МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ


English version Russian version



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
"ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES" 
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

2(47) 2019

Название статьи

МОРФОГЕНЕЗ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Авторы

С.И. Ульяновская1
1
Московский государственный строительный университет, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы и тенденции организации архитектурного пространства, активизирующего ассоциативное мышление человека. Анализируются возможности побуждения человека на конкретные чувства и состояния посредством архитектурного пространства образовательных учреждений. Главной проблемой является возникновение субдоминантных ассоциаций, которые архитектор не планировал вызывать, формируя пространство. Проанализировано состояние изученности архитектурного морфогенеза и прямых ассоциаций с ним в смежных науках, таких как гештальтпсихология, цветопсихология и социология. Дается переосмысление основных принципов формирования пространства посредством возможности привлечения природных аналогов и детского художественного творчества. Сформулированы принципы морфогенеза пространства, вызывающего благоприятные или нейтральные ассоциации, и благотворно влияющего на психологическое состояние человека. Эти принципы могут включиться в качестве отправных позиций при проектировании в практические рекомендации автору-архитектору. Статья носит дискуссионный характер.

Ключевые слова

морфогенез архитектурного пространства, ассоциации, образовательные учреждения, влияние архитектуры на человека

Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы

  1. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. Монография. – Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2013. – С. 59.
  2. Лефевр А. Производство пространства. Перевод с французского: Стаф И. – М.: StrelkaPress, 2015.
  3. Фрилинг Г. Человек ‑ цвет ‑ пространство: прикладная цветопсихология / Г. Фрилинг, К. Ауэр / Сокращенный перевод с немецкого: Гавалов О. В. – М.: Изд-во Стройиздат, 1973.
  4. Сорокоумова Т.В. Рекреационная и досуговая урбосреда для детского населения / Т.В. Сорокоумова, С.В. Привезенцева // Научное обозрение. ‑ 2015. ‑ № 1. ‑ С. 50-53.
  5. Базыма Б.А. Цветовая символика и психодиагностика // Вестник ХНУ, серия «Психология». ‑ 2002. ‑ №576. ‑ С. 21-25.
  6. Панова Н.Г. Архитектура тишины. Цветовые пространства Луиса Баррагана и Рикардо Легоррета // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – №3(44). – С. 346-361 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/21_panova/index.php
  7. Ульяновская С.И. Исследование влияния колористических решений интерьеров и экстерьеров на психологическое восприятие и развитие детей с диагнозом «аутизм». ‑ Гродно: ГрГУ, 2017. – 211 с.
  8. Кулагина Т.О. Бионика в архитектуре // Межвузовский сборник статей лауреатов конкурсов Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. ‑ 2017. ‑ № 17. ‑ С. 69-71 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nngasu.ru/student/unirs/sbornik_17.pdf
  9. Смирнов Д.В. Психология архитектуры // Научные труды непрерывного профессионального образования. ‑ 2015. ‑ № 5. ‑ С. 181-186 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23597220_65926949.pdf
  10. Соколова М.А. «Школа средового существования»: пространство, как главный фактор обучения // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – №3(44). – С. 362-376 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/22_sokolova/index.php
  11. Балакина А.Е. История развития воспитательных и образовательных учреждений в России / А.Е. Балакина, С.И. Ульяновская // Наука и бизнес: пути развития. ‑ 2018,‑ № 3(81). ‑ С. 111-115 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/science-and-business/81/sb-3(81)-2018-main.pdf
  12. Ульяновская С.И. Формирование архитектуры учреждений дополнительного профессионального образования для подростков / С.И. Ульяновская, А.Е. Балакина // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. ‑ 2018. ‑ Т. 20. ‑ № 2. ‑ С. 90-99, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.tsuab.ru/jour/article/view/404

Для цитирования

Ульяновская С.И. Морфогенез архитектурного пространства образовательных учреждений // Architecture and Modern Information Technologies. – 2019. – №2(47). – С. 186-203 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/12_uljanovskaja.pdf


СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА