4 (9) 2009
|
|
ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ НОВЫХ ХРАМОВ В АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА И ВЫЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ЭТАПОВ СТРОИТЕЛЬСТВА (на примере ЮВАО города Москвы)
Н.С. Волков, Е.А. Оглоблина, Г.А. Тимаков
Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия
Приоритетной задачей настоящего исследования мы считаем структурный и обоснованный анализ существующего положения и рациональный выбор места строительства храмов. Таким образом, мы хотим избежать ошибок и недочетов архитекторов как «новых», так и «старых» построек.
В первую очередь, визуально оценив настоящее расположение храмов, можно заметить, что лишь в одном из районов ЮВАО нет ни одного из них. (Рис. 1) Это - район Текстильщики. Именно там, по нашему мнению, необходимо построить новый центр духовного и культурного тяготения населения.
Рис. 1. Схема расположения церквей в ЮВАО |
На территории ЮВАО на данный момент находятся 25 православных храмов. 13 из них были построены до 1900 года (Рис. 2), 12 – после 1900 года (Рис. 3). 2 комплекса строятся до сих пор.
Рис. 2. Схема анализа церквей, построенных до 1900 года |
Рис. 3. Схема анализа церквей, построенных после 1900 года |
Проанализировав территориальное расположение «старых» церквей, можно явно заметить 3 приоритетных направления: на Тулу, Рязань и Владимир (Рис. 2). В то время – это одни из основных торговых путей, следовательно, центры тяготения не только самого «товарообмена», но и всей культурной жизни того времени. В свою очередь, религия в то время была неотъемлемой частью жизни любого человека, а церковь, как основа культурной среды – центр для всего населения.
При анализе строительства новых церквей, на плане округа заметна хаотичность их расположения, что видно из схемы (Рис. 1). Но даже в таком хаотичном выборе мест строительства тоже можно обнаружить некую линейно-осевую связь (Рис. 3). Некоторые оси (Рис. 4) даже совпадают с осями на схеме рис. 2.
Схема 4. Общая схема и выявление осевых направлений |
Придерживаясь в дальнейшем этой системы «координатно-лучевого» анализа, мы нашли несколько церквей, являющихся точками пересечения нескольких направлений (церковь Тихона, патриарха Всероссийского в Люблине, церковь Троицы Живоначальной в Карачарове, кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище, храм-часовня Всех скорбящих, Радость иконы Божией матери в Печатниках, Николо-Перервинский монастырь).
Чтобы наглядно продемонстрировать участки, не попадающие в радиус доступности каждого храма, равный 1,5 км, была сделана схема (Рис. 5). Были проведены окружности (R=1,5 км). Они должны частично перекрывать друг друга. Поэтому, не закрашенные участки территории ЮВАО - это места для необходимого строительства (район метро Текстильщики и восток района Люблино). (Рис. 6) Это снова подтверждает нашу гипотезу.
Рис. 5. Выявление максимального уровня доступности церквей (1,5 км) |
Рис. 6. Предполагаемые территории строительства новых церквей |
Рис. 7 показывает радиусы доступности каждой из церквей от ближайших станций метро и основных транспортных магистралей. Если учесть норматив, что радиус пешеходной доступности составляет 500 метров, то становится очевидным, что путь следования к каждому из храмов - не лучший, а прихожанам, живущим на большом удалении, неудобно добираться до церквей.
Рис. 7. Транспортная схема по ЮВАО |
Задача архитектора – обеспечить потребности населения в социальных услугах, а храмы, как центр тяготения всего культурного общества, необходимо проектировать прежде всего с точки зрения человека, его удобства и комфорта. Выбор места строительства невозможен без подробного анализа территории. (Рис. 8)
Рис. 8. Предположительное направление строительства храма на территории ЮВАО города Москвы |
Оси координат (направления А-Б и Б-В) образованы векторными направлениями С-Ю (соединение точек координат размещения крестильного храма Михаила Архангела в Лефортове и собора Иверской иконы Божией Матери) и З-В (соединение координат точек размещения церкви Иоанна Кронштадского в Жулебине и Николо-Перервинского монастыря). Параллельное смещение данных осей с шагом в 1,2 км (получено путём анализа сетки размещения храмов) даёт нам систему координат.
Последовательно соединили отрезками самые удалённые от центра ЮВАО храмы (церковь Иоанна Кронштадского в Жулебине, церковь Рождества Богородицы, церковь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», собор Иверской иконы Божией Матери, церковь Александра Невского в Кожухове, церковь Троицы Живоначальной у Салтыкова моста, часовня на Введенском кладбище) и получили контур, ограничивающий размещение по округу. (Рис. 9)
Рис. 9. Рекомендации по размещению новых храмов на территории ЮВАО города Москвы |
Из храмов, координаты точек которых формируют внешний контур, выбрали два, в соответствии с исторически сложившимися торговыми направлениями: на Рязань и Владимир. Это - церковь Иоанна Кронштадского в Жулебине и церковь Рождества Богородицы в Капотне. Затем из координат точек этих храмов провели лучи, соединившие храмы, размещённые внутри контура.
Выводы
По результатам проведенного натурного обследования можно сделать следующие выводы:
Большинство построенных церквей имеют неполный бассейн видимости, то есть, видны лишь частично. Таким образом, наилучшая видимость присуща храмам, расположенным на площадях или в парковой открытой зоне.
При строительстве следует учитывать пешеходную и транспортную доступность. Нежелательно соседство будущего храма с промышленными зонами, следует тщательно подбирать участок для строительства, основываясь на произведенном анализе прилегающей территории (схема движения и остановок общественного транспорта, функциональное зонирование территории).
Параболическая кривая – область наибольшей вероятности строительства церкви вдоль Волгоградского проспекта; линейная вертикальная ось – область наибольшей вероятности строительства вдоль Люблинской улицы. Обе эти линии пересекаются в районе Текстильщики, недалеко от одноименной станции метро (пересечение линий совпадает с точкой пересечения 2-х данных магистралей).
На схемах (Рис. 10, Рис. 11) произведен начальный этап анализа существующей территории района Текстильщики. Выявлены функциональные зоны, проведены оси застройки. Новый храм должен органически вписываться в эту сетку, быть частью застройки, иметь максимально открытый бассейн видимости и быть легко доступным с точки зрения транспортно-пешеходной системы.
Рис. 10. Функциональное зонирование района Текстильщики |
Рис. 11. Сетка застройки района Текстильщики с учетом функционального зонирования |
С помощью нашего метода «координатно-лучевого» анализа мы может рекомендовать не только направление, но и место строительства, удачное по результатам целого ряда параметров: пешеходной и транспортной доступности, с учетом бассейна видимости и существующей градостроительной ситуацией. Учитывая экологическую ситуацию ЮВАО, мы рекомендовали участок в центре округа и наиболее удаленном месте от источников загрязнения.
Литература
1. Благовидова Н.Г., Часовни в архитектурно-планировочной среде города, М., 2006г.
2. Чапнин С.В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., 1999г.
3. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В., Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М., Издательство братства святителя Тихона, 2001г.
4. Храмы Москвы: Альбом, М., 2000г.
5. Сорок сороков, М., 1994г.
11. http://mosday.ru
12. http://sobory.ru
13. http://days.pravoslavie.ru
14. http://arh-gavriil.bsu.edu.ru
17. http://www.hram-lublino.ru
18. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin
19. http://moscowparks.narod.ru
27. http://www.newacropolis.ru
30. http://tekstilshchiki.infograd.ru
32. http://reestr.answerpro.ru