МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ МАРХИ 2023
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2023/2024 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
КОНКУРС ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
Краткосрочные подготовительные курсы 1.5 месяца
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СТАЖЁР Минобрнауки России
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ
Всемирный фестиваль молодёжи 2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ


English version Russian version



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
"ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES" 
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

4(45) 2018

Название статьи

Многообразие представлений о понятии «современность» в отечественной архитектуре XX-XXI вв.

Авторы

Ю.П. Волчок, НИИ теории и истории архитектуры (Филиал ФГБУ «ЦНИИП» Минстроя России), Москва, Россия

Аннотация

Понятие «современность» связывает между собой прошлое, настоящее и будущее. Ключевым становится действие, объединяющее движение времен. Оно формирует проблемное поле исследования. Задача статьи – выявить, как зависит творчество в архитектуре от авторской интерпретации понятия «современность». Творческие концепции в архитектуре XX и XXI веков рассматриваются в исследовании как диалог требований культуры и возможностей, предоставляемых на каждом этапе «лестницы» цивилизации. В статье предпринимается попытка сконструировать пространственную модель сосуществования в динамике общего времени интересов и устремлений в прошлое, настоящее и будущее.

Ключевые слова современная архитектура, настоящее продолженное время, эпоха, периодизация творчества, конкурсы, прошлое и будущее, эволюция, пространство, проблемное поле, кризис, концепция, градоустройство
Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы

  1. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. – М.: ОГИЗ, 1924. – 238 с.
  2. Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции. – М.: Изд-во ЭКСИМО, 2018. – 320 с.
  3. Панофский Э. IDEA. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. – СПб.: Изд-во Аксиома, 1999. – 237 с. 
  4. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии и искусства. – М.: Изд-во Едиториал УРСС, 2016. – 334 с.
  5. Толстой Л.Н. Письмо Н.Н. Страхову. Собр. сочинений в 22 томах. ‑ Т.18. – М.: Художественная литература, 1984. ‑ С. 784-786 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_17_18/vol_18/0656.htm
  6. Ранчин А.М. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: замысел, смысл эпиграфа и авторская позиция // Слово : [правосл. образоват. портал] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/43318.php
  7. Вейдле В. Биология искусства // Эмбриология поэзии. Статьи по поэтике и теории искусства. – М., 2002. ‑ С. 98-102 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://profilib.org/chtenie/103548/v-veydle-embriologiya-poezii-98.php#t1
  8. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 504 с.
  9. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. – М.: «Прогресс-Традиция», 1998. – 496 с.
  10. Михайлова А.А. Мейерхольд и художники / А.А. Михайлова, Л.М.  Данилова, Н.М. Зайцева и др. ‑ М.: Галарт, 1995. – 360 с.
  11. Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
  12. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. – М.: Издательский дом «Территория будущего» (серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»), 2006. – 472 с.
  13. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. В 2-х т. – Т.I (подготовка текста: Р.Б. Казаков, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева). – М.: Институт общественной мысли, Российская политическая энциклопедия, 2010. – 408 с.
  14. Волчок Ю.П. Искусство и ответственность в архитектуре: ритм и строй эпохи советского авангарда. Открытый финал / АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм революции 1917 года = AVNGARDSTROI. Architectural rhythm of the 1917 revolution / сост. И.В. Чепкунова и др. – М.: Фонд «Связь Эпох»; Кучково поле Музеон, 2018.
  15. Красная книга культуры? Академия наук СССР. Научный Совет по философским и социальным проблемам науки и техники. Центр наук о человеке. Издание подготовил: д.фил.наук В.Л. Рабинович; отв. редактор: академик И.Т. Фролов. – М.: Искусство, 1989. – 423 с. 

Для цитирования

Волчок Ю.П. Многообразие представлений о понятии «современность» в отечественной архитектуре XX-XXI вв. // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – №4(45). – С. 55-66 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/03_volchok/index.php


СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА