МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФОРУМ «ПРОСТРАНСТВО ВХУТЕМАС В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ XX-XXI ВЕКОВ»

INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE FORUM "VKHUTEMAS SPACE IN THE WORLD CULTURE OF THE XX-XXI CENTURIES"

В октябре 2020 г. Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств, МАРХИ (Государственная академия), МГХПА им. С.Г.Строганова, и Национальная академия дизайна (НАД) проводят международный научный форум «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков», приуроченную к 100-летию создания Высших художественных мастерских в Москве.


Цели и задачи конференции


Привлечение международной и российской научной и творческой общественности к осмыслению роли всемирно известной новаторской школы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в развитии искусства и культуры, архитектуры и дизайна ХХ-XXI века, исследованию контактов между авангардными художественными школами мира, изучению его творческого, теоретического и учебно-методического наследия и его роли в формировании мировой культуры и современном архитектурно-художественном процессе.


Научная проблема конференции

Чем дальше отступает в исторической перспективе период создания универсальной новаторской художественной и проектной школы московского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа – тем более явным становится его влияние в современной мировой культуре. Это проявляется не только в количестве современных публикаций исследователей искусства и культуры ХХ века из Великобритании, Германии, Франции, Италии и других европейских стран, США, Китая и Японии. Это наследие вошло в современное мировое информационное пространство. С течением времени не утрачивают своего интереса, высокого профессионального художественного качества многие курсовые студенческие и дипломные выпускные работы.

Влияние творческих и педагогических концепций, сформированных во ВХУТЕМАСе практически во всех направлениях и жанрах искусства, архитектуры, дизайна - сопоставимо со значением ярких художественных открытий ХХ века во всем мире. Наследие ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа представляет широкий спектр уникальных новаторских достижений во многих областях художественного и проектного творчества. ВХУТЕМАС стал одним из символов революции в искусстве и художественной педагогике.

Многие отечественные и зарубежные школы второй половины ХХ века перенимали и внедряли методические приемы и содержание курсовых и дипломных работ студентов и выпускников ВХУТЕМАСа.

Современный этап развития дизайна и архитектуры, коммуникативных и информационных процессов, поисков в сфере актуального искусства отличаются усилением междисциплинарных связей. В XXI веке единство индивидуальных творческих открытий мастеров-педагогов, новаторской методики образования и ярких результатов профессиональной практической деятельности выпускников, также как и во ВХУТЕМАСе вновь становится неотъемлемой характеристикой развития центров архитектуры и искусства.

Однако, несмотря на популярность и востребованность материалов ВХУТЕМАСа, до сих пор нет полного культурно-исторического представления о процессах зарождения и формирования школы, многие факты, а порой и сложившиеся мифы, нуждаются в проверке, остается невыявленной роль и значение ВХУТЕМАСа в мировом контексте, недостаточно изучена творческая судьба многих педагогов и выпускников школы, благодаря участию которых и формировался «золотой фонд» наследия ВХУТЕМАСа.

Практически не затрагивалась ранее тема взаимодействия школы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа с научно-техническими, художественными и творческими организациями, общественными и производственными структурами, другими образовательными организациями. Предстоит научно реконструировать историко-теоретическую модель ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа как уникального комплексного художественно-проектного и социокультурного объекта.

ВХУТЕМАС зарождался и развивался в период наибольшей активности мирового авангарда. Это не могло не отразиться и на повышенной активности образного мышлении и нового языка искусства, на настроениях педагогов и учащихся - равноправных участников единого творческого процесса. В результате палитра художественных приемов становилась шире. Каждое направление обладало огромным потенциалом в учебно-научном методическом процессе, позволяя на основе различных формально-композиционных поисков формировать целостные модели мира нового искусства.

Столетие спустя многие результаты и опыт поисков того времени воспринимаются иначе, чем непосредственно в годы их появления и расцвета. Возникает потребность в создании актуального представления о методиках и условиях их реализации, научной реконструкции истории факультетов, создании общедоступных архивов, позволяющих детально представить себе этапы их эволюции.


Тематические блоки и секции конференции:


ВХУТЕМАС и формирование проектной культуры ХХ-XXI века.

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН в период активных научных исследований и инженерно-технических новаций в первой трети ХХ века. Влияние науки и техники на развитие художественного творчества и архитектурно-дизайнерского образования в XXI века.

Взаимодействие художественных течений и синтез искусств в системе художественно-архитектурно-дизайнерского вуза.

Роль архитектуры и пространственного мышления в формировании художественно-промышленной школы нового типа. 

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН и современные ему профессиональные художественные, музейные и научно-исследовательские организации в области культуры.

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН и промышленность 1920-х и 1930-х годов: опыт и современность.

Виртуальный музей ВХУТЕМАСа и художественных школ эпохи авангарда: проблемы создания электронных информационных ресурсов и баз данных.



Условия и порядок участия в конференции


Участие в конференции очное и заочное.

Заявки на участие в конференции принимаются до 15 января 2020 г.

Материалы конференции будут опубликованы. Оплата командировочных расходов иногородних участников конференции осуществляется за счет направляющей стороны.

Для участия в конференции и включения в программу и сборник материалов необходимо до 15 января 2020 г. включительно представить в оргкомитет:

заявку на участие в конференции (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание, место работы, аннотация доклада – не более 300 знаков, форма участия, телефон, электронный адрес)

Научный комитет рассматривает присланные материалы на степень соответствия их тематике и программе конференции и оставляет за собой право рекомендовать материалы к публикации.

На основе присланных материалов будет составлена программа.


 В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией сроки подачи материалов для публикации в сборнике конференции (объем 7-8 тыс. знаков)  продлен до 20 июня 2020 г.


Языки конференции: русский и английский


Участники конференции предоставляют право научному комитету и редакционной группе:

публикацию материалов;

размещение электронной версии издания на сайте Российской академии художеств, МГХПА им. С.Г.Строганова, МАРХИ, Национальной академии дизайна и в РИНЦ;


Материалы для участия в конференции необходимо направлять по адресам:

strog-nauka2011@yandex.ru Лаврентьев Александр Николаевич

[email protected] Сазиков Алексей Владимирович

[email protected]  Музей МАРХИ


Приложение


Заявка на участие в конференции «ВХУТЕМАС-100»

ФИО


Должность, место работы


Ученая степень, ученое звание


Название доклада


Аннотация доклада

(не более 300 знаков)


Форма участия


Необходимые технические средства для доклада


Контактный телефон


Адрес электронной почты


Почтовый адрес (если нужно выслать оригинал приглашения)


Требования к материалам для публикации:

Соответствие тематике конференции;

Объем статьи: 7-8 тыс. знаков

Формат текста: Miсrosoft Word 6 или 7;

Шрифт: Times New Roman 14 пт;

Порядок оформления названия и аннотации: автор (Ф.И.О.), место работы и должность, название статьи, аннотация - дается на русском и английском языке (2-4 предложения), ключевые слова на русском и английском языке.

Список литературы или примечания в конце статьи, ссылки на литературу или примечания в тексте в квадратных скобках тем же кеглем, что и основной текст.

Иллюстрации (не более 1-2) предоставляются отдельно в формате jpeg, список иллюстраций в конце статьи.