МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФОРУМ «ПРОСТРАНСТВО ВХУТЕМАС В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ XX-XXI ВЕКОВ»
В октябре 2020 г. Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств, МАРХИ (Государственная академия), МГХПА им. С.Г.Строганова, и Национальная академия дизайна (НАД) проводят международный научный форум «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков», приуроченную к 100-летию создания Высших художественных мастерских в Москве.
Цели и задачи конференции
Привлечение международной и российской научной и творческой общественности к осмыслению роли всемирно известной новаторской школы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в развитии искусства и культуры, архитектуры и дизайна ХХ-XXI века, исследованию контактов между авангардными художественными школами мира, изучению его творческого, теоретического и учебно-методического наследия и его роли в формировании мировой культуры и современном архитектурно-художественном процессе.
Научная проблема конференции
Чем дальше отступает в исторической перспективе период создания универсальной новаторской художественной и проектной школы московского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа – тем более явным становится его влияние в современной мировой культуре. Это проявляется не только в количестве современных публикаций исследователей искусства и культуры ХХ века из Великобритании, Германии, Франции, Италии и других европейских стран, США, Китая и Японии. Это наследие вошло в современное мировое информационное пространство. С течением времени не утрачивают своего интереса, высокого профессионального художественного качества многие курсовые студенческие и дипломные выпускные работы.
Влияние творческих и педагогических концепций, сформированных во ВХУТЕМАСе практически во всех направлениях и жанрах искусства, архитектуры, дизайна - сопоставимо со значением ярких художественных открытий ХХ века во всем мире. Наследие ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа представляет широкий спектр уникальных новаторских достижений во многих областях художественного и проектного творчества. ВХУТЕМАС стал одним из символов революции в искусстве и художественной педагогике.
Многие отечественные и зарубежные школы второй половины ХХ века перенимали и внедряли методические приемы и содержание курсовых и дипломных работ студентов и выпускников ВХУТЕМАСа.
Современный этап развития дизайна и архитектуры, коммуникативных и информационных процессов, поисков в сфере актуального искусства отличаются усилением междисциплинарных связей. В XXI веке единство индивидуальных творческих открытий мастеров-педагогов, новаторской методики образования и ярких результатов профессиональной практической деятельности выпускников, также как и во ВХУТЕМАСе вновь становится неотъемлемой характеристикой развития центров архитектуры и искусства.
Однако, несмотря на популярность и востребованность материалов ВХУТЕМАСа, до сих пор нет полного культурно-исторического представления о процессах зарождения и формирования школы, многие факты, а порой и сложившиеся мифы, нуждаются в проверке, остается невыявленной роль и значение ВХУТЕМАСа в мировом контексте, недостаточно изучена творческая судьба многих педагогов и выпускников школы, благодаря участию которых и формировался «золотой фонд» наследия ВХУТЕМАСа.
Практически не затрагивалась ранее тема взаимодействия школы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа с научно-техническими, художественными и творческими организациями, общественными и производственными структурами, другими образовательными организациями. Предстоит научно реконструировать историко-теоретическую модель ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа как уникального комплексного художественно-проектного и социокультурного объекта.
ВХУТЕМАС зарождался и развивался в период наибольшей активности мирового авангарда. Это не могло не отразиться и на повышенной активности образного мышлении и нового языка искусства, на настроениях педагогов и учащихся - равноправных участников единого творческого процесса. В результате палитра художественных приемов становилась шире. Каждое направление обладало огромным потенциалом в учебно-научном методическом процессе, позволяя на основе различных формально-композиционных поисков формировать целостные модели мира нового искусства.
Столетие спустя многие результаты и опыт поисков того времени воспринимаются иначе, чем непосредственно в годы их появления и расцвета. Возникает потребность в создании актуального представления о методиках и условиях их реализации, научной реконструкции истории факультетов, создании общедоступных архивов, позволяющих детально представить себе этапы их эволюции.
Тематические блоки и секции конференции:
— ВХУТЕМАС и формирование проектной культуры ХХ-XXI века.
— ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН в период активных научных исследований и инженерно-технических новаций в первой трети ХХ века. Влияние науки и техники на развитие художественного творчества и архитектурно-дизайнерского образования в XXI века.
— Взаимодействие художественных течений и синтез искусств в системе художественно-архитектурно-дизайнерского вуза.
— Роль архитектуры и пространственного мышления в формировании художественно-промышленной школы нового типа.
— ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН и современные ему профессиональные художественные, музейные и научно-исследовательские организации в области культуры.
— ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН и промышленность 1920-х и 1930-х годов: опыт и современность.
— Виртуальный музей ВХУТЕМАСа и художественных школ эпохи авангарда: проблемы создания электронных информационных ресурсов и баз данных.
Условия и порядок участия в конференции
Участие в конференции очное и заочное.
Заявки на участие в конференции принимаются до 15 января 2020 г.
Материалы конференции будут опубликованы. Оплата командировочных расходов иногородних участников конференции осуществляется за счет направляющей стороны.
Для участия в конференции и включения в программу и сборник материалов необходимо до 15 января 2020 г. включительно представить в оргкомитет:
заявку на участие в конференции (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание, место работы, аннотация доклада – не более 300 знаков, форма участия, телефон, электронный адрес)
Научный комитет рассматривает присланные материалы на степень соответствия их тематике и программе конференции и оставляет за собой право рекомендовать материалы к публикации.
На основе присланных материалов будет составлена программа.
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией сроки подачи материалов для публикации в сборнике конференции (объем 7-8 тыс. знаков) продлен до 20 июня 2020 г.
Языки конференции: русский и английский
Участники конференции предоставляют право научному комитету и редакционной группе:
— публикацию материалов;
— размещение электронной версии издания на сайте Российской академии художеств, МГХПА им. С.Г.Строганова, МАРХИ, Национальной академии дизайна и в РИНЦ;
Материалы для участия в конференции необходимо направлять по адресам:
strog-nauka2011@yandex.ru Лаврентьев Александр Николаевич
[email protected] Сазиков Алексей Владимирович
[email protected] Музей МАРХИ
Приложение
Заявка на участие в конференции «ВХУТЕМАС-100»
ФИО |
|
Должность, место работы |
|
Ученая степень, ученое звание |
|
Название доклада |
|
Аннотация доклада (не более 300 знаков) |
|
Форма участия |
|
Необходимые технические средства для доклада |
|
Контактный телефон |
|
Адрес электронной почты |
|
Почтовый адрес (если нужно выслать оригинал приглашения) |
|
Требования к материалам для публикации:
Соответствие тематике конференции;
Объем статьи: 7-8 тыс. знаков
Формат текста: Miсrosoft Word 6 или 7;
Шрифт: Times New Roman 14 пт;
Порядок оформления названия и аннотации: автор (Ф.И.О.), место работы и должность, название статьи, аннотация - дается на русском и английском языке (2-4 предложения), ключевые слова на русском и английском языке.
Список литературы или примечания в конце статьи, ссылки на литературу или примечания в тексте в квадратных скобках тем же кеглем, что и основной текст.
Иллюстрации (не более 1-2) предоставляются отдельно в формате jpeg, список иллюстраций в конце статьи.