МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2025-ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1(2) 2008

ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
INTERNATIONAL ELECTRONIC SCIENTIFIC - EDUCATIONAL JOURNAL ON SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL AND EDUCATIONAL-METHODICAL ASPECTS OF MODERN ARCHITECTURAL EDUCATION AND DESIGNING WITH THE USAGE OF VIDEO AND COMPUTER TECHNOLOGIES

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

THE BASIC IDEA OF THE 8-TH CONFERENCE EAEA AND ITS PRACTICAL REALIZATION
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ 8-й КОНФЕРЕНЦИИ EAEA И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

М.Е. Маталасов
МАРХИ (Государственная академия),Россия, Москва

«Благодаря компьютерам проектирование становится «иным». Является ли «различие» достаточным фактором для признания «компьютерного проектирования» лучшим? Автор настоящей работы придерживается мнения, что нет. «Иной» не обозначает лучший, как не обозначает худший. «Иной» обозначает – иной, независимо от того, проектируем ли мы традиционным способом или в «кибернетическо-реальном пространстве»».

Из докт. диссертации Александра Асановича




 

 

 

Введение

Как один из авторов предложенной темы конференции “Virtual environment and experience: Shared-IN-sight” я хотел бы изложить свою точку зрения. Мой подход основывается на многолетнем опыте работы в этой области, на результатах постоянного обмена опытом с коллегами из ЕАЕА и заключается в следующем: материальный «аналоговый» человек существует в материальном «аналоговом» мире. В процессе существования у него может возникать потребность моделирования окружающего мира с целью его изучения, преобразования…

И вот здесь возникает следующая цепочка возможностей:

РЕАЛЬНЫЙ (МАТЕРИАЛЬНЫЙ) МИР - ФИЗИЧЕСКОЕ ПОЛНОМАСШТАБНОЕ (АНАЛОГОВОЕ) МОДЕЛИРОВАНИЕ (МИНИМУМ АБСТРАГИРОВАНИЯ) - ФИЗИЧЕСКОЕ МЕЛКОМАСШТАБНОЕ (АНАЛОГОВОЕ) МОДЕЛИРОВАНИЕ (МАКЕТИРОВАНИЕ), В ТОМ ЧИСЛЕ С ПОСЛЕДУЮЩИМ РАЗМЕЩЕНИЕМ МОДЕЛИ В СУЩЕСТВУЮЩЕМ (ВИДЕОСЪЕМКА) АНАЛОГОВОМ «ВИДЕОМИРЕ» (УВЕЛИЧЕНИЕ АБСТРАГИРОВАНИЯ) – ЦИФРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ПОСЛЕДУЮЩИМ РАЗМЕЩЕНИЕМ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ В СУЩЕСТВУЮЩЕМ (ВИДЕОСЪЕМКА) АНАЛОГОВОМ «ВИДЕОМИРЕ», (ДАЛЬНЕЙШЕЕ УВЕЛИЧЕНИЕ АБСТРАГИРОВАНИЯ) – «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ АБСТРАГИРОВАНИЯ (МАТЕРИАЛЬНЫЙ «АНАЛОГОВЫЙ» ЧЕЛОВЕК В «ВИРТУАЛЬНОМ» ЦИФРОВОМ МИРЕ).

Попутно можно отметить, что сейчас становится «модным» создание «виртуальных» проектных пространств и помещение в них человека, снабженного мультимедийными средствами для «присутствия в нем». Кроме зрительного и слухового «восприятия» могут, например, моделироваться запахи, вкусовые ощущения, осязание. При этом говорят о как бы реальности присутствия человека в «виртуальности», хотя на самом деле происходит некоторое «обеднение» человека, т.е. как бы частичное превращение его также в «цифровую» модель. После этого декларируется, что его восприятия в «виртуальном» мире будут адекватны восприятиям в реальном мире, созданном по «виртуальной» модели. Это – «океан» исследований для психологов, философов…

Почему упомянутая выше тема конференции возникла и нашла поддержку именно в Европейской ассоциации архитектурной эндоскопии (ЕАЕА)?

Основное отличие EAEA от многих аналогичных ассоциаций – открытость для всех прошлых и будущих технологий, т.к. "эндоскопия" – это не привязанность к некоему техническому инструменту, например, к эндоскопу или компьютеру – а метод, зависящий только от реального пространства и его моделей, наиболее достоверных на данный момент, и определяющий возможные способы исследования и оценки проектируемых объектов. Преимущество ЕАЕА заключается в том, что в рамках наших конференций рассматриваются проблемы, связанные в первую очередь с методами восприятия и исследования объектов, а не с инструментами, даже такими "совершенными" как компьютер. Пока существует материальный мир, должны существовать и материальные способы его моделирования.

Важной особенностью также является равноправное рассмотрение физических моделей наряду с цифровыми, что было начато уже в 1993 году на первой конференции ЕАЕА в Тампере (Petri Siitonen, Helsinki University of Technology) (Таблица 1).

Таблица 1

СРАВНЕНИЕ ЭНДОСКОПИИ И КОМПЬЮТЕРОВ В МОДЕЛИРОВАНИИ (1993 год)

В таблице 1 впервые была сделана попытка выбрать критерии (на сегодня – многие из них наивны) для сравнения двух направлений в моделировании и возможности рассмотрения результатов. Тот период характеризовался довольно широким применением эндоскопических установок разной степени сложности для анализа физических моделей с реальных точек наблюдения. Совершенствовались оптические системы и связанные с ними электронные устройства, началась миниатюризация видеокамер.

Реальность, осязаемость физических моделей обеспечивала и обеспечивает доказательность получаемых результатов.

В это же время стали распространяться персональные компьютеры, разрабатываться специальное программное обеспечение. Их возможности первоначально были довольно ограниченные и в тот момент мало кто ожидал их последующего бурного развития. Но уже было заложено принципиальное различие между взаимодействием человека и технических устройств. Если эндоскопические устройства принципиально были «пассивными» участниками процесса проектирования и играли вспомогательную роль, то сама суть персональных компьютеров предполагала и предполагает роль «соучастника» проектного процесса, «активного» инструмента.

Отсюда неизбежно следует более «статичное» развитие эндоскопических методов на фоне бурного «революционного» развития компьютерных технологий. Это можно увидеть, анализируя таблицу 1 – то, что касается эндоскопических методов, принципиально почти не изменилось (не утратив своего основного преимущества – осязаемости – физического присутствия, что особенно ценно и важно на ранних этапах образовательного процесса.)

Не совсем верен заложенный в таблицу метод противопоставления, если учесть сказанное выше. К сожалению, попытки противопоставления существуют и сейчас, хотя стали появляться мнения о поиске рационального взаимодействия различных методов и технических средств, исходя из наиболее эффективного достижения проектной цели. Это прослеживается и в ряде докладов конференции 2007 года.

За время существования EAEA на конференциях рассматривались следующие темы:

1993: Endoscopy as a Tool in Architecture (Tampere Finland)

1995: The Future of Endoscopy (Wien Austria)

1997: Architectural and Urban Simulation Techniques in Research and Education (Delft The Netherlands)

1999: Simulation of Architectural Space - Color and Light, Methods and Effects (Dresden Germany)

2001: Environmental Simulation - New Impulses in Planning Processes (Essen Germany)

2003: Spatial Simulation and Evaluation - New Tools in Architectural and Urban Design (Bratislava Slovak Republic)

2005: Motion - e-motion and Urban Space (Dortmund Germany) Предлагаемый для рассмотрения в 2007 году круг вопросов, объединенных темой "Virtual Environment and Experience: Shared-IN-sight", логически связан со всей предшествующей тематикой конференций ЕАЕА. Тема затрагивает два актуальных аспекта восприятия архитектурной среды: первый - это "компьютерная" среда (анимации, рендеринги и виртуальная реальность), а второй – это опыт познания и присутствия в реальной среде (физическая модель и эндоскопические устройства). При отображении архитектурной формы на бумаге или с помощью физической модели, всегда возникает вопрос о правдивости таких отображений (о точности отражения реальности и замысла проектировщика. С развитием технологий "виртуальных" (цифровых) отображений этот вопрос становится еще актуальнее. Ведутся постоянные дискуссии о том, заменит ли "виртуальная реальность" традиционные средства представления (отображения), какие преимущества у традиционной архитектурной эндоскопии по сравнению с цифровыми технологиями (и наоборот). Так как каждому из этих двух направлений присущи определенные достоинства и недостатки, мы считаем, что именно конференция ЕАЕА является форумом для обсуждения предлагаемой темы.

Спектр интересов

Анализ представленных на конференцию докладов позволяет условно образовать следующие группы (Таблица 2):

Таблица 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОКЛАДОВ ПО УСЛОВНЫМ ГРУППАМ

Главное, что хотелось бы отметить – практически все представленные работы непосредственно относятся к процессу обучения. Наибольшее количество участников – 10 собралось в столбце 1 (условно названном «Компьютерное» моделирование), представляя широкий диапазон разнообразных и интересных работ, что соответствует широкому применению в учебном процессе современных компьютерных технологий. Не обращаясь к конкретным авторам, с работами которых читатель сможет ознакомиться сам, отметим только основные направления исследований. 2 доклада посвящены студенческим работам по созданию абстрактных пространств, причем в одной из них используется разработанная авторами программа IN-SPACE. В трех докладах рассматривается создание компьютерных моделей исторических объектов, два доклада знакомят с, исследованиями, связанными с разными аспектами создания и использования «виртуальных пространств» и в одном рассматривается восприятие пространства с учетом воздействия искусственного освещения. Особенно хотелось бы отметить два нестандартных доклада. В одном из них описаны создание и работа совместной проектной студии на базе двух удаленных студенческих групп (Монреаль – Пенсильвания), показаны достоинства и недостатки такого дистанционного взаимодействия, описано организационное и программно-техническое обеспечение созданного иммерсивного информационного и коммуникационного пространства. Во втором описываются возможности применения системы Google в учебном архитектурном проектировании. Хотя столбец 2 («Классическое» моделирование) содержит всего 3 доклада, авторы показывают определенные преимущества традиционных методов в учебном процессе. Столбец 3 (Комплексно – аналитические) представляет несколько меньше работ по сравнению со столбцом 1, но часть из них максимально соответствует замыслу конференции, т.к. в них в той или иной мере производится рассмотрение и сопоставление проблем физического (аналогового) и компьютерного (цифрового) моделирования. И, наконец, столбец 4 (PC-математические) содержит работы, в той или иной степени, посвященные теоретическим вопросам компьютерного моделирования. Выводы Подводя итоги, можно сказать следующее: 1. Учитывая регламент конференции, мы считаем, что она создала «стартовые» условия для дальнейших исследований, заявленных в ее теме. 2. Подготовка к 8-й конференции и опыт семи предшествовавших конференций ЕАЕА привели к мысли о необходимости расширения круга единомышленников и более интенсивного общения. Как реализация этой мысли, возникла и была осуществлена идея создания в МАРХИ нового электронного международного научно-образовательного журнала «Архитектура и современные информационные технологии», с первыми выпусками которого Вы имеете возможность ознакомиться более обстоятельно.

Issue contents
Содержание журнала