2(3) 2008
|
|
ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
COMPUTER MODELLING AS A MEANS OF THE ARCHITECTURALLY-HISTORICAL ANALYSIS
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
М.Ю. Шубенкова
Московский архитектурный институт, Москва, Россия
Зачастую, существовавшие в прошлом архитектурные объекты, сегодня невозможно изучать по причине их полной или частичной утраты, или вследствие их исторической трансформации, приведшей к значительному изменению их первоначального облика. Например, из исторических источников известно, что такие знаковые символы Москвы, знакомые каждому обывателю, как Покровский собор (Храм Василия Блаженного), Большой театр и прилегающая к нему Театральная площадь, изначально выглядели иначе. Подобных примеров в мировой архитектуре огромное количество. Любому человеку, изучающему историю архитектуры, было бы интересно увидеть, каким был исходный вид того или иного памятника и как он менялся с течением времени. Таким образом, возникает проблема представления первозданного облика архитектурно-исторического объекта и этапов его развития. В этих случаях приходится прибегать к помощи «заместителей», например, макетов, художественных образов или виртуальных моделей.
Использование возможностей компьютерных технологий является современным средством анализа архитектурно-исторического объекта, особенно в тех случаях, когда он интегрирован в сложную архитектурно-ландшафтную среду. Компьютерное трёхмерное моделирование архитектурных памятников и их окружения позволяет ставить и решать целый комплекс задач:
▪ Реконструкция хронологического развития и функционально-историческая интерпретация архитектурного объекта, что открывает возможность наглядно воспроизвести облик исследуемого объекта в разные периоды его существования, провести сопоставления, оценить ракурсы восприятия, воссоздать архитектурный контекст и т.д. Примером тому может служить анализ формирования Театральной площади в Москве.
Рис. 1. Вид будущей Театральной площади и Старый Петровский театр Маддокса, конец XVIII в. |
Рис. 2. Ансамбль Театральной площади и Большой Петровский театр по проекту арх. О. Бове, 1825 г. |
Рис. 3. Театральная площадь и Большой театр (арх. А. Кавос), 1907 г. |
▪ Инвариантность моделей исследуемого памятника (практически неизбежна в аналитической работе): исследователь дополняет модель гипотезами, в результате получает альтернативные реконструкции архитектурного объекта, далее из веера возможных версий отбираются наиболее достоверные. Это открывает возможность исследования и экспериментирования с приёмами создания иллюзии восприятия объектов и пространства, такими как обратная перспектива, сознательное нарушение масштабных соотношений, пропорционирования объёмов и их членений, оперирования уклонами поверхностей, изменения зрительской точки восприятия и т.д.
Примером может послужить анализ композиционного построения площади Капитолия в Риме, целью которого является сопоставление различных вариантов композиционного построения площади для обоснования реализованного решения, основанного на концепции Микеланджело.
Рис. 4. Осуществлённый вариант площади по проекту Микеланджело (использован эффект «обратной перспективы») |
Рис. 5. Вариант прямоугольной в плане площади |
Fig. 6. Вариант трапециевидной в плане площади с раскрытием в сторону города |
▪ Неограниченное последующее совершенствование избранной модели, благодаря ее способности к любым последующим операциям по её изменениям (дополнение утраченными элементами, корректировка, интеграция в более крупные модели и т.д.).
▪ Размещение созданной виртуальной 3D-модели исследуемого объекта в имитационной или реальной среде.
▪ Рассмотрение объекта со всех сторон, используя эффект анимации, демонстрация в динамике этапов его развития, или «вход» внутрь модели, управляя направлением своего взгляда и ракурсом объекта, таким образом, обеспечив динамическое восприятие.
Рис. 7. Кносский дворец. Общий вид. Аэрофотосъёмка. |
Рис. 8. Кносский дворец. Общий вид. Компьютерная реконструкция. |
Рис. 9. Кносский дворец. Общий вид. Компьютерная реконструкция. |
Рис. 10. Кносский дворец. Восточный фасад Центрального двора. Компьютерная реконструкция. |
Рис. 11. Кносский дворец. Лестница, ведущая во дворец из Южных Пропилей. Компьютерная реконструкция. |
Привлечение компьютерного виртуального моделирования ставит перед исследователем ряд основных проблем, связанных, во-первых, с отбором информации, необходимой для воссоздания исторических образов объекта архитектуры, во-вторых, с выбором программных продуктов, привлекаемых для решения задач моделирования и презентации результатов работы, в-третьих, с оценкой достоверности интерпретации исследуемых памятников и сферой приложения данного исследования.
Что касается сбора информации, эта задача решается историками или с их помощью. Источники информации для компьютерного 3D-моделирования весьма разнообразны: обширная библиотечная текстовая база, исторические записки, результаты археологических исследований, архивные данные (паспорта памятников, обмерочные кроки и чертежи, фотофиксация объектов), планы земельных участков, поэтажные планы, результаты стереофотограмметрической съёмки (цифровые модели фасадов), интегрированная в Интернет база данных по истории архитектурных памятников, особенностях сооружений и их архитекторах, а также сведений о перестройке и реконструкции. Важно учитывать, что формат собранной информации должен быть преобразован в совместимый с компьютерным моделированием.
Говоря о второй проблеме, нужно понимать, что в настоящее время существует огромное количество компьютерных программ и приложений, обладающих различными возможностями и способных решать те или иные задачи. Например, для создания 3D-моделей архитектурных объектов и рельефа местности применяются программы 3D MAX, AutoCAD, RevitBuilding, ArchiCAD и др., для моделирования территорий – MapInfo, ArcView, SURFER, ArchiSite и др., для создания имитационных сред и размещения в них виртуальных моделей, а также для просчёта и просмотра анимационных роликов – QuickTime, RealView, MoviePlayer, Internet Space Builder (ISB) и др., для размещения 3D-модели на спутниковой карте Земли и просмотра в реальном времени полученного результата – GoogleSketchUp.
Таким образом, для реализации поставленных задач необходимо осознанно выбрать оптимальный метод и поддерживающее этот метод программное обеспечение. Оно должно обладать набором функций, позволяющих быстро и корректно работать с имеющейся базой данных.
Результаты работ по созданию объёмных цифровых моделей можно опубликовать в Интернете, а также разместить в банке данных 3D-моделей памятников архитектуры. Кроме того, необходимо использование накопленной информации в учебном процессе:
- в лекционных курсах, для полноценного восприятия исследуемого объекта, его взаимодействия с окружающей архитектурно-ландшафтной средой и анализа его объёмно-пространственной композиции;
- на проектных кафедрах как инструмент визуально-ландшафтного анализа для определения возможностей и путей адаптации планируемых градостроительных вмешательств в условиях исторического города.
В отношении оценки достоверности интерпретации воссозданных исторических состояний объекта следует отметить роль архитектурной критики и историков архитектуры.
Поставленная в статье проблема возможностей воссоздания утраченных форм архитектурных памятников, а также прослеживания этапов их исторического развития с помощью компьютерных технологий интересна не только с точки зрения истории архитектуры и искусствоведения, но и полезна в учебном процессе. Наглядное представление исторических трансформаций позволяет студентам лучше понимать законы развития архитектуры и градостроительства.
В статье использованы иллюстрации из работ студентов 4 курса:
Рис. 1 – Рис. 3 - Калинина Е.А., Лиховидова Ю.В., «Основные этапы формирования Театральной площади в Москве» (Руководители: проф. Бондаренко И.А., доц. Шубенкова М.Ю.)
Рис. 4 – Рис. 6 - Безруков Е.С., Колгашкина В.А., «Композиционное построение площади Капитолия в Риме 1538 – 1700 гг. (на основе перспективного гипотетического анализа)» (Руководители: проф. Душкина Н.О., доц. Шубенкова М.Ю.)
Рис. 7 – Рис. 11 - Лыгарев Ю., Халезов И., «Дворец Миноса в Кноссе (компьютерная реконструкция по А. Эвансу)» (Руководители: проф. Бондаренко И.А., доц. Шубенкова М.Ю.)
Issue contents
Содержание журнала
Download at PDF
Загрузить в PDF