МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ МАРХИ 2023
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2023/2024 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
КОНКУРС ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
Краткосрочные подготовительные курсы 1.5 месяца
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СТАЖЁР Минобрнауки России
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ
Всемирный фестиваль молодёжи 2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ





МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
"ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES" 
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

4(49) 2019

ПРОФЕССОР МАРХИ ЗОЯ ВАСИЛЬЕВНА ПЕТУНИНА.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
 

Д.Л. Мелодинский
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
DOI 10.24411/1998-4839-2019-00001

 

PROFESSOR MARCHI - ZOYA VASILIEVNA PETUNINA.
UNFULLFILED HUNDRED YEAR ANNIVERSARY CELEBRATION

D. Melodinsky

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia

DOI 10.24411/1998-4839-2019-00001

 

З.В. Петунина принадлежит к плеяде выдающихся советских архитекторов послевоенного периода ХХ века. Ее творческий вклад многогранен. Она проявила себя как блестящий педагог, практик архитектуры, научный исследователь. Высокой оценки заслуживают ее художественные достижения в области рисунка и живописи.


Профессор Зоя Васильевна Петунина (17.12.1918 – 05.12.2018)

Зоя Васильевна не дожила до своего самого важного юбилея всего около двух недель. Несомненно, для такой долгой и плодотворной жизни требовались соответствующее здоровье, бодрость духа и человеческая мудрость, большую часть из которой она отдала архитектурной деятельности, в первую очередь - на воспитание будущих зодчих нашей страны. Через ее руки прошли тысячи учеников, одним из которых является автор этой статьи. Она поэтому имеет ярко выраженный личностный оттенок. Усматривая цель воссоздать живой портрет большого мастера архитектуры, в ней будет представлен ряд эпизодов и фактов непосредственных общений с Зоей Васильевной сначала в качестве студента учебной группы, где преподавала Петунина, а затем в общем коллективе сотрудников кафедры «Введение в архитектурное проектирование».

З.В. Петунина с отличием окончила московский архитектурный институт в 1946 году. Следует сказать, что она после аспирантуры и успешной защиты кандидатской диссертации в 1950 году в течение более десяти лет работала на данной кафедре, но затем, на всю оставшуюся жизнь связала себя с кафедрой «Архитектура жилых зданий». Так поступали и некоторые другие педагоги (И.Д. Мельчаков, Б.Г. Бархин, Г.А. Захаров, З.С. Ченышова и др.), но большая часть оставалась верной изначальному выбору.

Мои друзья по 6-й группе, в которой я учился, многократно высказывались об огромном влиянии на становление профессионального сознания, художественного вкуса, житейских представлений, исходившем от мудрого педагога. Назову лишь некоторых студентов, ставших в дальнейшем широко известными архитектурной общественности: заслуженный архитектор РФ А.В. Костин, Заслуженный архитектор И.Ан. Покровский, заслуженный архитектор РФ В.Е. Брайнос участник ВОВ, лауреат премии Ленинского Комсомола, Народный архитектор Украины, в течение ряда лет главный архитектор Киева В.Г Дубок, член-корреспондент РААСН, Заслуженный архитектор РФ Генеральный директор «Самарагражданпроект», профессор В.Г. Каркарян, архитектор и художник К.А. Сошинская (вдова писателя-фантаста Кира Булычева), руководители мастерской «Моспроекта» Ю.А. Дмитриев, В.П. Коробов. Группа сохранила на многие годы тесные дружеские связи, в трудные периоды морально и материально поддерживали друг друга, регулярно на старый Новый Год встречались за столом. В один из таких вечеров на 80-летний юбилей Зои Васильевны мы пригласили её к нам. Она была безумно рада такому событию, вела себя раскованно и непринужденно. Мы подарили ей дорогой для нее подарок – настоящий оренбургский пуховой палаток и продемонстрировали, как он продевается сквозь обручальное кольцо, благо, что таковое нашлось на пальце одной из жен нашего друга. Что еще осталось в памяти от этой встречи и повергло всех в удивление -  Зоя Васильевна всех нас называла по имени!


З.В. Петунина с коллегами обсуждает дипломный проект

Состав преподавателей нашей 6-й группы, работавший на первых двух курсах, был сформирован на удивление из совершенно различных по художественному стилю и творческим предпочтениям людей. Возглавлял ее проф. Иннокентий Дмитриевич Мельчаков, тяготевший к монументальным формам и размашистому почерку в живописи (его визитной карточкой был Главный вход на ВДНХ в Москве). В акварельные рисунки архитектурных объектов он часто вмешивал угольный карандаш. З.В. Петунина предпочитала более утонченную живопись. В качестве сюжетной основы она чаще выбирала натюрморты и букеты цветов. Юрий Дмитриевич Хрипунов остался в нашей памяти как научный аналитик. Его исследования архитектуры Большого театра в Москве до сих пор считаются непревзойденными.

Художественное наследие З.В. Петуниной объемно. Она регулярно участвовала в ежегодных выставках в Доме архитектора и МАРХИ.

Карандаш и кисть были неотъемлемыми инструментами ее профессиональной работы, генераторами творческих идей. Это в который раз доказывает, как важно овладеть этой культурой будущим архитекторам. В эпоху компьютерных технологий многие из них утрачивают графические навыки, пренебрегают творчеством «мыслящей руки», стремясь использовать только кнопки клавиатуры. Еще Заха Хадид предупреждала о грядущей опасности такого подхода.

З.В. Петунина всегда отличалась творческой активностью и энергией. Она участвовала почти во всех профессиональных дискуссиях, не стеснялась вступать в жесткий спор с именитыми персонами, отстаивая свое мнение. Глубина ее познаний истории архитектуры и всей художественной культуры в целом никем не подвергалась сомнению. Ее вклад в архитектурную проектную практику и науку заслуживает высокую оценку. Он в первую очередь касается жилой архитектуры. Началом послужила ее кандидатская диссертация 1950 г. «Детали заводского изготовления из бетона в жилой архитектуре».

Держу в руках автореферат, пожухший от времени, отпечатанный на старинной машинке. Бросаются в глаза задействованные персоны – весь цвет того времени. Руководитель – член-корреспондент АА СССР, доктор архитектуры Г.Б. Бархин (лидер русского авангарда, автор здания газеты «Известия» в Москве). Оппоненты: член-корреспондент АА СССР, профессор Б.Г. Бархин, член-корреспондент А.А. СССР Зальцман А.М., член-корреспондент АА СССР, кандидат архитектуры, профессор Б.Н. Блохин. Все это свидетельствует об огромном внимании и интересе к самой теме индустриализации массового строительства в послевоенный период.


З.В. Петунина поздравляет своего ученика профессора Дмитрия Мелодинского с 70-летним юбилеем

Профессор Петунина - авторитетный специалист в области жилой архитектуры. Научным исследованиям в этом направлении она занималась практически всю жизнь. Им посвящены многие публикации, в числе которых главы учебников «Архитектура жилых зданий» и «Интерьеры жилых и общественных зданий».

На кафедре «Основ архитектурного проектирования» всегда придавалось особое значение архитектурным обмерам. Обмерочный фонд кафедры располагает уникальными материалами. З.В. Петунина активно участвовала в его наращивании, ежегодно руководя учебными студенческим практиками. Результаты некоторых таких работ можно отнести к категории обмерочных шедевров. Например - осуществленные в начале 1969-х годов обмеры комплекса Холодных бань и Агатовых комнат Ч. Камерона в Пушкине под руководством ведущих педагогов кафедры, в котором участвовала и З.В. Петунина.

Под руководством заведующего кафедрой профессора В.Ф. Кринского было осуществлено важное научно-методическое начинание – возобновление дисциплины «Объемно-пространственная композиция», принудительно прерванное в годы идейной борьбы с западным формализмом на несколько десятков лет. Петунина безоговорочно поддержала возобновляемый курс и активно способствовала его развитию, участвуя во всех методических семинарах кафедры, выполняя с другими коллегами экспериментальные опыты в макетной форме. Они служили наглядным пособием в обучении студентов настоящей дисциплины.

Особо следует отметить общественно-патриотическую деятельность Зои Васильевны. Она была награждена почетной медалью «За оборону Москвы» (важно напомнить, что в положении о медали сказано, что кроме военнослужащих награждаются «лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года»). К этому следует добавить и другую медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».


9 мая 2017 г. З.В. Петунина на акции возложения цветов к памятному знаку
погибших студентов московского архитектурного института в 1941–1945 гг.

О многолетней успешной профессиональной деятельности в области архитектуры и строительства могут рассказать следующие свидетельства: ей было присуждено звание «Заслуженный архитектор Российской Федерации», в Российской Академии архитектуры и строительных наук она была избрана Почетным академиком. Естественно, Зоя Васильевна являлась Ветераном труда и имела Нагрудный знак «Почетный строитель Москвы».

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА