МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
Всероссийский открытый концептуальный конкурс, посвященный 275-летию московской архитектурной школы Московского архитектурного института «Архитектура - картина времени».
Конкурс плакатов, посвященный 275-летию Московской архитектурной школы
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Первый этап

АРХИТЕКТУРНАЯ ОЛИМПИАДА-ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анисимова И.И., проф., Куповский С.М., проф., Чуклова В.П., доц.

Архитектурная Олимпиада традиционно проводится в МАРХИ в течение почти четверти века, за исключением небольшого перерыва, вызванного административными причинами. Широко распространившаяся в последние годы тенденция к проведению общегородских и региональных олимпиад в крупнейших ВУЗах страны для выявления наиболее способных в данной области учащихся способствовала восстановлению этого чрезвычайно полезного мероприятия и в МАРХИ.

Олимпиада проводится кафедрой «Основы архитектурного проектирования» при организационном руководстве приемной Комиссии.Это однодневная клаузура, которая выполняется в аудитории в течение шести академических часов. Преподаватели кафедры определяют общий характер работы и составляют задание, проводят оценку работ, затем анализируют результаты.

В течение многих лет победа в Олимпиаде (первые 13 мест) приравнивалась к получению оценки на экзамене по композиции (от 9-ти до 7-ми баллов), что создавало дополнительные стимулы для участников. К сожалению, в настоящее время это правило отменено, хотя такая система давала шансы на поступление тем талантливым абитуриентам, которые в силу экономических или социальных причин не смогли адекватно подготовиться к труднейшим экзаменам.

Основной контингент участников Олимпиады - это учащиеся 9-11 классов из Москвы и ближнего Подмосковья. Большинство из них ставит своей целью поступление в МАРХИ и имеет определенную довузовскую подготовку. Среди них много воспитанников художественных школ (главным образом «Старта»), подготовительного отделения МАРХИ, различных подготовительных курсов и частных студий. Практически не встречаются участники «с улицы».

Подготовленность участников уже много лет назад позволила перейти от простых конкретных заданий (типа детской площадки, ледового городка и т.п.) к более сложным, выражающим какую либо идею опосредованно, оперируя более сложными абстрагированными формами. В значительной степени характер этих заданий стал соотноситься с содержанием курса объемно - пространственной 
композиции, с которым учащиеся встречаются с первых дней учебы в институте. В этом случае главным становится не предмет, а понятие или состояние.

Иногда, тема связывалась с каким-либо реальным событием, волнующим в данный момент все общество. Так, во время землетрясения в Спитаке была предложена тема «стихийное бедствие». В представленных работах композиционное решение было подчинено выражению эмоционального отношения автора к драматическим событиям того времени. Несколько раз темы олимпиады включали мотивы противостояния, отражая сложные события, происходившие в нашей стране в 80-е-90-е годы.

Многолетний анализ показал, что уже в 10 - 11-м классах школы определенную довузовскую подготовку, обладают навыками абстрактного мышления, позволяющими оперировать такими понятиями, как пространство, объем, плоскость, их взаимодействие, владеют методами моделирования геометрических форм. Это было продемонстрировано на Олимпиаде 2007-х> года, когда было выполнено много великолепных макетных работ на тему «Разработка внутреннего пространства куба». Подобные темы наиболее удачно решаются в макете, что и является основной формой подачи клаузуры. Кроме того, макет подталкивает автора к обобщенным решениям, избегая ненужной детализации и конкретики.

В результате этих наблюдений у преподавателей вырисовывается образ Абитуриента и будущего первокурсника, что помогает скорректировать содержание начального курса обучения. Одним из важнейших факторов является снижение возраста поступающих. Нередки случаи, когда он едва достигает 16-ти лет. Очевидно, что такой подросток может освоить технические задачи, но едва ли способен осознать какой спектр общекультурных, социальных и гуманистических проблем будет стоять перед ним как будущим архитектором.

В целом, участие в соревновании, которым является архитектурная Олимпиада, имеет большое психологическое значение для ее участников. Впервые будущие абитуриенты могут окунуться в атмосферу творческого поиска, учатся сосредотачиваться, распределять время, сформировывать свой замысел сначала вербально и лишь затем при помощи изобразительных средств. Кроме того, возможно для некоторых этот опыт послужит проверкой реального желания избрать такую трудную профессию как профессия архитектора.