МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ МАРХИ 2023
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2023/2024 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
КОНКУРС ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
Краткосрочные подготовительные курсы 1.5 месяца
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СТАЖЁР Минобрнауки России
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ
Всемирный фестиваль молодёжи 2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ


English version Russian version



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
"ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES" 
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

3(52) 2020

Название статьи

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СТИЛЯ АРХИТЕКТУРЫ АНИЧКОВА ДВОРЦА В ПЕТЕРБУРГЕ: МЕЖДУ АННИНСКОЙ И ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ ЭПОХАМИ

Авторы

С.В. Клименко
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена одному из самых известных памятников русской архитектуры начала 1740-х годов – Аничкову дворцу в Петербурге, дошедшему до настоящего времени в существенно перестроенном виде. Несмотря на распространенные его характеристики как сооружения, принадлежащего уже целиком эпохе барокко периода расцвета этого стиля при Елизавете Петровне, первоначальный проект, созданный М.Г. Земцовым буквально на границе двух царствований – императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, – до сих пор нуждается в атрибуции. Рассмотрены проекты и постройки М.Г. Земцова, основной корпус которых был создан при Анне Иоанновны в 1730-х годах. Показана стилистическая неоднородность работ архитектора – от классицистических до барочных произведений, – характерная в целом для эпохи Анны Иоанновны. В этой связи Аничков дворец, ставший воплощением барочной линии в творчестве М.Г. Земцова, рассматривается как своего рода итог развития архитектуры Петербурга Аннинского времени, которая, в свою очередь, во многом стала продолжением «многостилья» в архитектуре эпохи Петра Великого.

Ключевые слова

Аничков дворец, эпоха Анны Иоанновны, эпоха Елизаветы Петровны, атрибуция, барокко, стилистические особенности

Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы

  1. Аронова А.А. Земцов Михаил Григорьевич // Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII в. – Москва: Издательство ЛКИ, 2008. – С. 253–257.
  2. Архитектурная графика России (первая половина XVIII века). Собрание Эрмитажа. Научный каталог. – Ленинград: Искусство. Ленинградское отделение, 1981.
  3. Батовский З. Архитектор Растрелли о своих творениях: материалы деятельности мастера: к 300-летию со дня рождения архитектора Ф.-Б. Растрелли. – 1-е рус. изд. Составитель Ю.М. Денисов. – Санкт-Петербург: Студия Александра Зимина, 2000.
  4. Берташ А. (свящ.) Земцов Михаил Григорьевич // Православная энциклопедия. – Т. 20. – Москва: Церковно-науч. центр «Православная энцикл.», 2009. – С.71–76.
  5. Боброва Е.И. Библиотека Петра I. Указатель-справочник. – Ленинград: БАН, 1978.
  6. Бронштейн С.С. Петербургская архитектура 20-30-х годов XVIII века // История русского искусства. Под общей ред. И.Э. Грабаря, В.С. Кеменова и В.Н. Лазарева. – Т. V. – Москва: Издательство Академии наук СССР, 1960. – С.122–150.
  7. Бронштейн С.С. Петербургская архитектура 20–30-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования и материалы / Под ред. акад. И.Э. Грабаря. – Москва, 1954. – С.181–238.
  8. Грабарь И.Э. История русского искусства. – Т. 3: Архитектура: Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. – Москва, [1912].
  9. Иогансен М.В. Михаил Земцов. – Ленинград: Лениздат, 1975.
  10. Иогансен М.В. Михаил Земцов // Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII вeк. – Санкт-Петербург: Лениздат, 1997. – С.112–155.
  11. Клименко С.В. Архитектурный замысел колокольни Троице-Сергиевой Лавры и немецкая барочная традиция. К интерпретации первоначального проекта И.Я. Шумахера / С.В. Клименко, Е.Ю. Станюкович-Денисова // Architecture and Modern Information Technologies. – 2017. – №4(41). – С. 144-162. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/PDF/11_klimenko_stanyukovich.pdf
  12. Клименко С.В. Иван Коробов и особенности формирования стиля барокко в архитектуре аннинского времени // Architecture and Modern Information Technologies. – 2012. – Специальный выпуск (№5). – URL: https://marhi.ru/AMIT/2012/special_12/klimenko/klimenko.pdf
  13. Кузнецов С.О. Между Трезини и Растрелли: М. Земцов – строитель Аничкова дворца: (к проблеме изучения места Аничкова дворца в истории петербургской архитектуры) // Аничков дворец – памятник российской истории: Материалы конференции. – Санкт-Петербург: СПбГДТЮ, 1997. – С. 5–10.
  14. Малиновский К.В. Бартоломео и Франческо Растрелли. – Санкт-Петербург: Левша. Санкт-Петербург, 2017.
  15. Матвеев А. Растрелли. – [Л.]: Государственное издательство «ИСКУССТВО», 1938.
  16. Петров А.Н. К вопросу о зодчих-строителях Аничкова дворца // Научные сообщения / Ленинградский городской совет депутатов трудящихся, Исполнительный комитет, Архитектурно-планировочное управление, Государственная инспекция по охране памятников Ленинграда; науч. ред. А.В. Победоносцев, Л.А. Медерский. – Ленинград: Проектный кабинет института «Ленпроект», 1959. – С.22–40.
  17. Петров П.Н. Архитектор М.Г. Земцов, 1688–1743: Биографический очерк // Зодчий. – 1877. – № 8. – С. 70–73.
  18. Смирнов Г.К. Неизвестный проект Пьетро-Антонио Трезини. К вопросу о типологии центрических церквей в русской и европейской архитектуре барокко // Искусствознание. – 2013. – № 1/2. – С.126–145.
  19. Станюкович-Денисова Е.Ю. Аничков дворец // Три века Санкт-Петербурга: Энциклопедия: В 3 т. / [Отв. ред. – П. Е. Бухаркин]. Т. 1, кн. 1: Осьмнадцатое столетие: А-М. – 2 изд., испр. – Москва: Академия; – Санкт-Петербург: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. – С.59–60.
  20. Станюкович-Денисова Е.Ю. Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Петербурге: к истории строительства и реконструкции первоначального облика // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – Санкт-Петербург: НП-Принт, 2013. – С. 258–262.
  21. Успенский А.И. Императорские дворцы. – Т. 1. – Москва: Печатня А.И. Снегиревой, 1913. – С. 307–326.
  22. Фомин И.А. Земцов Михаил Григорьевич // Каталог Исторической выставки архитектуры при V Всероссийском съезде зодчих в Москве, 1913. – [М., 1914]. – С. 14–15, 53–54.
  23. Decker P. Ausführliche Anleitung zur Civilbau-Kunst; Band 1–3. – Nürnberg, 1715.
  24. Le Clerc S. Traité d'architecture : avec des remarques et des observations tres-utiles pour les jeunes gens, qui veulent s'appliquer à ce bel art. – Paris: Chez Pierre Giffart, 1714.

    Для цитирования

    Клименко С.В. К характеристике стиля архитектуры Аничкова дворца в Петербурге: между аннинской и елизаветинской эпохами // Architecture and Modern Information Technologies. – 2020. – №4(53). – С. 121134. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/4kvart20/PDF/07_klimenko.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15307


    СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА