МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

4 (9) 2009

ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
INTERNATIONAL ELECTRONIC SCIENTIFIC - EDUCATIONAL JOURNAL ON SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL AND EDUCATIONAL-METHODICAL ASPECTS OF MODERN ARCHITECTURAL EDUCATION AND DESIGNING WITH THE USAGE OF VIDEO AND COMPUTER TECHNOLOGIES

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ НОВЫХ ХРАМОВ В АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА И ВЫЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ЭТАПОВ СТРОИТЕЛЬСТВА (на примере ЮВАО города Москвы)

Н.С. Волков, Е.А. Оглоблина, Г.А. Тимаков
Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия

Приоритетной задачей настоящего исследования мы считаем структурный и обоснованный анализ существующего положения и рациональный выбор места строительства храмов. Таким образом, мы хотим избежать ошибок и недочетов архитекторов как «новых», так и «старых» построек.
В первую очередь, визуально оценив настоящее расположение храмов, можно заметить, что лишь в одном из районов ЮВАО нет ни одного из них. (Рис. 1) Это - район Текстильщики. Именно там, по нашему мнению, необходимо построить новый центр духовного и культурного тяготения населения.

Рис. 1. Схема расположения церквей в ЮВАО

На территории ЮВАО на данный момент находятся 25 православных храмов. 13 из них были построены до 1900 года (Рис. 2), 12 – после 1900 года (Рис. 3). 2 комплекса строятся до сих пор.

Рис. 2. Схема анализа церквей, построенных до 1900 года

 

Рис. 3. Схема анализа церквей, построенных после 1900 года

Проанализировав территориальное расположение «старых» церквей, можно явно заметить 3 приоритетных направления: на Тулу, Рязань и Владимир (Рис. 2). В то время – это одни из основных торговых путей, следовательно, центры тяготения не только самого «товарообмена», но и всей культурной жизни того времени. В свою очередь, религия в то время была неотъемлемой частью жизни любого человека, а церковь, как основа культурной среды – центр для всего населения.

При анализе строительства новых церквей, на плане округа заметна хаотичность их расположения, что видно из схемы (Рис. 1). Но даже в таком хаотичном выборе мест строительства тоже можно обнаружить некую линейно-осевую связь (Рис. 3). Некоторые оси (Рис. 4) даже совпадают с осями на схеме рис. 2.

Схема 4. Общая схема и выявление осевых направлений

Придерживаясь в дальнейшем этой системы «координатно-лучевого» анализа, мы нашли несколько церквей, являющихся точками пересечения нескольких направлений (церковь Тихона, патриарха Всероссийского в Люблине, церковь Троицы Живоначальной в Карачарове, кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище, храм-часовня Всех скорбящих, Радость иконы Божией матери в Печатниках, Николо-Перервинский монастырь).

Чтобы наглядно продемонстрировать участки, не попадающие в радиус доступности каждого храма, равный 1,5 км, была сделана схема (Рис. 5). Были проведены окружности (R=1,5 км). Они должны частично перекрывать друг друга. Поэтому, не закрашенные участки территории ЮВАО - это места для необходимого строительства (район метро Текстильщики и восток района Люблино). (Рис. 6) Это снова подтверждает нашу гипотезу.

Рис. 5. Выявление максимального уровня доступности церквей (1,5 км)

 

Рис. 6. Предполагаемые территории строительства новых церквей

Рис. 7 показывает радиусы доступности каждой из церквей от ближайших станций метро и основных транспортных магистралей. Если учесть норматив, что радиус пешеходной доступности составляет 500 метров, то становится очевидным, что путь следования к каждому из храмов - не лучший, а прихожанам, живущим на большом удалении, неудобно добираться до церквей.

Рис. 7. Транспортная схема по ЮВАО

Задача архитектора – обеспечить потребности населения в социальных услугах, а храмы, как центр тяготения всего культурного общества, необходимо проектировать прежде всего с точки зрения человека, его удобства и комфорта. Выбор места строительства невозможен без подробного анализа территории. (Рис. 8)

Рис. 8. Предположительное направление строительства храма на территории ЮВАО города Москвы

Оси координат (направления А-Б и Б-В) образованы векторными направлениями С-Ю (соединение точек координат размещения крестильного храма Михаила Архангела в Лефортове и собора Иверской иконы Божией Матери) и З-В (соединение координат точек размещения церкви Иоанна Кронштадского в Жулебине и Николо-Перервинского монастыря). Параллельное смещение данных осей с шагом в 1,2 км (получено путём анализа сетки размещения храмов) даёт нам систему координат.

Последовательно соединили отрезками самые удалённые от центра ЮВАО храмы (церковь Иоанна Кронштадского в Жулебине, церковь Рождества Богородицы, церковь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», собор Иверской иконы Божией Матери, церковь Александра Невского в Кожухове, церковь Троицы Живоначальной у Салтыкова моста, часовня на Введенском кладбище) и получили контур, ограничивающий размещение по округу. (Рис. 9)

Рис. 9. Рекомендации по размещению новых храмов на территории ЮВАО города Москвы

Из храмов, координаты точек которых формируют внешний контур, выбрали два, в соответствии с исторически сложившимися торговыми направлениями: на Рязань и Владимир. Это - церковь Иоанна Кронштадского в Жулебине и церковь Рождества Богородицы в Капотне. Затем из координат точек этих храмов провели лучи, соединившие храмы, размещённые внутри контура.

Выводы

По результатам проведенного натурного обследования можно сделать следующие выводы:

Большинство построенных церквей имеют неполный бассейн видимости, то есть, видны лишь частично. Таким образом, наилучшая видимость присуща храмам, расположенным на площадях или в парковой открытой зоне.

При строительстве следует учитывать пешеходную и транспортную доступность. Нежелательно соседство будущего храма с промышленными зонами, следует тщательно подбирать участок для строительства, основываясь на произведенном анализе прилегающей территории (схема движения и остановок общественного транспорта, функциональное зонирование территории).

Параболическая кривая – область наибольшей вероятности строительства церкви вдоль Волгоградского проспекта; линейная вертикальная ось – область наибольшей вероятности строительства вдоль Люблинской улицы. Обе эти линии пересекаются в районе Текстильщики, недалеко от одноименной станции метро (пересечение линий совпадает с точкой пересечения 2-х данных магистралей).

На схемах (Рис. 10, Рис. 11) произведен начальный этап анализа существующей территории района Текстильщики. Выявлены функциональные зоны, проведены оси застройки. Новый храм должен органически вписываться в эту сетку, быть частью застройки, иметь максимально открытый бассейн видимости и быть легко доступным с точки зрения транспортно-пешеходной системы.

Рис. 10. Функциональное зонирование района Текстильщики

Рис. 11. Сетка застройки района Текстильщики с учетом функционального зонирования

С помощью нашего метода «координатно-лучевого» анализа мы может рекомендовать не только направление, но и место строительства, удачное по результатам целого ряда параметров: пешеходной и транспортной доступности, с учетом бассейна видимости и существующей градостроительной ситуацией. Учитывая экологическую ситуацию ЮВАО, мы рекомендовали участок в центре округа и наиболее удаленном месте от источников загрязнения.

Литература

1. Благовидова Н.Г., Часовни в архитектурно-планировочной среде города, М., 2006г.

2. Чапнин С.В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., 1999г.

3. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В., Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М., Издательство братства святителя Тихона, 2001г.

4. Храмы Москвы: Альбом, М., 2000г.

5. Сорок сороков, М., 1994г.

6. http://www.temples.ru

7. http://www.orfey.net

8. http://orel3.rsl.ru

9. http://arh-master.narod.ru

10. http://www.rsl.ru

11. http://mosday.ru

12. http://sobory.ru

13. http://days.pravoslavie.ru

14. http://arh-gavriil.bsu.edu.ru

15. http://russian-church.ru

16. http://www.uvao.ru

17. http://www.hram-lublino.ru

18. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin

19. http://moscowparks.narod.ru

20. http://www.teleinform.ru

21. http://www.adresat.ru

22. http://www.mrm.ru

23. http://www.prokimen.ru

24. http://hram.codis.ru

25. http://www.deryabino.ru

26. http://www.deol.ru

27. http://www.newacropolis.ru

28. http://www.karta-m.ru

29. http://www.uprava.net

30. http://tekstilshchiki.infograd.ru

31. http://ru.wikipedia.org

32. http://reestr.answerpro.ru

33. http://e-project.redu.ru

34. http://maps.google.ru

35. http://maps.yandex.ru

36. http://www.gsnti-norms.ru

Download at PDF
Загрузить в PDF

Issue contents
Содержание журнала