МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
Конкурс плакатов, посвященный 275-летию Московской архитектурной школы
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Техника акварельной живописи

Д.В.Андреев, А.М.Кожевников

Прежде чем начать разговор об этом виде живописи, попробуем определить его место и назначение в изобразительном искусстве.

Акварель — одна из сложнейших живописных техник. Если маслом художник может переписать картину несколько раз, что-то переделать или полностью изменить, не теряя при этом живости и легкости изобразительного языка, то в акварели это практически невозможно. Знаменитая картина В. Серова «Девушка с персиками», восхищавшая зрителей своей воздушностью, цветовой свежестью, оставляет ощущение полотна, написанного на одном дыхании. А ведь художник работал над ней около месяца. В акварели это вряд ли возможно. Тем не менее какие-то принципы акварельной техники, и особенно отмывки, имеют свои аналоги в масляной живописи.

Часто от людей, не вникающих в технические, да и в эстетические особенности произведений искусства, приходится слышать недоброжелательный отзыв о многих художниках начала XX века. Как правило, превозносится школа таких мастеров, как Шишкин, Верещагин, Брюллов, которые, мол, писали так, что от фотографии не отличишь, а вот у Коровина с Кончаловским — «одна мазня». Однако это же совсем несравнимые художники. Одни старались запечатлеть действительность как можно реалистичнее. Для этого использовалась и соответствующая методика, которая состояла из двух этапов.

 Первый — гризайль — подмалевок — решение объема, формы и соотношений частей композиции в тоне. Завершалась работа тонкими слоями цветных лессировок.

Другие мастера ставили более эмоциональную задачу — передать настроение, состояние натуры, цветовое ощущение окружающей среды. Лучше всего это получается в приеме «алла-прима», когда сразу несколькими ударами кисти передается цвет, тон и объем предмета. При этом меняется живописная фактура картины, что воспринимается неподготовленным зрителем как небрежность исполнения.

Л.Премацци. Опочивальня Александра I. Акварель. 1855.

Приблизительно те же подходы и в работе акварелью. Есть различные приемы, и каждый должен соответствовать задачам. В портрете часто применяется ретушь, когда практически сухой кистью, иногда даже штриховкой, набирается пластически сложная натура. Техника ретуши хорошо известна но замечательным портретам К. Брюллова, А. Иванова, Л. Бакста.

В многослойной акварели используются различные приемы: по сырому, ретушь, легкая заливка в один слой, но основным является четкая проработка объема от светлого к темному с помощью послойного насыщения цвета. Техника «алла-прима» получила развитие гораздо позже. Хотя поиски в этом жанре мы замечаем уже у А. Иванова в потрясающей серии эскизов на христианскую тематику, в особенности «Итальянский пейзаж», «Хождение по водам». Его технические находки значительно повлияли на акварели Врубеля, одного из талантливейших акварелистов. Гениально воспользовался техникой «алла-прима» Л. Бакст, достигший «вкусности» и сочности цвета в театральных костюмах и декорациях. Из современных художников можно назвать В. Тальковского, В. Атанова, Е. Кувинова, которые в технике «алла-прима» прекрасно пишут архитектуру с детальной проработкой или просто передают настроение архитектурной среды.

Отмывка является, пожалуй, самым простым, хотя и длительным процессом в акварельной технике. Не зря в архитектурном институте она преподается с первого курса. Тем не менее это одно из главных средств архитектора, поскольку обычный чертеж не дает ясного представления о форме и понятен лишь профессионалам. Именно в отмывке замысел, форма и цвет постройки становятся доступными любому зрителю. Да и архитектору это приносит большую пользу: работая цветом, он находит наилучшее сочетание материала для восприятия задуманного, уточняет тональные отношения, достигает выразительного силуэтного и объемного решения проекта.

В.Васнецов. Проект фасада Третьяковской галереи. Акварель, тушь, перо. Л. Бакст. Уриэль Акоста. Акварель Л. Бакст. Елена. Эскиз костюма к трагедии «Елена в Спарте». Карандаш, акварель.
                              

Существует несколько типов отмывок. Первая и самая простая — черно-белая тушь или сепия, по сути напоминающая гризайль. Ее пример на приведенном рядом задании I курса — отмывке армянского монастыря Ахпат. Для сравнения даем односеансную акварель другого армянского памятника. Если на отмывке главное внимание уделяется чертежу, выявлению объемов и силуэту архитектуры, то на этюде — состоянию и цвету. Очень важен выбор точки зрения. На отмывке желателен самый характерный ракурс. Выбирается место, откуда силуэт сооружения смотрится более выразительным, и практически видны все главные части.

А. Жданов, А. Кожевников. Фасад армянского монастыря. Карандаш, тушь. Д. Андреев. Армянский монастырь. Акварель. Этюд же написан с необычного ракурса. Композиция включает черепичные крыши и простор неба. Цветовое решение передает сиюминутное состояние натуры
Черно-белая отмывка в архитектурной практике используется редко, но дает начинающему главное — чувство тона. Цветовое решение может быть разным — кто-то больше тяготеет к спектральной палитре, кто-то к земляным оттенкам. Следует подчеркнуть, что именно эта техника служит базой самому распространенному виду архитектурной отмывки.

В чем-то она близка академической технике масляной живописи. Прозрачными акварельными слоями в черно-белую отмывку (тушь, кисть, перо) вводится цвет. Чертеж получает четкое тоновое решение и нежное, достаточно сдержанное, цветовое. Необходимое уточнение — первоначальная отмывка: своеобразный черно-белый подмалевок — делается несколько насыщеннее, так как цвет при покраске снижает контрастность тоновых отношений. Этот прием технически более простой, нежели чисто акварельная цветная отмывка. Видимо, поэтому его чаще используют для выражения проектных решений.

На наш взгляд, при этом забывается школа старых мастеров — Росси, Казакова, Львова, Григорьева, Шехтеля. Их владение акварелью было безукоризненно, а чертежи — не просто технические пособия, а произведения искусства. Архитектурная отмывка акварелью требует больше мастерства, чем другие. Необходимо накопить большой багаж знаний в отношении свойств красок, световых и цветовых природных явлений, умение передавать качества всевозможных фактур... В этом может помочь объемный труд П.П. Ревякина «Техника акварельной живописи».

Кратко ознакомимся с основными этапами работы. Начинают отмывку, впрочем, как этюд или станковую композицию, с выбора темы, которая определяется учебной программой института и имеет явно выраженный пластический характер. Как правило, ставится задача на исполнение архитектурной детали, интерьера, экстерьера, где по-разному сочетаются всевозможные фактуры, типы освещения и колорит. Обычно это ортогональная проекция фасада или деталь. Реже делается перспектива, поскольку она сложней и служит только иллюстрацией проекта, тогда как ортогональная проекция одновременно является и чертежом, и наглядно представляет архитектуру здания. Тем не менее для изображения уже существующих объемов лучше всего перспектива.

При выборе точки зрения предпочтительны более характерные виды здания. О грамотном и красивом построении перспективного чертежа можно прочитать в учебнике Ю.Н. Короева. Чертеж в отмывке очень важен, так как в результате желательно приблизиться почти к фотографическому изображению натуры.

Хороший чертеж — это половина успеха. Он выполняется тушью (лучше китайской), разбавленной до светло-серого раствора. Поскольку в природе контур отсутствует и край одной формы непосредственно переходит в другую форму, то чертеж делается легко, чтобы не просвечивал сквозь акварельные слои. Иногда применяется цветной контур — голубой наносится в освещенных местах, красный или коричневый — в теневых.

Кто занимался акварельной живописью, тот знает, какое огромное значение имеет качество бумаги. При черчении перспективы возникает масса линий построения; часто приходится что-то стирать и исправлять, от этого качество бумаги значительно ухудшается. Если автор поставил целью именно живое изображение объекта, а не выявление эстетики чертежа, то лучше всего подготовительный чертеж (рисунок) сделать на отдельном листе, а потом перевести его, используя световой стол, на заготовленную акварельную бумагу. Работу на световом столе можно выполнять сразу в туши, что максимально сохранит качество бумаги. Затем готовый чертеж лучше всего натянуть на планшет.

И вот пришло время работы красками. При цветной отмывке диапазон световых состояний увеличивается. Можно сделать любое освещение — и яркий солнечный день, и дождливую погоду, закат, восход, лунный свет... При выборе источника освещения нужно определиться, что больше всего хотите выявить в работе.

Яркое освещение уменьшает цветовое разнообразие, делает тени контрастными и хорошо выявляет объем. Рассеянное, наоборот, снижает контрасты, но выявляет цветовые характеристики.

  Д. Андреев. Перспектива особняка Рябушинского. Тушь, акварель.

Приведен пример задания по живописи «отмывка архитектурной детали». Изображен эркер дома П.А. Перцова в Лесном переулке архитектора С.В. Малютина.

А. Кожевников. Фрагмент дома Перцова. Промежуточный этап цветной отмывки и законченная работа. Акварель

 

Автор выбрал характерное для Москвы солнечное освещение с небольшой облачностью, что дало мягкие тени и сделало отмывку более нежной. Как же приступить к работе? Сначала лист покрывается светлым золотистым цветом, что создает впечатление, будто весь объем залит солнечным светом. Следующим этапом с помощью усложнения и насыщения красочного слоя намывается передний план. На иллюстрации видно, что передний план более теплый и насыщенный, а дальний холоднее: так как воздушное пространство, отделяющее нас от объекта, делает все несколько холоднее. Затем наносится цвет от менее ярких источников. Небо и поверхности, которые отражают солнечный свет, создают своеобразную подсветку объему, который вы рисуете. От синего неба тени становятся более холодными, нежели от облачного, но здесь следует учитывать рефлексы окружающих предметов: при ярком освещении они достаточно сильные. Теперь, когда разобран цвет на свету и цвет в тени, можно приступить к намыванию падающих теней. При этом следует помнить, что граница падающей тени (линии контура) всегда светлее ее глубины. Также падающая тень всегда темнее в глубине и светлеет, когда переходит в собственную тень предмета.

После проработки светотени объект сразу воспринимается объемным и рельефным. Задание необходимо вести постепенно по всему листу, должно создаваться ощущение как бы постепенно проявляемой фотографии. В завершение занимаемся передачей фактур материалов постройки. Обычно на каменных и кирпичных кладках обозначаются сколы, выбоины, трещины. Но делать это по всей картине не обязательно, достаточно детализировать передний план.

  Больше внимания уделяйте свойствам красок: осадочными старайтесь пользоваться в последней стадии, поскольку они могут размываться последующими слоями и образовывать грязь.

  Если сравнить работы, выполненные в трех разных стилях, то изящнее и выразительней все-таки акварельная отмывка.