МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ


English version Russian version



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
"ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES" 
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

3(56) 2021

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В СЕЛЬСКОМ ТРАПЕЗНОМ ХРАМЕ СИНОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА

Авторы

В.И. Ивановская
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

В статье обозначен общий круг проблем, связанный с изучением сельской храмовой архитектуры, особенностями формирования трапезного храма и функционированием интерьера в зависимости от общего пространственно-объемного и архитектурно-художественного решения. В статье рассматриваются памятники сельской храмовой архитектуры Ярославской, Тверской, Дмитровской и Московской областей, не закрывавшиеся во время советской власти и сохранившие свои подлинные интерьеры.

Ключевые слова

интерьер православного храма, синтез искусств, архитектура синодального периода, синодальный период, синтез искусств в православном храме, храмовая архитектура, сельский храм

Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы

  1. Борисов С.В. Объемно-планировочные принципы проектирования православных храмов Подмосковного региона : дис.... канд. архитектуры. – Москва: МАРХИ, 2012.
  2. Буренин В.Н. Правовая политика Российского государства в отношении имущества церковных учреждений в синодальный период // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2016. – №3(32). – С. 19–23.
  3. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – Москва, 1987.
  4. Гладких З.И. Воспитательное значение синтеза искусств в православном храме // Церковь и искусство / Материалы X Международных научно-образовательных Знаменских чтений. Курская епархия Русской Православной Церкви Московского патриархата, Курский государственный университет; Главный редактор М.Л. Космовская, ответственный редактор Л.А. Ходыревская. – Курск: Курский государственный университет, 2014. – С. 46–55.
  5. Игумен Александр (Федоров) Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. – Текст: электронный // Азбука веры. – URL: https://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak-prostranstvenno-izobrazitelnyj-kompleks (дата обращения: 14.09.2018).
  6. Ильмуратова И.Л. Принцип формообразования интерьера православного храма : дис…. кандидата архитектуры. – Екатеринбург, 2000.
  7. Кондаков Ю.Е. Синодальный период истории русской православной церкви (опыт историографического исследования) // Предпринимательство и общественная жизнь Петербурга. Очерки истории / сборник статей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург: Нестор, 2003. – С. 133–144.
  8. Лепехин Филарет, иеромонах, Смирнов Н.С. Военное духовенство в синодальный период // Труды саратовской православной духовной семинарии / изд-во Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Саратовская православная духовная семинария Саратовской Епархии Русской Православной Церкви». – 2016. – № 10. – С. 183–218.
  9. Мосунова Т.Г. «Храмы возводили лишь взамен ветхих»: колонка историка о том, как строили церкви в царской России // Е1.ru. Екатеринбург онлайн. 2019-05-15. – URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66089023.html (дата обращения: 30.06.2021).
  10. Нечаева М.Ю. Православные монастыри и монашество синодального периода: традиции изучения // Научный диалог. – 2016. – №12(60). – С. 302–319.
  11. Позднякова И.Ю. Церковная архитектура Тамбовской епархии в синодальный период (традиция строительства по образцу). дис….кандидата архитектуры. – Москва: МАРХИ, 2011.
  12. Приходская Е.А. Элементы синтеза искусств в художественном целом православного богослужения // XVII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения «1917-2017: Уроки столетия». – Красноярск: ООО Издательский дом «Восточная Сибирь», 2017. – С. 527–535.
  13. Савельев Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX – начало ХХ века. – Санкт-Петербург: Проект-2003, Лики России, 2005.
  14. Стародубцев О.В. Традиции и новации в церковной архитектуре и искусстве в синодальный период : автореф. дис. канд. философских наук. – Москва, 2016. – 30 с.
  15. Сурова А.А. Влияние западноевропейских образцов на русскую монументальную живопись синодального периода на примере храмов Тверской области // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2012. – №2. – С. 395–400.
  16. Фирсов С.Л. Актуальные вопросы изучения истории синодального периода Русской Православной Церкви // Исторический вестник. – 2000. – №51. – С. 269–275. – URL: www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_34.htm (дата обращения: 14.07.2021).
  17. Хайдуров М.В. Основные направления изучения церковной истории синодального периода в Республике Коми // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. – 2016. – №1(33). – С. 20–35.
  18. Цыпин Владислав, протоиерей, История русской православной церкви: синодальный и новейший периоды. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
  19. Чураев В.И. Особенности храмовой культуры. Сборник статей. – Москва: Прометей, 2007.

    Для цитирования
    Ивановская В.И. Особенности организации пространства в сельском трапезном храме синодального периода // Architecture and Modern Information Technologies. – 2021. – №3(56). – С. 79–94. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/3kvart21/PDF/05_ivanovskaya.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-3-79-94


    СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА