МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Подготовительные курсы
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

История МАРХИ

МАРХИ является прямым наследником Московской архитектурной школы, насчитывающей 275 лет. На протяжении этого времени менялись названия учебных заведений и их месторасположение.

Первая Архитекторская школа Д. Ухтомского была создана в 1749 г. и находилась в палатах Охотного ряда. Традиции были продолжены в школе В. Баженова при Экспедиции кремлевских строений в Кремле. В 1786 г. школу при Экспедиции возглавил М. Казаков, который проводил занятия с учениками в собственном доме, расположенном в его городской усадьбе в Златоустинском переулке.

В 1801 г. на базе школы Казакова было создано Кремлевское архитектурное училище, с 1804 г. располагавшееся в здании Сената в Кремле. Училище возглавляли крупные архитекторы: И. Еготов, А. Бакарев, И. Мироновский. Архитектурные дисциплины вели И. Тюрин, Н. Чичагов, М. Лопыревский и др. В 1831 г. училище было передано в ведение Московской Дворцовой конторы и получило название Московского Дворцового архитектурного училища (МДАУ). Его директорами были: М. Быковский, а с 1842 г. – Ф. Рихтер. Руководящим органом училища была Конференция, в которую входили крупные архитекторы: К. Тон, Н. Чичагов, Н. Шохин и др. Это было специализированное учебное заведение, выпускникам которого присваивали квалификацию архитекторских помощников. Его окончили более 250 чел.

В 1866 г. МДАУ было присоединено к Училищу живописи и ваяния в качестве его архитектурного отделения, а новое учебное заведение стало называться Училище живописи, ваяния и зодчества (УЖВЗ). Оно располагалось в доме Юшкова на ул. Мясницкой. УЖВЗ подчинялось Московскому художественному обществу и курировалось Санкт-Петербургской Академией художеств. Архитектурно-изобразительные дисциплины вели П. Зыков, Л. Даль, П. Герасимов, К. Быковский, А. Каминский, А. Мейснер, С. Соловьев, Д. Чичагов. Историю искусств вели С. Ноаковский, Н. Курдюков, Ф. Горностаев, технические дисциплины – Н. Лахтин, А. Лолейт, И. Рерберг. Архитектурное отделение Училища окончили более 400 чел. Его выпускникам присваивали квалификацию архитектора-художника с правом производить постройки.

Осенью 1918 г. УЖВЗ было преобразовано во Вторые Свободные государственные художественные мастерские (Вторые СГХМ) и находилось в ведении ИЗО Наркомпроса. Архитектурные мастерские новой школы возглавили И. Жолтовский, А. Щусев, И. Рыльский.

В 1920 г. Вторые СГХМ были объединены с Первыми СГХМ (бывшим Строгановским художественно-промышленным училищем, находившемся на ул. Рождественка) и образовали новое комплексное учебное заведение – ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), в котором Архфак был в числе восьми факультетов.

Важным достижением Архфака ВХУТЕМАСа стала знаменитая дисциплина «Пространство», созданная Н. Ладовским. С 1923 г.эта дисциплина была введена на Основном отделении для всех специализаций. В 1927 г.ВХУТЕМАС был преобразован во ВХУТЕИН. На Архфаке мастерские возглавляли: И. Рыльский, А. Щусев (академизм), А. Веснин, К. Мельников (конструктивизм), Н. Ладовский, Н. Докучаев и В. Кринский (рационализм). Выпускникам присваивали квалификацию художника-архитектора, с 1929 г. – архитектора.

В Москве архитектурные отделения были созданы еще в двух инженерно-строительных учебных заведениях. Это Московский Политехнический институт, с 1921 г. преобразованный в Московский институт гражданских инженеров (МИГИ), и инженерно-строительный факультет Московского Высшего технического училища (МВТУ), в состав которого в 1924 г. вошел МИГИ. В них преподавали А. Кузнецов, Л. Веснин, П. Голосов, А. Марковников и др. Выпускникам присваивали квалификацию инженера-архитектора. МВТУ окончили более 300 чел.

В 1930 г. все учебные заведения были реорганизованы. Факультеты ВХУТЕИН были включены в состав специализированных учебных заведений (Текстильного, Полиграфического и др. институтов) в виде их художественных отделений. Архитектурный факультет ВХУТЕИНа был соединен с архитектурным отделением МВТУ, образовав Архитектурно-строительный институт (АСИ) (на Рождественке).

АСИ находился в ведении ВСНХ, с 1932 г. – ГУУЗ НКТП СССР. В соответствии с этим АСИ именовался также – Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ), затем – Архитектурно-конструкторский институт (АКИ). Выпускники получали квалификацию инженера-архитектора. С 1930 по 1933 АСИ окончили около 300 чел. С мая 1933 года АСИ был преобразован в МАИ (Московский архитектурный институт).

Система обучения в МАИ имела двухступенчатую структуру – общая подготовка и обучение на специализированных факультетах: Архитектуры жилых и общественных зданий, Промышленных сооружений и Планировки населенных мест. Направления деятельности института определял Ученый совет. При МАИ были созданы Аспирантура и Факультет архитектурного усовершенствования (ФАУ).

Объявленный государством в начале 1930-х гг. курс на освоение классического наследия не сразу повлиял на содержание архитектурного образования. На фоне поисков новой концепции характер курсовых и дипломных проектов в МАИ находился под влиянием идей постконструктивизма. В это время среди педагогов института – крупные мастера архитектурного авангарда: А. и В. Веснины, И. и П. Голосовы, В. Кринский, Н. Ладовский, К.С. Мельников, А.В. Щусев. 

Коренным образом направленность архитектурного образования начала меняться с 1936 г. после приглашения в институт И. Жолтовского, предложившего свою методику преподавания. Она включала подготовительный этап, направленный на овладение графическими навыками (вычерчивание архитектурных ордеров, копирование орнаментов и росписей известных памятников) и приобретение углубленных знаний по истории архитектуры, а также творческое проектирование, основанное на обращении к классической архитектурной традиции, преимущественно итальянского Ренессанса. В этих формах выполнялись проекты совершенно разных по функции зданий – ГЭС, автозавод, вилла, больница, театр, музей, дом отдыха и др. Среди педагогов проектных кафедр – Г. и М. Бархины, М. Барщ, братья Голосовы, А. Власов, В. и Г. Мовчаны, Н. Семенов, С. Чернышев, М. Парусников, И. Соболев и др. По окончании выпускникам присваивали квалификацию архитектора. С 1934 по 1940 г. институт окончили более двух тыс. чел.

Летом 1941 г., в связи с началом Великой Отечественной войны, квалификация архитектора (без защиты диплома) была присвоена студентам 4-5 курсов, уходившим на фронт (самый большой выпуск института – около 500 чел.). В октябре институт был эвакуирован в Ташкент, где состоялся прием студентов. В это время в зданиях на Рождественке размещался МИСИ, при котором было образовано архитектурное отделение для тех педагогов и студентов, которые не выехали в эвакуацию. В начале 1943 г. МАИ был возвращен в Москву.

В 1945 г. работа института была полностью восстановлена. Темами дипломных проектов становились мемориальные сооружения и музеи. Институт выпускал 100 и более архитекторов в год. Студенческие проекты сохраняли ориентацию не только на ренессансную, но и на классицистическую традицию, приобрели подчеркнуто триумфальный характер, связанный с победой в Великой Отечественной войне.

Получили развитие новые типы зданий и сооружений – павильоны Московского метрополитена, высотные здания, партийные учреждения. В 1955 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», коренным образом изменившее учебные программы института. Кроме того, педагогам было запрещено совмещение преподавания с проектной деятельностью, – в результате ряд педагогов ушли из института, остальные были вынуждены отказаться от архитектурной практики.

С конца 1950-х направленность обучения в МАИ стала отличаться стремлением к жесткому функционализму, типизации и новым инженерно-техническим методам крупнопанельного и крупноблочного строительства. Новые тенденции определили темы проектов – блокированный жилой дом, универсам, домостроительный комбинат, жилой район. Явлением в архитектуре этого времени стал дипломный проект «Новый элемент расселения» (НЭР) 1958–1960 гг., выполненный группой студентов: А. Бабуровым, Н. Гладковой, А. Гутновым, А. Звездиным, Н. Кострикиным, И. Лежавой, В. Садовским, Е. Сухановой и З. Харитоновой (руководители: И. Николаев, М. Барщ, Н. Поляков, Н. Федорова).

В начале 1960-х под руководством ректора МАИ И. Николаева была проведена реформа, нацеленная на интеграцию художественно-композиционного и инженерно-технического образования, соединения современных знаний из области архитектурно-строительной практики и основ мировой культуры.

По инициативе А. Бунина было создано Научное студенческое общество, в котором сформировались будущие историки и теоретики архитектуры (в их числе – С. Хан-Магомедов).

С 1970 г. аббревиатура МАИ изменена на МАРХИ. Были созданы: Факультет общей подготовки (ФОП) и специализированные факультеты – Жилое и общественное строительство (ЖОС), Промышленное строительство (ПРОМ) и Градостроительство (ГРАДО), преобразованные в 1980-е годы в факультеты Общей подготовки, Фундаментальной подготовки и Специальной подготовки. В 1960–70-е организованы новые кафедры, позволившие расширить число специализаций: Реконструкции и реставрации в архитектуре, Советской и современной зарубежной архитектуры, Ландшафтной архитектуры, Интерьера.

Учебно-архитектурное проектирование в 1970-80-х вышло за рамки традиционной типологии, основным стал поиск оригинальных идей. В рамках этого процесса успешным стало участие студентов и педагогов института в архитектурных конкурсах, в том числе международных.

Попытка противостоять унифицированным приемам формообразования способствовала появлению концептуального метода проектирования, из которого выросло движение «бумажная архитектура», признанное профессиональным сообществом как значительное явление в архитектуре XX века. В числе архитекторов-«бумажников» − Ю. Аввакумов, А. Бродский, Д. Величкин, И. Уткин, М. Филиппов и др.

С конца 1980-х в МАРХИ осуществляется реформирование учебных программ, в учебной практике выделены новые дисциплины и специализации. В архитектурном проектировании сохраняется средовой подход – от создания отдельных объектов до организации градостроительных объектов различного масштаба.

В 1995 г. МАРХИ получил статус государственной академии.