МАРХИ
Список  преподавательского состава проектных групп III курса на 2019/2020 уч.г.
КОНКУРС ЛУНА 2050

ВХУТЕМАС: краткая историческая справка

ВХУТЕМАС – выдающееся отечественное явление в сфере искусства и художественного образования, которое стало общепризнанным в мире. Краткий период его существования дал мощный толчок освоению новых путей искусства и архитектуры и до сих пор сохраняет свою продуктивность и привлекательность. Именно в этот период отечественное изобразительное искусство и архитектура занимали передовые позиции в мировой культуре и служили источником передовых идей и образцом для подражания.

Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС) – высшее художественное учебное заведение, существовавшее в Москве в 1920-1930-е. ВХУТЕМАС были организованы осенью 1920 г. (декрет Совета Народных Комиссаров от 19 декабря) слиянием бывшего Строгановского художественно-промышленного училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1927 г. (постановлением Совета вуза от 4 марта) были переименованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), а затем в ВАСИ (1930), который был реорганизован в Московский архитектурный институт (МАИ, 1933) и МАРХИ (1933).

Специфика ВХУТЕМАС проявилась в новаторской структуре, объединившей факультеты изобразительного искусства (живописный, скульптурный) и производственные (архитектурный, полиграфический, металлообрабатывающий, деревообделочный, текстильный, керамический). Все факультеты объединял общий пропедевтический курс, который студенты проходили на Основном отделении, сформировавшемся окончательно к 1923 году. Такая структура вуза и единые педагогические установки, которые пытались выработать в мастерских, должны были обеспечить создание пластической основы для всех видов пространственных искусств и для формирования предметно-пространственной среды человека.

Основная особенность ВХУТЕМАС состояла в том, что в центре обучения на всех факультетах стояла целостность нового представления о пространстве и комплексность обучения. Отсюда – особая роль Московского архитектурного института в наследовании традиции ВУХТЕМАС, поскольку он перенял и сохранил методики обучения пространственному видению и пониманию пространства сразу двух учебных подразделений: Основного отделения и Архфака. Вокруг архитектуры как наиболее пространственной дисциплины, группировались остальные факультеты вуза.

Достижением художественной подготовки ВХУТЕМАС является создание универсальной системы пропедевтических дисциплин, получившей впоследствии развитие в архитектурной и дизайнерской педагогике в разных странах. ВХУТЕМАС отличали широкие связи с зарубежными художественными школами, в особенности с БАУХАУС (Германия), происходили обмены профессорами и методиками преподавания. Наиболее широкую общую платформу различных направлений художественной педагогики во ВХУТЕМАС составил формально-аналитический метод, характерный для большинства передовых направлений русского авангарда. Этот метод был положен в основу общевузовской пропедевтики.

Наряду с формально-аналитическим методом преподавания во ВХУТЕМАС складывались и самостоятельные художественные направления отдельных групп и мастеров. Все факультеты испытывали влияние авангардных течений супрематизма и футуризма, благодаря которым создавалась неповторимая среда непрерывного художественного поиска живописных и пластических первооснов. На производственных факультетах ВХУТЕМАС наиболее влиятельными были сформировавшиеся художественные течения рационализма и конструктивизма, «пролетарской классики» в архитектуре, конструктивизм в дизайне, школа В.А.Фаворского в полиграфии. На разных факультетах ВХУТЕМАС активной преподавательской деятельностью были заняты многие крупнейшие мастера авангарда: К.С. Малевич, В.В. Кандинский, Л.М. Лисицкий, П.В. Митурич, Л.С. Попова. Новые тенденции, связанные с идеями «производственного искусства» и формированием конструктивизма как творческого направления, теснили и побеждали на дизайнерских факультетах традиции прикладничества, декоративизма и орнаментальности, унаследованные от Строгановского училища. На этих факультетах наиболее ярко они были представлены имена А.М. Родченко, В.Ф. Степановой и В.Е. Татлина. Курс лекций «Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях» на Печатно-графическом факультете читал П.А. Флоренский, «воспользовавшись данными математики, физики, психологии и эстетики».

История ВХУТЕМАС отличается чрезвычайным динамизмом. За десять лет существования вуз пережил целый ряд перестроек организационного плана (слияние и разделение факультетов), изменение учебных программ и идейно-художественных установок.

В 1920-1930-е годы ряд выдающихся архитекторов преподавали и учились во ВХУТЕМАС, среди них: братья Веснины, М.Я. Гинзбург, Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский, И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, С.Е. Чернышев, И.А. Голосов, К.С. Мельников, И.И. Леонидов, Л.Н. Павлов, А.К. Буров, Г.Т. Крутиков, К.Н. Афанасьев. В системе преподавания сосуществовали различные концепции от чисто академических, до новаторских, экспериментальных. В стенах ВХУТЕМАС, затем ВХУТЕИНа возникали и разрабатывались проекты, ставшие выдающимися достижениями отечественной архитектуры, признанные во всем мире и вошедшие в архитектурные учебники. Профессора, преподаватели и выпускники института возглавили проектирование новых планов городов и градостроительных комплексов, возведение крупных промышленных объектов и отдельных значимых жилых и общественных зданий, разрабатывали коренные вопросы градостроительства, развивали новую типологию зданий и новые строительные материалы, создали узнаваемый стиль советской архитектуры. Шедевры архитектурного авангарда, выразившие дух своего времени, представляют сегодня большую историко-культурную и архитектурную ценность и нуждаются в сохранении и защите.

В России методики пропедевтики и творческие традиции ВХУТЕМАС наследовали: Московский архитектурный институт, Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), Московский полиграфический институт, Московский практический текстильный институт, Институт пролетарских изобразительных искусств в Ленинграде, куда были переведены и продолжили преподавать многие профессора и выпускники ВХУТЕМАС.

Юбилей ВХУТЕМАСа отмечают не только в нашей стране, но и во всех странах, где ВХУТЕМАС рассматривают в качестве генератора новаторских подходов в искусстве и архитектуре. К потенциалу наследия ВХУТЕМАС обращаются всякий раз, когда встаёт вопрос о необходимости совершить прорыв к новым горизонтам творчества.



Олег Адамов, кандидат архитектуры