Колористическая композиция
Авторы:
Панова Н. Г., доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ
Соколова М.А., ст. преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ
Архитектурная среда является частью современной пластической культуры. Эта культура, развиваясь в течение последнего столетия, обогатилась целым рядом художественных направлений, определяемых общим термином – абстрактное (нефигуративное) искусство. Его язык – это геометрические формы и цвет, композиция их организации и сочетаний. Для того чтобы в дальнейшем уметь решать задачи композиционной организации и цветового решения архитектурной среды, абитуриенту не достаточно подготовки по традиционной живописной программе. Этот довузовский курс поможет абитуриенту осуществить начальное знакомство с современным искусством и его художественным языком, что является необходимой основой для подготовки к экзамену «Плоскостная колористическая композиция» по специальности архитектор-дизайнер.
Цели и задачи курса:
- знакомство с современной художественной культурой и ее мастерами
- знакомство с такими элементами визуального языка, как линия и пятно
- знакомство с основами колористической грамоты
- овладение первоначальными навыками работы с цветом и живописной поверхностью
- умение использовать выразительные особенности цвета
- знакомство с понятиями контраст, нюанс, цветовая гармония, акцент, соподчиненность элементов композиции и т.д.
- формирование навыков композиционной организации плоскости
- развитие способности анализировать и изучать устройство натурной реальности
- навык перевода объекта натуры в обобщенный локально окрашенный цветной силуэт
- навык перевода натурной постановки в плоскостную колористическую композицию
- формирование начальных навыков проектного решения художественных задач
Структура курса:
Курс «Колористическая композиция» включает 2 лекции и 26 практических занятия, собранных в 4 раздела:
1. Развитие цветовой и живописной грамоты (1 лекция, 8 занятий)
2. Знакомство с современной художественной культурой и отдельными мастерами-живописцами (1 лекция, 6 занятий)
3. Формирование навыков композиционной организации колористической работы (4 занятия)
4. Методика постадийного выполнения плоскостной колористической композиции (8 занятий).
Учебная программа «Колористическая композиция».
Довузовская архитектурная подготовка.
NN | ТЕМА | ЛЕКЦИЯ | ЗАДАНИЯ | ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ |
1 | Развитие цветовой и живописной грамоты | Колористическая грамота | ||
1.1 | Задание 1. Цветовой круг. Основные и смешанные цвета |
пример | ||
1.2 | Задание 2. Разрез цветового тела |
пример | ||
1.3 | Задание 3. Знакомство с цветом. Простейшие варианты смешения цветов. |
пример пример пример пример пример |
||
1.4 | Задание 4. Понятие живописного пятна |
пример пример пример |
||
1.5 | Задание 5. Понятие живописной поверхности |
пример пример |
||
1.6 | Задание 6. Понятие многослойной живописной поверхности |
пример пример пример |
||
1.7 | Задание 7. Контраст дополнительных цветов. Красный (красно-фиолетовый) и зеленый (желто-зеленый) |
пример пример пример пример |
||
1.8 | Задание 8. Контраст дополнительных цветов. Синий (фиолетовый) – оранжевый (желтый) |
пример пример пример |
||
2 | Знакомство с современной художественной культурой и отдельными мастерами-живописцами. | Современная художественная культура | ||
2.1 | Задание 1. Постановка на композиционное соединение основных цветов спектра |
пример пример |
||
2.2 | Задание 2. Знакомство с живописным языком и композиционными принципами С. Полякова |
пример пример пример |
||
2.3 | Задание 3. Постановка на композиционное соединение цветов второго порядка (оранжевый, зеленый, фиолетовый) |
пример пример |
||
2.4 | Задание 4. Знакомство с живописным языком и композиционными принципами А. Матисса |
пример пример |
||
2.5 | Задание 5. Знакомство с живописным языком и композиционными принципами Д. Моранди |
пример пример пример |
||
2.6 | Задание 6. Знакомство с творчеством художников направления «Фовизм» |
пример | ||
3 | Формирование навыков композиционной организации колористической работы. | |||
3.1 | Задание 1. Знакомство с обобщенным изображением объектов. Композиция из обобщенных силуэтов. |
|||
3.2 | Задание 2. Знакомство с возможностями композиционного обобщенного изображения постановки |
|||
3.3 | Задание 3. Знакомство с понятием тональный контраст |
|||
3.4 | Задание 4. Знакомство с понятием тональный нюанс |
|||
4 | Методика постадийного выполнения плоскостной колористической композиции. | |||
4.1 | Задание 1. Освоение цветового и тонального контраста. Выполнить эскизы композиции. |
|||
4.2 | Задание 2. Освоение цветового и тонального контраста. Выполнить итоговую работу с выявлением цвето-тонального контраста. |
|||
4.3 | Задание 3. Освоение цветового и тонального нюанса. Выполнить эскизы композиции |
|||
4.4 | Задание 4. Освоение цветового и тонального нюанса. Выполнить итоговую работу с выявлением цвето-тонального нюанса. |
|||
4.5 | Задание 5-8. Аналогично происходит работа с постановкой, в которой присутствуют предметы, имеющие красные и зеленые оттенки. |