МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ


English version Russian version



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
"ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES" 
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

3(56) 2021

Название статьи

теолого-педагогический подход в учебном процессе кафедры «Храмовое зодчество»

Авторы

С.В. Борисов, Н.А. Коротаев
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются позиции храмового православного зодчества применительно к процессу архитектурного образования. Новизной постановки вопроса является впервые предпринимаемое теоретическое обоснование и практическая разработка комплексного направления в архитектуре и искусстве Русской Православной Церкви. Данное направление одновременно обладает автономностью и включенностью в современные общекультурные тенденции. Особенностью работы является обоснование применяемых архитектурных методов исходя из теологического подхода, состоящего в анализе вероучения и истории Православной Церкви. Для решения поставленной проблемы впервые применено ее структурирование в соответствии с взаимосвязанными, но обладающими определенной самостоятельностью позициями в области храмового зодчества. В статье конкретизируются задачи по исследованию вопросов традиции и современности, изучению соотношения функционального наполнения и формообразования, разработке приемов формализации в методике проектирования.

Ключевые слова

теолого-педагогический подход, архитектура и искусство Русской Православной Церкви, методика проектирования

Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы

  1. Береговых И.В. Модульные системы при проектировании православных храмов: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. – Москва: МАРХИ, 2018. – 95 с.
  2. Борисов С.В. Архитектура православного приходского храма. Традиция и современность в методике проектирования / Учебное пособие. – Москва: ООО «Буки Веди», 2019. – 110 с.
  3. Борисов С.В. Архитектура православного приходского храма. Формализация методики проектирования / Учебное пособие. – Москва: ООО «Буки Веди», 2019. – 96 с.
  4. Борисов С.В. К вопросу о прогнозировании развития технологий возведения православных храмов // Региональная архитектура и строительство. – 2014. – №4(21). – С. 132–137.
  5. Борисов С.В. О современном понимании аскетизма в храмовой архитектуре // Architecture and Modern Information Technologies. – 2017. – №4(41). – С. 201–218. – URL: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/15_borisov/index.php (дата обращения 23.06.2021).
  6. Борисов С.В. Приходские комплексы как основа сохранения традиционного архитектурного пространства // Региональная архитектура и строительство. – 2015. – №3(24). – С. 101–106.
  7. Борисов С.В. Современность и традиция в архитектуре православных храмов // Архитектон: известия вузов. – 2017. ‒ №57(март). – URL: http://archvuz.ru/2017_1/2 (дата обращения 23.06.2021).
  8. Борисов С.В. Традиционные планировочные решения православных приходских храмов: актуальность современного применения // Региональная архитектура и строительство. – 2013. – №3(17). – С. 168–173.
  9. Бородина М.А. Принципы проектирования православных духовно-просветительских центров при реновации моногородов Уральского региона: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. – Москва: МАРХИ, 2020. – 98 с.
  10. Зверкова В.В. Объемно планировочные принципы организации храмового комплекса в условиях сложного рельефа на примере полуострова Крым: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. – Москва: МАРХИ, 2020. – 112 с.
  11. Иеромонах Афанасий (Микрюков). Теологические подходы к воспитанию и обучению в русской педагогике середины XIX века // Христианское чтение. – 2019. – №6. – С. 17–23.
  12. Кирина А.Э. Структура общественных пространств в православном храмовом зодчестве: на примере проекта собора св. Екатерины в г. Екатеринбург: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. – Москва: МАРХИ, 2021. – 121 с.
  13. Колесник М.А. Принципы стилевого синтеза архитектуры Рязанской области на примере проекта современного приходского комплекса: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. – Москва: МАРХИ, 2020. – 110 с.
  14. Кривкова А.А. Особенности проектирования православного комплекса с функцией социализации бывших заключенных в природных условиях Полярного Урала: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. – Москва: МАРХИ, 2021. – 177 с.
  15. Левчук В.И. Православный храм-музей: музейное пространство в храме и храмовом комплексе: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. – Москва: МАРХИ, 2018. – 102 с.
  16. Никитина Е.М. Архитектурные концепции православного реабилитационного центра: история и современность: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. – Москва: МАРХИ, 2018. – 126 с.
  17. Свешникова А.Г. Архитектурно-планировочная организация современных приходских комплексов с учетом создания базы их успешного развития: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. – Москва: МАРХИ, 2018. – 119 с.
  18. Ублиева А.А. Об актуальности изучения православных храмов Балканского региона – примера успешного синтеза разнохарактерных традиций архитектуры Христианства // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции 5‒9 апреля 2021 г. – Москва: МАРХИ, 2021. – С. 57–58.
  19. Шмонин Д.В. Схоластическая образовательная парадигма в контексте исторических форм трансляции знаний: к постановке проблемы // Вестник СПбГУ. – Сер. 17. – 2013. – Вып. 2. С. – 32–37.

    Для цитирования
    Борисов С.В. Теолого-педагогический подход в учебном процессе кафедры «Храмовое зодчество» / С.В. Борисов, Н.А. Коротаев // Architecture and Modern Information Technologies. – 2021. – №3(56). – С. 363378. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/3kvart21/PDF/23_borisov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-3-363-378


    СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА