2(3) 2008
|
|
ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
INTRODUCTION OF APPLIED COMPUTER PROGRAMS ArcView IN A BASE COURSE FOR STUDENTS-ARCHITECTS OF TOWN-PLANNING SPECIALITIES
ВНЕДРЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ArcView
В БАЗОВЫЙ КУРС ДЛЯ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
А.А. Дмитрашин
Московский Архитектурный Институт, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
Введение
XXI век несомненно можно назвать информационным. Информация становится неотъемлемым элементом, как в общественной жизни, так и в практике образования. В связи с такой тенденцией во многие сферы жизни внедряются системы обработки пространственной информации, и главную роль здесь играют географические информационные системы (геоинформационные системы - ГИС).
Геоинформационные системы представляют собой компьютерную систему «для сбора, проверки, интеграции и анализа информации, относящейся к земной поверхности» (Дэвид Райнд, ведущий специалист по ГИС). Структура этих систем строится на формировании атрибутивной и графической информации.
Рис.1. Структура ГИС |
Качественная работа по сбору, анализу и отображению полученной информации зависит от пяти основных компонентов: специалисты, данные, аналитические процедуры и методы, программное обеспечение и оборудование.
Рис.2. Интеграция пяти основных компонентов ГИС-систем |
Геоинформационные системы имеют три вида для работы с географической информацией. Вид базы геоданных, отображает набор данных (векторные объекты, растры, топологии, сети и т.д.). Вид геовизуализации отображается интеллектуальными картами, которые показывают пространственные объекты и отношения между ними. Вид геообработки содержит наборы инструментов и функции пространственных данных.
Рис. 3. Виды ГИС |
В программном обеспечении ESRI ArcGis эти виды представлены каталогом (ArcCatalog), картой и набором инструментов (ArcMap). Все они в совокупности с дополнительными приложениями и модулями составляют полноценную рабочую программу.
Рис. 4. ArcMap – основное приложение для отображения данных |
Рис. 5. ArcCatalog – основное приложение для работы с атрибутивной информацией |
Внедрение программ ArcView в состав базового учебного курса
В состав базового курса для студентов-архитекторов градостроительных специальностей на сегодняшний день внедрены такие прикладные программы, как AutoCad, ArchiCad, 3dmax. Данные программы являются практическими и служат непосредственно для отображения информации и создания готового объекта по заданным параметрам. Напротив, программы обработки пространственной информации (одна из самых полноценных и многофункциональных является ArcView) кроме того, что могут работать как программы-редакторы, позволяют анализировать, сопоставлять, распределять полученные данные, создавать запросы по интересующей информации.
Рис. 6. С помощью дополнительного приложения 3DAnalyst возможен отображения пространственной информации |
Сама программа ArcView непосредственно была создана для работы над информацией, касающейся земной поверхности. В градостроительной практике данная программа используется многими организациями, занимающимися статистическим анализом территории и общественными процессами, корпоративными анализами для менеджеров, а также всё большую роль играет в муниципальных и государственных службах. В учебных целях функциональной основой программы могут являться:
1. Накопление специальной информации в реляционной базе данных пользователя;
2. Совместное использование цифровой карты-основы и данных пользователя;
3. Визуализация базы данных пользователя и географический знаний о территории в форме «электронного» картографического изображения на экране дисплея;
4. Обработка накопленных данных методом факторного, дискриминантного анализа и отображение результатов такой обработки в виде компьютерных тематических карт (статистических и динамических), гистограмм, таблиц;
5. Информационный поиск данных о территории через запросы пользователя;
6. Компьютерный (географический, демографический, статистический) анализ территорий, обеспечивающий пользователю возможность выносить суждение.
Рис. 7. Работа над проектом ведется совместно в двух направлениях: анализ и редактирование |
Рис. 8. С помощью дополнительных модулей возможно создавать анимационные видеоролики в качестве презентации проекта |
Целью предложенного базового курса для студентов-архитекторов градостроительных специальностей является ознакомление с теоретическими основами, принципами функционирования и применения геоинформационных систем, овладение студентами основными понятиями картографии, геоинформатики, а также получение навыков работы с настольными программами ГИС.
Заключение
Использование ГИС-программ в процессе обучения студентов-архитекторов градостроительных специальностей позволит:
1. Овладеть навыками компьютерного анализа информации о территории проектирования, включая демографические, социальные, экономические данные (составление графиков, диаграмм, отчетов, запросов);
2. Создавать актуальные и обоснованные для сегодняшних реалий градостроительные проекты, с учетом активного изменения данных;
3. Научиться работать с базами данных (структура информации об объекте проектирования, состав и слои компонентов базы);
4. Видеть и понимать социальную и экономическую актуальность проекта.