1(2) 2008
|
|
ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ИВАНА ЛЕОНИДОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е.В.Барчугова, Н.А.Рочегова
МАРХИ (Государственная академия), Москва, Россия
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: визуализация, анимация, проектная философия Леонидова, динамическое формообразование
Весной 2007 года в Учебно-методической лаборатории УЦ ВИКОМП МАРХИ была проведена групповая работа педагогов, студентов и магистрантов по исследованию творческого наследия Ивана Леонидова на примере парковой лестницы в санатории НАРКОМТЯЖПРОМА в Кисловодске.
Результаты исследования были представлены в виде фильма, объединившего в себе видеоматериалы реального объекта с анимационными образами, демонстрирующими приемы динамического формообразования в проектной практике Ивана Леонидова. Видеофрагменты из этого фильма вошли в данное сообщение.
Основными инструментами исследования стали мультимедийные технологии. Приёмы анимации и визуализации были использованы как для исследования среды реальной - реализованного архитектурного проекта, каким является парковый комплекс, построенный Леонидовым в Кисловодске, так и среды виртуальной, но не компьютерной – это концепции, проекты, эскизы и наброски мастера.
Акцент в исследовании сделан на осмыслении творческого процесса И.Леонидова, как одного из мастеров русского авангарда, стремлении понять механизм динамического формообразования, свойственного этому мастеру. Проделанная работа позволила представить в видимой форме невидимое: авторские концепции, которые с первого взгляда расшифровке не поддаются.
Наш интерес к Ивану Леонидову был обусловлен желанием понять причину непреходящей актуальности его концептуальных идей и проектных предложений, сделанных, в основном, в первой трети ХХ века.
Взгляды Леонидова на архитектуру проникнуты гуманистическими настроениями и поисками гармонии, где в одном ряду стоят современный человек, его рукотворный мир и вся вселенная. Обращение к древним представлениям об устройстве мира, об идеальной форме и магии чисел не помешало Леонидову заложить основы нового особого языка архитектуры и дать начало перевороту в архитектурном сознании и практике.
Работы мастера говорят о глубинном подходе к пониманию формы и таят в себе загадки происхождения характерного «архитектурного словаря» Леонидова. В ходе компьютерного моделирования было получено наглядное подтверждение гипотезы, выдвинутой в исследовании О. Адамова, о том, что в проектной философии Леонидова присутствует представление о неком всеобщем синтезе. Все формы мира берут своё начало из единого центра, неразрывно связаны и претерпевают трансформации и взаимные переходы. Для Леонидова обобщающим символом стала универсальная форма «золотая гелиевая сфера».
Визуализация процесса динамического формообразования позволила наглядно продемонстрировать картину, в которой след от движения сферы в пространстве, представленный в виде поверхности, становится началом рождения новых форм. Формы, полученные в результате простых превращений и трансформаций, оказались схожими с формами из «архитектурного словаря» Ивана Леонидова (рис. 1).
Рис. 1. Формы «Словаря Леонидова», полученные путём динамическогоформообразования
Движение сферы по прямой линии даёт след в виде цилиндра. При помощи виртуального цилиндра можно вынуть из поверхности горного склона экседры и лунки со скамьями или прибавить форму балкона и подпорных стенок площадок, предназначенных для установки двух фонтанов - существующего фонтана и фонтана-пентаграммы.
Тема амфитеатра, которую мы обнаруживаем в структуре каскадной лестницы, пришла из античного мира и постоянно встречается в проектах Леонидова, как одна из его любимых тем. В данном случае амфитеатр получает развитие и демонстрирует принципы Леонидовского формообразования - его понимание формы как результата её постоянной трансформации и развёртывания в процессе движения (рис. 2).
Леонидов ставит рядом амфитеатр и его обратную проекцию в виде ступенчатого конуса. Это говорит об одновременном фиксировании внимания Мастера на двух сторонах поверхности формы. Форма в этом случае как бы теряет плотность и воспринимается как поверхность нулевой толщины, но как ни странно, без потери материальности. Фактически он работает с живой мембраной, которая подвержена деформациям и вибрирует в зависимости от контекста и поставленной задачи, прогибаясь то в одну, то в другую сторону. Объёмы и пространства как бы меняются ролями.
Логика образования форм словаря Леонидова созвучна законам естественного формообразования. Естественный рельеф представляет собой картину колебаний плоской поверхности в сторону положительной или отрицательной кривизны, что создаёт ощущение динамической напряжённости в местах перехода одного состояния в другое.
Приемы динамического формообразования в проектной практике Леонидова предвосхищают методы получения сложных поверхностей в современном компьютерном проектировании, получаемых при движении заданной кривой в пространстве или возникающих благодаря топологическим преобразованиям. Прозрения мастера в данном случае касаются не технических возможностей современных компьютерных технологий, а являются следствием особого типа пространственного мышления архитектора.
Парковая лестница в санатории НКТП является неотъемлемой частью всего санаторного комплекса, созданного по единому композиционному замыслу, поэтому она рассматривалась нами в контексте всего ансамбля (рис. 3).
Рис. 3. Объёмная модель санаторного комплекса НКТП в Кисловодске
По комплексу санатория НКТП в Кисловодске помимо фото и видеосъемки была выполнена трёхмерная модель, включая рельеф местности, который определил композицию всего ансамбля и парковой лестницы.
Парковое развитие ансамбля на Север и спуск в балку в сторону Юга по ландшафтной лестнице существенно расширяют сферу пространственного воздействия ансамбля.
Опыт древней истории по созданию парковых лестниц в системе ландшафтных пространств, несомненно, вдохновлял Леонидова. С античных времён парковые лестницы служили увертюрой к сооружению, которому принадлежали. Элементы архитектуры придают выразительность и направленность пространству среды и включают её в ансамбль. Сценарий постепенного втягивания в рельеф решается, что характерно для Леонидова, как путешествие, наполненное «событиями»; приключение, имеющее начало, развитие темы, кульминацию и завершение. Ритмическое чередование маршей и площадок, включение воды и зелени делает это путешествие незабываемым (рис. 4).
Рис. 4. Каскад парковой лестницы Леонидова
Анализ сценария лестницы Леонидова позволил расшифровать некоторые загадки её композиционного решения. Например, неожиданный поворот оси лестницы на полпути к территории нижнего парка, завершение амфитеатра (не имеющее аналога) формой ступенчатого конуса, отсутствие информации о месте, предназначенном для установки фонтана-пентаграммы.
К сожалению, столь важный элемент композиции как фонтан-пентаграмма, никогда не был осуществлён.
Учитывая особую роль пентаграммы в творчестве мастера и её ключевое значение в композиционном решении многих проектов, её отсутствие не осталось незамеченным. В книге «Архитектура санатория НКТП в Кисловодске» появилось замечание о том, что авторам не удалось преодолеть противоречия между композиционными осями природных ландшафтов, верхнего и нижнего, и что трудная композиционная задача осталась не решённой до конца! Такое замечание не могло бы появиться, будь проектный замысел Леонидова полностью осуществлён.
В процессе анализа композиции, благодаря натурным обследованиям и видеосъёмке, возникло предположение о том, что для установки фонтана-пентаграммы был предназначен полукруглый выступ на обходной площадке, ниже амфитеатра. Это место поворота центральной оси является шарниром, местом смены средового контекста: от торжественного спуска по «дворцовой» лестнице амфитеатра к погружению во всё более спокойное природное окружение естественной среды нижней территории. В пользу такого предположения говорит тот факт, что к площадке подведены вода и канализация (рис. 5).
Рис. 5. Вид на фонтан-пентаграмму с балкона верхней площадки
Леонидов нашёл мастерское решение, превратившее вынужденную смену направления движения в естественный поворот сюжета. Конечной точкой парадной части лестницы был фонтан–пентаграмма, хорошо видимый с верхней площадки, с балкона и, что очень существенно, с нижних точек зрения, при движении от еловой аллеи вверх. Натурные обследования показали, что с нижней площадки не видны здания корпусов, амфитеатр лестницы также частично скрыт. Для тех, кто поднимается по лестнице из Ребровой балки, фонтан должен был быть ориентиром, зовущим двигаться вверх, на подъём. Он служил бы, по замыслу автора, магическим кристаллом, включающим зрителя в мир природного окружения, настраивающего зрителя на гармоническое, созвучное сосуществование с миром природы. С другой стороны, при движении сверху он был бы акцентом, завершающим развитие осевой композиции, берущей начало от лечебного корпуса. Таким образом, фонтан, стоящий на средней отметке подъёма к санаторию должен был служить своеобразным шарниром, посредником, стоящим на границе двух миров: верхнего и нижнего парка.
Взгляд на весь каскад лестницы создаёт образ потока, сорвавшегося с верхнего плато и устремившегося в долину. Ручейки отдельных тропинок и маршей то разъединяются, то опять сливаются, обходя деревья, и, наконец, теряются, в естественном природном парке, мягко коснувшись старой еловой аллеи.
В верхней части композиции движение потока организовано системой полуциркульных террас со скамьями и фонтаном. Лестничные марши, ориентированы к центру композиции – амфитеатру. Поток собирается и удерживается двумя подпорными стенами амфитеатра. Вырвавшись на свободу, он растекается по ступенчатому конусу. Здесь он теряют скорость, напор и строгую направленность. Конус гасит поток. Фонтан–пентаграмма завершает движение, аккумулируя картины природы и архитектуры.
Андрей Иванович Леонидов, сын, ученик и исследователь творчества мастера, сопоставляет устройство кристаллической формы фонтана с построениями космоса Платона. Он высказывал предположение, что это обучающая модель, наглядно демонстрирующая построение античного космоса, пребывающего в гармонии (рис. 6).
Рис. 6. Структура фонтана-пентаграммы
Конструкция фонтана – ряд додекаэдров: один с зеркальными гранями и два структурных, но во время работы фонтана появляются две водяные сферы. Пентаграмма рождена, как и прочие формы мира, из универсальной золотой гелиевой сферы и сохраняет генетическое родство с ней. Пентаграмма предназначена быть её проводником и представителем.
Возможности фонтана-пентаграммы не ограничивались игрой света и перебором форм, они включали также свет и звук. Все изменения в природе он концентрирует и собирает, на всё реагирует цветом, формой, звуком. Любая информация преломляется в зеркалах и водяной пыли и превращается в радугу. Ветер тоже меняет форму и рождает звук. Это сенсорное устройство, чутко реагирующее на все изменения окружения и гармонично на них отвечающее. По аналогии с конструкцией космоса Платона Леонидов создаёт наглядную модель единства стихий. Вместе с амфитеатром фонтан играет роль некоего устройства, настраивающего зрителей на созерцание природы и космоса и подвигающего их к началу собственного творчества.