Поиск преемников в профессии
Патриотическая Олимпиада – поиск преемников в профессии.
Топчий И.В., канд. арх., директор подготовительных курсов МАРХИ
Одной из традиций в архитектурном образовании МАРХИ, возникшей в советский период и сохранившейся до настоящего времени, является проведение конкурсов для будущих студентов МАРХИ. Конкурсы получили название «Архитектурной Олимпиады для старшеклассников», и всегда проводили идею близкую к идее олимпийского движения, «объединяя участников в честных и равноправных соревнованиях».
Конкурс проводился незадолго до вступительных экзаменов, в некоторые годы позволял победителям заранее «сдать» экзамен по композиции высокий балл. Именно это обстоятельство являлось основным моментом, привлекающим участников. Так основной целью Олимпиады стал поиск талантливых подростков и привлечение их к поступлению в институт.
Задания Архитектурной Олимпиады в полной мере отражали специфику начального профессионального образования в МАРХИ, как по форме выполнения (графическая техника или макет), так и по смыслу задания (проект небольшого сооружения или абстрактно- концептуальная пространственная композиция- «Эстрада», «Башня», «Граница», «Противостояние» и т.д.).
Пять – семь лет назад, одновременно с введением Единого государственного экзамена, ситуация с архитектурными Олимпиадами для абитуриентов изменилась. Государственный контроль над процессом поступления в вузы привел к тому, что победители внутри вузовских конкурсов были лишены права засчитывать свои дипломы в качестве одного или нескольких вступительных экзаменов. А с 2009 года планируется вместо вступительных экзаменов засчитывать только дипломы победителей Олимпиад общероссийского уровня. Это является существенным препятствием в организации архитектурных Олимпиад. Кроме того, что конкурсы для абитуриентов теперь могут проводиться только по предметам, относящихся к числу обязательных дисциплин общей средней школы. Естественно, что специальные дисциплины довузовского архитектурного образования- архитектурный рисунок, архитектурное черчение, композиция, колористическая композиция, не входят в их число.
Можно было бы формально отнести архитектурную графику и композицию к таким как школьным предметам, «ИЗО» или «Мировая художественная культура», и при этом постараться сохранить архитектурную направленность в заданиях. Но сделать это достаточно сложно, поскольку в рамках общеобразовательных дисциплин существует многоуровневая система проведения конкурсов и олимпиад, охватывающая работу со школьниками с первого по одиннадцатый класс. Рядом с сотнями тысяч участников Олимпиады по ИЗО, несколько сотен абитуриентов архитектурных вузов могут во всех смыслах «потеряться».
Более оптимистично выглядят «нематериальные» аргументы, которые способствуют сохранению архитектурных Олимпиад для старшеклассников. К ним относятся, например, увеличение количества абитуриентов и привлечение внимания к архитектурным профессиям, повышение качественной подготовки абитуриентов при подготовки их к Олимпиаде, получение абитуриентами первого профессионального опыта участия в конкурсах, проведение дополнительной экспертной оценки творческих способностей абитуриентов и т.д. Все вышеперечисленные аргументы способствуют более объективному отбору абитуриентов, поиску объективно мотивированных абитуриентов и сохранению преемственности поколений в профессиональной сфере.
Реалии современного общества позволяют развивать традиции проведения Олимпиад. Опыт проведения Интернет - конкурсов и комбинированных очно - виртуальных конкурсов существует во многих специальностях, новая технология может быть использована и для проведения архитектурных Олимпиад. С помощью Интернета информация о предстоящем событии распространяется максимально широко и с его помощью могут быть найдены все, кто заинтересован в участии в конкурсе. В глобальной сети можно получить работы, создать виртуальную выставку, организовать общественное обсуждение и т.д.
В качестве эксперимента в 2008 году было принято решение провести две Олимпиады - одну очную, в виде четырех часовой клаузуры и вторую, в виде конкурса графических работ. Тема «Патриотической олимпиады» (графический конкурс) выбиралась как отклик на одну из проблем современной архитектуры - глобализацию. Затрагивая все стороны жизни человека, глобализация нивелирует своеобразие традиционной национальной архитектуры и унифицирует среду исторических городов. В рамках нашего конкурса будущим студентам- архитекторам предложено задуматься над вопросом сохранения национального наследия, проблемами созданием новой образности, сочетающей национальные традиции и современность. Организаторы конкурса отдают себе отчет, что данная проблема является одной из наиболее сложных не только для абитуриентов и студентов, но и для практикующих архитекторов.
В качестве «отягощающих обстоятельств» конкурса выступает и конкурсная площадка, которая предлагается абитуриентам МАРХИ. Участок для проектирования расположен в центре Москвы, на улице Рождественка, напротив здания института. Можно предположить, что будущие участники конкурса обладают только некоторыми художественно-графическими навыками, обусловленными необходимостью сдавать в вуз вступительные экзамены по рисунку. Знания о композиционных закономерностях, истории архитектуры, транспорту, социологии, конструкциям и всем остальным дисциплинам, которые были бы необходимы для решения столь сложной задачи, пока отсутствуют. «Патриотическая Олимпиада» может быть расценена скорее как средство профессиональной ориентации, поиск будущих коллег, которым не безразлична судьба родного города. Они не обладают всеми нужными знаниями, но имеют сильное желание решить градостроительные и архитектурные проблемы родного города. Положительный результат от проведения конкурса следует ожидать, прежде всего, в морально – нравственном аспекте. Насколько удачными будут конкурсные работы в плане архитектуры, можно будет судить только после подведения его итогов.