Как принимать в ВУЗ
Как принимать в вуз?
А. В. Степанов, Проректор УМО МАРХИ, Академик РААСН
Что должен знать и уметь поступающий в архитектурный вуз? Вопрос не простой для любой специальности, тем более для архитектора. Дело в том, что если для многих специальностей в средней школе есть базовые предметы: математика, физика, химия - для технических; литература, история - для гуманитарных, то архитектура таких не имеет.
Иногда вспоминают о рисунке и черчении. Но при нынешнем положении с этими предметами в школе толку от них мало. Надо сказать, что недовольство высшей школой уровнем подготовки выпускников средней школы - тема постоянная. В свое время, великий ученый, дважды лауреат Нобелевской премии Мари Склодовская на эту тему высказалась так: «Нежели отдавать своих детей в школу, лучше их сразу утопить». И ее дочь, будущий лауреат Нобелевской премии Ирен Кюри училась в домашних условиях. Даже наше школьное образование, когда-то лучшее в мире (третье место после Норвегии и Швеции) не избежало упреков со стороны вузов. Что же можно говорить о теперешнем положении, когда российское школьное образование тоже на третьем месте, только с конца (Т1МЗЗ. Вып.4 ИОСО РАО №1998). Хуже учат только на Кипре и в Африке.
Социальные изменения последних лет пагубно отразились не только на качестве школьного образования, но и породили нездоровую психо - нравственное отношение к школе. Наряду с так называемыми «общеобразовательными» школами расплодилось множество элитарных платных лицеев, гимназий, колледжей и тому подобных заведений. Довод вроде бы основательный : обеспечить возможность индивидуализировать обучение. Положение спорное. Ведь речь не идет о всеобщем подходе, а только в элитных школах. А как же остальные? Может быть справедливее дать всем хорошее общее образование, а индивидуальную работу организовать по-другому?
Вспомним Гегеля, который, как известно, был директором гимназии. Так он считал: « ... Мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по общим для всех правилам».
Нездоровая атмосфера поразила и школьное образование. Отметки стали зависеть не только от способностей ученика и его прилежания. Так при приеме в технический вуз, более 50% медалистов оказались не способными сдать единственный экзамен хотя бы на «тройку».
Увеличение доли «платников» в вузах ведет к окончательному перекрытию дороги способным, но бедным к получению высшего образования.
В архитектурном образовании сомнительность в его общедоступности стала фактом. Чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, надо потратить немалые деньги, которые по карману совсем не многим.
Сверху, от начальства идут непрерывным потоком мало продуманные реформы.
Сейчас проверяется идеал замены конкурсных экзаменов, так называемыми , тестами. Так мол принято в «цивилизованных» странах». Хотя известно, что в Японии отказались от этого четыре года назад, Китай тоже вернулся к конкурсному набору в вузы. А пока споры, как принимать на первый курс, продолжаются. Диапазон мнений безразмерен. В некоторые архитектурные школы прием идет просто по записи, в другие - по результатам в школе, но многие считают, что лучший способ оценки способностей все-таки экзамены.
Но каково должно быть содержание этих экзаменов?
Если говорить о наших условиях, то показательны два обстоятельства: во-первых, резко изменился удельный вес отдельных дисциплин. Если раньше рисунок, композицию, черчение, литература и математика оценивались по единой пятибалльной шкале, то потом три первых перешли на десятибалльную шкалу, потом литература и математика на систему «зачет» - «не зачет».
Удельный вес пространственно-
Можно ли считать, что лучший вариант найден? Едва ли. Наше совещание и имеет целью узнать, что думают наши коллеги по этому поводу.