МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

КАФЕДРА ЖИВОПИСИ

ГЛАВНАЯ СОТРУДНИКИ ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ ПУБЛИКАЦИИ И ВЫСТАВКИ

Кафедра живописи основана в 1944 г. Заведующий кафедрой: профессор Барышников В.Л.

Среди преподавателей кафедры 7 профессоров и 5 доцентов.

На кафедре преподается живопись, разрабатывается методика преподавания живописи в Архитектурных вузах, композиция и техника живописи, взаимодействие архитектуры и живописи в проектировании.

Профессора и преподаватели кафедры ведут практическую проектную работу в проектных институтах и мастерских. Постоянное участие в Международных, Российских и др. выставках с изданием буклетов.

Почтовый адрес - Москва, 103754, ул. Рождественка 11. Место расположения - Рождественка 11, 500 аудитория, тел.: (495) 625-51-16,  e-mail: [email protected].


Дисциплина и кафедра «живопись» в Московском Архитектурном институте

Необходимость присутствия в подготовки архитекторов изобразительных и композиционных упражнений  осознавалась в архитектурном образовании всегда. В московской школе живописи ваяния и зодчества не было специальной программы заданий по рисунку и живописи для  архитектурного факультета. Начальный курс подготовки по изобразительным дисциплинам проходили все учащиеся. Такая же практика прохождения курса живописи студентами различных специализаций сохранялась и во ВХУТЕМАСе.          

После революции на волне обновления традиционных взглядов на архитектуру во ВХУТЕМАСе, развивались два основных направления в формировании заданий по архитектурной композиции, рисунку и живописи. В основе первого были формальные композиционные упражнения на базе новаторских течений в живописи, именно на них была основана дисциплина «Цвет», разработанная такими яркими представителями русского авангарда как А. Веснин и Л. Попова. Другое направление в развитии изобразительных дисциплин определялось влиянием В. Фаворского, ректора ВХУТЕМАСА с 1923 по 1926 годы  и выдающегося художника-педагога К. Истомина, разработчика дисциплины «Живопись», после возвращения в учебный процесс традиционных дисциплин изобразительного цикла.  

Живопись, как самостоятельный предмет, исчезла из программы московской архитектурной школы в 1930 году, когда был расформирован ВХУТЕМАС, и его  факультеты были преобразованы в самостоятельные институты: изобразительных искусств, полиграфический, текстильный, а в архитектурный факультет был преобразован  в ВАСИ (с 1933 – МАИ). В тот момент  в учебном плане института остались только краткий теоретический курс цветоведения и некоторые упражнение прикладного характера в курсе основ архитектурного проектирования (копия цветных репродукций арабесок, архитектурных орнаментов и т. п.).

Недостаток в изобразительной и колористической подготовке выпускников были замечены И. В. Жолтовским, занимавшим в те годы пост творческого руководителя московского архитектурного института. В архитектуре в этот период была определяющей  неоклассическая линия. Сложная пластика, обилие деталей   и декор проектируемых зданий – все это требовало и большой изобразительной культуры, как в процессе проектирования, так и на стадии графическое оформление чертежей. 

В 1939 – 1940 году Жолтовским, для организации факультативного курса по цветной архитектурной графике, был приглашен архитектор, выпускник ВХУТЕМАСА, П. П. Ревякин, ставший впоследствии, более чем на сорок лет руководителем кафедры живописи. Важный шаг в реабилитации дисциплины «живопись» был сделан. Его становлению и  утверждению в обязательной подготовке студентов помешала война. В 1943 году, после возвращения института из Ташкентской эвакуации, курс акварельной живописи был включен в учебный план. Таким образом, эту дату принято считать годом образования кафедры живописи Московского Архитектурного Института. 

П.П. Ревякиным был приглашен для преподавания нового курса его товарищ по ВХУТЕМАСУ К. Г. Зайцев а также молодые выпускники института и факультета повышения квалификации при Союзе Архитекторов Захаров А.И и Туканов В. П. Дмитраш Н.Д, Любимова Н.А

Обновленный курс, имевший объем в 84 учебных часа, был ориентирован, в основном, на восполнение у студентов слабой, а то и совсем отсутствовавшей художественной подготовки и на овладение навыками цветной архитектурной графики. Главная часть программы была посвящена выполнению архитектурного чертежа в технике акварели. Курс сопровождался теоретической частью в виде лекций и обсуждений выполненных работ.



Итогом развития  на кафедре методики и теории цветной архитектурной графики явилась книга П. П. Ревякина «Техника акварельной живописи» изданная в 1959 году и до сих пор остающаяся базовым трудом в этой области. Кроме того, в книге были серьезно и профессионально затронуты аспекты физики цвета, а также проблемы живописной композиции. В создании иллюстраций и таблиц принимали участие все сотрудники кафедры. 

 
          
По мере развития курса акварели выявились противоречия его содержания  с требованиями реального проектирования. Действовавшая программа не давала достаточного объема знаний о физической природе цвета и его роли в архитектуре, ремесленная сторона практических упражнений преобладала над творческой. Отсутствовала также методологическая связь с обучением архитектурному проектированию. Эти недостатки, вместе с изменениями тенденций, коснувшихся архитектуры и строительных технологий внесли коренные изменения в курс живописи уже в середине пятидесятых годов. 

Постановление 1955 года об устранении излишеств в архитектуре, индустриализация и типизация в строительстве, повлекло за собой постепенное исчезновение декора и мелкой архитектурной пластики, характерной для псевдо- ордерной архитектуры послевоенного времени, получившей позднее название сталинского ампира.        Изменившиеся внешние  условия определили и смену тенденций в учебном процессе. Было необходимо наряду с изобразительной грамотой дать студенту знания в области архитектурной полихромии.
Перед кафедрой живописи была поставлена новая задача - подготовить архитектора-колориста, знающего и умеющего пользоваться цветом, как средством  композиции. Обновленная программа дисциплины «Живопись» 1962 года уже состояла из трех частей: «Натурная работа», «Цвет в архитектуре», и «Монументальная живопись в архитектуре». Композиционные задачи в работе с цветом и формой акцентировались уже при выполнении натурных упражнений.  


В 1967 году в связи с двукратным  увеличением количества часов курса живописи, получил дальнейшее развитие цикл композиционных заданий. На кафедру пришли молодые педагоги, недавние выпускники МАРХи, ( Ефимов А. В., Скобелев В. М.) которые приняли непосредственное участие в разработке новых заданий.  В программе появился также раздел посвященный содержательности колорита. В упражнениях по колористике, выполняемых на базе студенческих макетов, проводилось изучение формообразующих свойств цвета в архитектуре. 
             
Для курса живописи в МАРХИ всегда было свойственно развитие, стремление к эксперименту, апробация новых тем и заданий. В программе дисциплины постоянно появлялись и проходили апробацию различные направления и методики. В основе многих разработок лежат диссертации преподавателей кафедры: 
Атанова В. С., Азизян И. А., Ефимова А. В., Виноградова Я. П., Окиншевича Е. А., Кувшинова А. А.

Перемены, связанные с появлением в МАРХИ кафедры дизайна и введением в учебный план отдельной дисциплины «Архитектурная колористика», позволили еще более разносторонне осветить роль цвета в архитектурном образовании. Часть упражнений, первоначально разработанных на кафедре живописи, перешла в курс дисциплины «колористика», а курс живописи получил возможность сосредоточить внимание на разработке  заданий, связанных с изобразительной практикой в области живописи. 

С 1987 по 2007 год кафедру живописи возглавлял профессор Тальковский В. Г. По его инициативе на кафедру были приглашены опытные архитекторы – практики Коновалов Ю. Н., Кувинов Е. В., Орловский В. Ф. В 1989 году при кафедре живописи, под руководством профессора В. Г. Тальковского, была организована экспериментальная творческая мастерская с комплексным преподаванием проектных и пластических дисциплин. К сожалению, опыт свободных программ по проектированию и творческих мастерских продлился недолго, но показал широкие возможности комплексного обучения.

В 2010 году на кафедре был выпущен учебник по базовым заданиям дисциплины, «Живопись», в котором был обобщен опыт преподавания основных заданий дисциплины и методических разработок, сделанных на кафедре за многие десятилетия.





Сегодня на кафедре помимо базового курса преподаются так и специальные курсы, вошедшие в институтскую программу «предмет по выбору». В них нашли отражения некоторые оригинальные кафедральные разработки, такие как «Акварельная архитектурная графика», «Архитектурная фантазия» и «Цвет и монументальная живопись в архитектуре». По всем этим спецкурсам подготовлены и изданы учебно-методические пособия. 
Настоящее время в работе кафедры живописи можно охарактеризовать, как период развития и сохранения основных направлений ее программы. Заложенный в ее основе аналитический метод изучения взаимосвязи цвета и формы, позволяет в небольшие учебные часы, отведенные учебным планом на дисциплину, передавать обучающимся основные принципы работы в области цветовой изобразительной композиции, формировать профессиональные навыки в области живописной практики и обеспечивать гармоничное развитие их художественной культуры. 


Зав. кафедрой «Живопись»,
 профессор Барышников В. Л.