МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ


English version Russian version



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
"ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES" 
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

1(54) 2021

Название статьи

АНТРОПОМОРФНАЯ МЕТРИКА, ПРИМЕНИМАЯ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС

Авторы

А.И. Ситнова, Е.В. Ермоленко
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

В результате анализа научных публикаций, изучения реализованных проектов школ по тематике расстройства аутистического спектра (РАС), а также по результатам наблюдений за детьми с аутизмом, авторами определен и представлен ряд специфических приемов построения личного пространства и рабочего места в школах для детей с РАС. Обоснована необходимость введения двух антропоморфных модулей: локоть и аршин (длина руки). Предложен перевод англоязычного термина «пузырь», который авторы представили графически как характеризующий параметры личного пространства для детей разных возрастных групп. На основании исследования даны рекомендации архитекторам, занимающимся проектированием специализированных школ.

Ключевые слова

школа для детей с аутизмом, специализированная школа, аутизм, личное пространство ребенка, антропоморфный модуль личного пространства, «пузырь» и его средний радиус

Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы

  1. Бессмертная Ю.В. Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройством аутистического спектра: диссертация…канд.психолг.наук : 19.00.10. – Екатеринбург, 2008. – 239 с.
  2. Волкмар Ф.Р. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей / Ф.Р. Волкмар, Л.А. Вайзнер / пер. с анг.яз. Б. Зуева. – Екатеринбург, 2014. – 224 с.
  3. Всемирная организация здоровья: Расстройство аутистического спектра (РАС). – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders  (дата обращения: 10.08.2020).
  4. Ковальский Л.Н. Проблемы развития архитектуры учебно-воспитательных зданий: автореф.дис.доктора арх.: 18.00.02. – Киев, 1996. – 36 с.
  5. Козорез А. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие / А. Козорез, А. Беспалова, М. Гончаренко, и др. – Москва: АНО «Ресурсный класс», 2016. – 360 с. – URL: https://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/10/4_RK_preview.pdf (дата обращения 13.11.20).
  6. Мальцева Н. А. Представление о времени у подростков с расстройством аутистического спектра: диссертация доктора психол. наук: 19.00.10. – Москва, 2020. – 107 с.
  7. Славинский С.П. Система и типы зданий общеобразовательных школы в структуре большого города: диссерт. канд.арх. : 18.00.02. – Санкт-Петербург, 2007. – 178 с.
  8. Стрельникова Е.Ю. Отличительные черты архитектуры первых общеобразовательных учреждений Европы для детей с ментальными нарушениями / Е.Ю. Стрельникова, И.С. Труфляк // Вестник МГСУ. – 2020. – № 6. – C. 766–775. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otlichitelnye-cherty-arhitektury-pervyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-evropy-dlya-detey-s-mentalnymi-narusheniyami (дата обращения: 14.12.2020).
  9. Стрельникова Е.Ю. Архитектурно-планировочные решения первых в России школ для детей с умственной отсталостью / Е.Ю. Стрельникова, В.Н. Малюк // Architecture and Modern Information Technologies. – 2020. – 1(50). – С. 79–94. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/05_strelnikova.pdf (дата обращения 15.12.2020).
  10. Узнадзе Д.Н. Периодизация детского возраста // Культурно-историческая психология. – 2013. – №. 3. – С. 121–124.
  11. Хазиахметова Е. В. Принципы организации архитектурного пространства для детей с ограниченными возможностями // Известия КГАСУ. – 2018. – № 4 (46). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-arhitekturnogo-prostranstva-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата орбащения: 14.12.2020).
  12. Ecker C., Bookheimer S.Y., Murphy D.G.M. Neuroimaging in autism spectrum disorder: brain structure and function across the lifespan // The Lancet Neurology. – 2015. – Т. 14. – № 11. – С. 1121–1134.
  13. Gnanasekaran S. et al. Impact of employee benefits on families with children with autism spectrum disorders // Autism. – 2016. – Т. 20. – №. 5. – С. 616–622.
  14. Mostafa M. An architecture for autism: Concepts of design intervention for the autistic user // International Journal of Architectural Research. – 2008. – Т. 2. – №. 1. – С. 189–211.
  15. Odom S. L. Steve Silberman: NeuroTribes: the legacy of autism and the future of neurodiversity // Journal of autism and developmental disorders. – 2016. – Т. 46. – №. 5. – С. 1885.

    Для цитирования

    Ситнова А.И. Антропоморфная метрика, применимая для построения школьного пространства для детей с РАС / А.И. Ситнова, Е.В. Ермоленко // Architecture and Modern Information Technologies. – 2021. – №1(54). – С. 7890. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/1kvart21/PDF/04_sitnova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-1-78-90


    СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА