МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
Всероссийский открытый концептуальный конкурс, посвященный 275-летию московской архитектурной школы Московского архитектурного института «Архитектура - картина времени».
Конкурс плакатов, посвященный 275-летию Московской архитектурной школы
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Как принимать в ВУЗ

Как принимать в вуз?

А. В. Степанов, Проректор УМО МАРХИ, Академик РААСН 

      Что должен знать и уметь поступающий в архитектурный вуз? Вопрос не простой для любой специальности, тем более для архитектора. Дело в том, что если для многих специальностей в средней школе есть базовые предметы: математика, физика, химия - для технических; литература, история - для гуманитарных, то архитектура таких не имеет.

      Иногда вспоминают о рисунке и черчении. Но при нынешнем положении с этими предметами в школе толку от них мало. Надо сказать, что недовольство высшей школой уровнем подготовки выпускников средней школы - тема постоянная. В свое время, великий ученый, дважды лауреат Нобелевской премии Мари Склодовская на эту тему высказалась так: «Нежели отдавать своих детей в школу, лучше их сразу утопить». И ее дочь, будущий лауреат Нобелевской премии Ирен Кюри училась в домашних условиях. Даже наше школьное образование, когда-то лучшее в мире (третье место после Норвегии и Швеции) не избежало упреков со стороны вузов. Что же можно говорить о теперешнем положении, когда российское школьное образование тоже на третьем месте, только с конца (Т1МЗЗ. Вып.4 ИОСО РАО №1998). Хуже учат только на Кипре и в Африке.

      Социальные изменения последних лет пагубно отразились не только на качестве школьного образования, но и породили нездоровую психо - нравственное отношение к школе. Наряду с так называемыми «общеобразовательными» школами расплодилось множество элитарных платных лицеев, гимназий, колледжей и тому подобных заведений. Довод вроде бы основательный : обеспечить возможность индивидуализировать обучение. Положение спорное. Ведь речь не идет о всеобщем подходе, а только в элитных школах. А как же остальные? Может быть справедливее дать всем хорошее общее образование, а индивидуальную работу организовать по-другому?

Вспомним Гегеля, который, как известно, был директором гимназии. Так он считал: « ... Мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по общим для всех правилам».

      Нездоровая атмосфера поразила и школьное образование. Отметки стали зависеть не только от способностей ученика и его прилежания. Так при приеме в технический вуз, более 50% медалистов оказались не способными сдать единственный экзамен хотя бы на «тройку».

      Увеличение доли «платников» в вузах ведет к окончательному перекрытию дороги способным, но бедным к получению высшего образования.

В архитектурном образовании сомнительность в его общедоступности стала фактом. Чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, надо потратить немалые деньги, которые по карману совсем не многим.

Сверху, от начальства идут непрерывным потоком мало продуманные реформы.

      Сейчас проверяется идеал замены конкурсных экзаменов, так называемыми , тестами. Так мол принято в «цивилизованных» странах». Хотя известно, что в Японии отказались от этого четыре года назад, Китай тоже вернулся к конкурсному набору в вузы. А пока споры, как принимать на первый курс, продолжаются. Диапазон мнений безразмерен. В некоторые архитектурные школы прием идет просто по записи, в другие - по результатам в школе, но многие считают, что лучший способ оценки способностей все-таки экзамены.

      Но каково должно быть содержание этих экзаменов?

      Если говорить о наших условиях, то показательны два обстоятельства: во-первых, резко изменился удельный вес отдельных дисциплин. Если раньше рисунок, композицию, черчение, литература и математика оценивались по единой пятибалльной шкале, то потом три первых перешли на десятибалльную шкалу, потом литература и математика на систему «зачет» - «не зачет».

Удельный вес пространственно-изобразительных дисциплин стал, по сути дела, определяющим. Это можно считать признаком его ведущей роли для оценки степени годности к освоению архитектурной профессии. Все ли уверены в этом? И второе: постепенно, шаг за шагом, почти все архитектурные школы, ранее повторявшие систему приемных экзаменов МАРХИ, отошли от нее, внедряя различные вариации этой системы.

      Можно ли считать, что лучший вариант найден? Едва ли. Наше совещание и имеет целью узнать, что думают наши коллеги по этому поводу.