпиад, в том числе и в форме Интернет – конференций.
В качестве пожеланий и рекомендаций участникам Интернет -конференции были высказаны следующие предложения:
- продолжить обсуждение вопросов организации и проведения профильных Олимпиад на уровне УМО по архитектурным специальностям с целью выработки единых требований к проведению профильных Олимпиад и придания им статуса федеральных (МАРХИ, г. Москва, Топчий И.В., канд. арх., директор подготовительных курсов),
- провести всероссийскую конференцию по теме специализированных профильных олимпиад, которые необходимо оформить законодательно и официально засчитывать результаты работ победителей в качестве результата вступительного испытания (НГАХА, г. Новосибирск, Радзюкевич А.В., директор центра довузовской подготовки, канд.арх., доцент каф. доцент каф. «КТП»).
Оргкомитет Конференции благодарит всех участников, приславших анкеты и свои замечания по обсуждаемым вопросам и выражает уверенность, что работа по данному направлению будет продолжена и в ней примут участие все архитектурные школы России, которые проводят или собираются проводить у себя в регионах архитектурные Олимпиады для старшеклассников.
Топчий Ирина Владимировна,
канд. арх., директор подготовительных курсов,
начальник информационно-аналитического отдела НИЧ МАРХИ.
- Архитектурная Олимпиада – первый этап профессиональной деятельности.
Анисимова И.И., Куповский С.М., Чуклова В.П., МАРХИ. С.225-226
Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ. Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава и молодых ученых, 28-30 апреля 2008 года. Тезисы докладов. - М.:»Архитектура-С», 2008г.302с. - Патриотическая Олимпиада – поиск преемников в профессии.
Топчий И.В., с.245-246
Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ. Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава и молодых ученых, 28-30 апреля 2008 года. Тезисы докладов. - М.:»Архитектура-С», 2008г.302с. - Роль композиционной подготовки в довузовском обучении.
Вакулина И.Н., с.76-77
Инновационные методы и технологии в высшем архитектурном образовании. Материалы научной конференции. Самара. 2008.
- Какие вступительные экзамены нужны в архитектурно-художественный вуз.
Гудков А.А., Радзюкевич А.В., НГАХА с.3-5
Роль вступительных экзаменов в архитектурные Вузы в контексте реформы высшего образования. 18-20 апреля 2001г. материалы конференции. МАРХИ, - М., 2001.
- Из опыта вступительных экзаменов в Пизанскую Архитектурную Академию
Г.Г.Овчаренко. МАРХИ. С.35-36.
Роль вступительных экзаменов в архитектурные Вузы в контексте реформы высшего образования. 18-20 апреля 2001г. материалы конференции. МАРХИ, - М., 2001. - Как принимать в вуз?
Степанов А.В. МАРХИ, с.65-67.
Роль вступительных экзаменов в архитектурные Вузы в контексте реформы высшего образования. 18-20 апреля 2001г. материалы конференции. МАРХИ, - М., 2001. - Кого же принимать в архитектурный институт?
Речь акад. Степанова А.В. на открытии межвузовского семинара УМО по архитектурным специальностям. – М., 2003. - ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА АБИТУРИЕНТОВ — БУДУЩИХ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ.
А.В.Радзюкевич директор Центра довузовской подготовки НГАХА. Интернет-конференция, МАРХИ 2008г.