1(2) 2008
|
|
ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
INTERACTIVE 3D-PRESENTATIONS AND THEIR POSSIBILITIES IN ARCHITECTURAL EDUCATION AND REAL DESIGNING (Digital architecture simulation)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТРЕХМЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБРАЗОВАНИИ И В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ (Цифровое архитектурное моделирование)
С.В. Матвеев
ООО «EligoVision», Москва, Россия
Введение. Архитектура «почти как настоящая»
Архитектурный проект – это образ, который сначала рождается в воображении. Должно пройти немало времени, прежде чем идея станет видимой и осязаемой. Начать возведение архитектурного объекта невозможно, не имея четкой картины проекта в голове. И здесь на помощь архитектору и зрителю приходят новые технологии визуализации, призванные упростить и улучшить восприятие архитектурных идей (образов). Теперь каждый может увидеть целостный виртуальный дизайн-проект в трех измерениях до его фактического превращения в реальный объект. Сегодня можно создать и почувствовать новую, «почти реальную» архитектуру в «виртуальной реальности».
Рис. 1 |
Новый подход в визуализации
Важный шаг в процессе строительства архитектурного объекта – это презентация макета архитектурной модели, выполненной в дереве, пластике или из картона. Как правило, для макета сооружается специальная витрина, в которой проектируемый объект представлен в уже существующем городском окружении.
Еще один способ визуализации – это компьютерное проектирование (CAD). Однако презентационные возможности компьютерного моделирования сильно ограничены: «изображения» компьютерной модели, снятые посредством виртуальной камеры с фиксированной позиции, похожи на искусственные фотографии. Видеоролик или компьютерная анимация показывает объект с разных позиций, но также имеет свои недостатки: время показа ограничено, как правило, несколькими минутами, а траектория движения виртуальной камеры задана единожды.
Использование новых технологий виртуальной реальности в архитектуре позволяет решить эти проблемы. С их помощью возможно:
- создавать виртуальные архитектурные модели в реальном масштабе с высокой степенью детализации;
- осуществлять полет и навигацию по любой траектории в виртуальном архитектурном окружении;
- управлять (передвигать, вращать и редактировать) трехмерными объектами;
- работать с объектами в стерео режиме.
Виртуальная реальность – это больше, чем простое взаимодействие с 3D мирами. Система виртуальной реальности создает эффект присутствия пользователя в виртуальном окружении как в реальном мире, и в тоже время сгенерированный с помощью компьютера мир не обязан подчиняться привычным законам природы. Таким образом, практически любая область человеческой деятельности может быть воспроизведена в качестве виртуального мира. Однако уже сегодня выделяются наиболее перспективные области применения, одна из которых – архитектура.
Основные характеристики виртуальной реальности полного/частичного погружения:
- Видение трехмерного мира с высоты человеческого роста, позволяющее чувствовать себя привычно в окружающем пространстве: свободно поворачиваться, оглядываться и передвигаться в виртуальном мире.
- Стерео режим, усиливающий ощущение глубины и пространства.
- Представление виртуального мира в полном масштабе и полностью соотнесенным с реальными размерами.
- Взаимодействие с синтезированными мирами с помощью простых интуитивно понятных устройств, таких как перчатки, указки и т.п. позволяющее осуществлять манипулирование, управление и контроль в виртуальной реальности.
- Эффект полного присутствия в виртуальном окружении, который может быть усилен посредством аудио, тактильных, обонятельных и других способов воздействия системы на органы чувств человека.
- Объединенные в сетевую структуру виртуальные приложения, позволяющие использовать их в многопользовательском режиме.
Виртуальная реальность в архитектуре
Виртуальная реальность предоставляет широкие возможности в архитектуре, городском планировании и дизайне интерьеров. Проекционные системы частичного или полного погружения расширяют восприятие архитектурного дизайна до трех измерений в реальном масштабе. Это дает возможность менять угол зрения, взаимодействовать с архитектурным виртуальным пространством, накладывать на изображение поверхностные данные в виде абстрактных верхних слоев и схем. На основе презентации могут появляться, обсуждаться и тестироваться альтернативные решения по проекту, а чувство ощущения окружающего пространства будет позитивно влиять на процесс обсуждения и работы.
Дисплейные системы виртуальной реальности
На сегодняшний день существует несколько типов дисплейных систем виртуальной реальности. Каждая из этих систем может, и уже была использована в качестве площадки для демонстрации архитектурных проектов.
CaveÔ («пещера»), созданная в 1992 в Университете Иллинойс, Чикаго, является де факто мировым стандартом технологии отображения виртуальной реальности. Все стены, пол и потолок виртуальной «пещеры» представляют собой проекционные экраны. Несколько пользователей могут одновременно находиться внутри виртуальной комнаты и передвигаться в ней. Эффект погружения достигается за счет использования стерео очков. Система трекинга головы постоянно коррелирует изображение стерео проекции с реальным местоположением и перемещением пользователя.
|
||
Рис. 2 |
Рис. 3 |
i-CONEÔ - это новая система виртуальной реальноcти на широкоэкранном цилиндрическом экране, который частично или полностью окружает пользователя. Технология прямой проекции, которая используется в дисплейной системе i-CONEÔ, отличается от технологии обратной проекции в системах типа CaveÔ. Первая обеспечивает более рациональное использование рабочего пространства.
Рис. 4 |
|
Рис. 5 |
Стоимость технического оснащения для систем виртуальной реальности еще десятилетие назад была настолько велика, что делала подобные системы доступными только немногим исследовательским лабораториям и университетам. С появлением более доступных проекционных систем и компьютерной графики высокого качества системы виртуальной реальности теперь разрабатываются и используются во многих университетах мира, а также доступны для учреждений начального, среднего и высшего образования.
StereoWall или стерео стена сегодня является недорогой и эффективной мобильной инсталляцией виртуальной реальности на персональном компьютере.
Она состоит из:
- системы прямой (или обратной) проекции, которая включает в себя плоский деполяризационный экран, два LCD или DLP проектора, оснащенные поляризационными фильтрами, интерактивной системой и поляризационными очками.
- одной или двух графических станций с графическими картами, которые обрабатывают два изображения для разных глаз с разрешением 1024 x 768 пикселей в реальном времени.
В последние годы в Европе и в России было реализовано несколько проектов по представлению архитектурных объектов в виртуальной реальности. Наиболее значимые показы были проведены на Архитектурном Биеннале в Венеции, а также на выставке АрхМосква в Москве.
Основная цель показов заключалась в представлении в системе виртуальной реальности знаменитых проектов Ивана Леонидова, которые сегодня существуют лишь на эскизах. Для данных демонстраций в Венеции и в Москве использовались проекционный экран большого размера, два проектора, которые обеспечивали получение стерео изображения, аудио система и устройства навигации в виртуальном архитектурном пространстве.
С помощью виртуальной реальности проекты великого архитектора обрели нематериальное воплощение в виртуальном окружении. Подобный подход позволил реализовать проекты И. Леонидова в соответствии с принципами, которые он в свое время сформулировал:
- 3D-принцип позволяет нам видеть «сквозь» формы и с любых позиций.
- Принцип «войти и увидеть» показывает одну и ту же форму с противоположных сторон посредством прогулки вокруг нее в разных направлениях.
- Принцип «дополнения» раскрывает контрастные начала формы.
|
|
|||
Рис. 6. Иван Леонидов, здание Наркомтяжпрома (деталь) |
Рис. 7. Город солнца (деталь) |
Рис. 8. Здание Наркомтяжпрома (деталь) |
Для чего нужно цифровое архитектурное моделирование?
Презентационное окружение (выставки, конкурсы проектов, соревнования и т.п.):
- Презентация нового архитектурного проекта в существующем городском окружении.
- Городское планирование.
Инструментарий архитектора:
- Проектирование в контексте существующего архитектурного окружения.
- Дизайн интерьеров и мебели.
- Возможность «выглянуть в окно» еще не построенного дома, прогуляться, пролететь над объектом…
- Физическое моделирование (освещение, оптические свойства материалов и т.п.).
Электронное обучение
Виртуальные модели реконструированных объектов (архитектурное наследие).
Нереализованные архитектурные проекты.
Археологическая реконструкция и моделирование.
Issue contents
Содержание журнала