МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ


English version Russian version



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
"ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES" 
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

2(55) 2021

Название статьи

НОРМАТИВНАЯ И НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА КИТАЯ КАК ДВЕ ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ КИТАЙСКОГО ЗОДЧЕСТВА

Авторы

М.Ю. Шевченко, Ф.Я. Шемякин
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

В Китае в ходе формирования научной дисциплины «Истории архитектуры» в начале ХХ века сложилось разделение зодчества на две основные составляющие части: «нормативную» и «народную» архитектуру. Распространенная в то время в европейской науке классификация архитектурных объектов по функциональному признаку без учета их принадлежности к разряду нормативного или народного зодчества не позволяла в полной мере объяснить особенности структуры и форм сооружений. Нормативная архитектура была описана в классических трактатах по строительству, создание которых было связано с необходимостью осуществления контроля за строительством со стороны императорской администрации. Требование соответствия нормативной архитектуры официальным стандартам привело к относительному единообразию форм таких сооружений по всему Китаю, вне зависимости от удаленности района от столицы. Именно поэтому нормативная архитектура может быть рассмотрена в целом как единый феномен на всем протяжении своего существования. Народная архитектура не подчинялась единым нормам, ей присуще невероятное многообразие, значительно превышающее разнообразие нормативной архитектуры. При ее изучении требуется каталогизация и систематизация фактического материала, чтобы дать возможность проведения узконаправленных исследований как базиса для дальнейшего обобщения.

Ключевые слова

архитектура Китая, классификация, нормативная архитектура, народная архитектура, терминология

Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы

  1. Sun Zhuqing. Royal Buildings with Civil Construction: the Exploration of Civil Construction Techniques in the Taoist Classics Library in Wudang Complex // South Architecture. – 2014. – №1. – С. 50–56.
  2. 李百进。唐风建筑营造。(Ли Байцзинь. Строительство в стиле династии Тан). – Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2005. – 742 с.
  3. 刘敦桢。中国古代建筑史。(Лю Дуньчжэнь. История древнекитайской архитектуры, второе издание). – Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2003. – 423 с.
  4. 梁思成全集第六卷。(Лян Сычэн: полное собрание трудов. Т.6.) – Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2004. – 434 c.
  5. 梁思成。营造法式注释。(Лян Сычэн. Толкование трактата «Инцзао фаши») // Лян Сычэн: полное собрание трудов. Т.7. – Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2001. – 524 c.
  6. 潘谷西、何建中。营造法式解读。(Пань Гуси, Хэ Цзяньчжун. Исследование трактата Инцзао фаши). – Нанкин: Southeast University Press, 2005. – 322 c.
  7. 孙大章。中国民居研究。(Сунь Дачжан. Исследование народного жилища Китая). – Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе, 2004. – 645 c.
  8. 赵磊. 官式古建筑木结构营造中的传统“规矩” (Чжао Лэй. Понятие устоявшейся «нормы» при возведении нормативной деревянной архитектуры) // 中国室内装饰装修天地 (Мир декоративной отделки китайского интерьера). – 2018. – №012. – С. 118.
  9. 朱启钤。中国营造学社缘起 (Чжу Цицянь. Причины основания Общества по изучению китайской архитектуры) // 中国营造学社汇刊 (Журнал Общества по изучению китайской архитектуры). – 1930. – №1. – Т.1. – С. 1–6.

    Для цитирования

    Шевченко М.Ю. Нормативная и народная архитектура Китая как две основные ветви китайского зодчества / М.Ю. Шевченко, Ф.Я. Шемякин // Architecture and Modern Information Technologies. – 2021. – №2(55). – С. 37–45. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/2kvart21/PDF/03_shevchenko.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-2-37-45


    СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА