Top.Mail.Ru
МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Конкурс ППС. Выборы декана и заведующего кафедрой.
Вниманию обучающихся!
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2025-ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Кафедра «Реконструкция и реставрация в архитектуре»


Главная
Награды, достижения кафедры
Новостная лента
Педагогический коллектив
Направления научной деятельности
Учебные курсы и дисциплины
Методические материалы / учебные пособия / монографии
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура


Среди преподавателей кафедры 11 профессоров, 2 доцента. Для ведения дипломного проектирования наряду с профессорами кафедры приглашаются ведущие архитекторы-практики.

Адрес кафедры: Рождественка 11, тел.: (495) 623-30-15, 623-63-54, к. 305-308, УМК архитектурной фотограмметрии и геодезии при кафедре – к. 330

Кафедра ведет ряд дисциплин специальной подготовки: архитектурное проектирование (реставрация и реконструкция), специализированные проектные дисциплины (реконструкция и реставрация),дипломное проектирование, лекционные курсы - Методика исследования и реставрации памятников архитектуры, Конструкции в памятниках русского зодчества, Теоретические основы развития архитектурного ансамбля, Основы реконструкции исторических городов. 

Для магистрантов ведутся курсы: педагогическая практика, проектирование и исследования, специальность, (Некоторые дисциплины специализации читаются по планам смежных кафедр - Строительные материалы в реставрации памятников архитектуры, Организация реставрационного производства.) 

Кафедра, кроме того, ведет архитектурное проектирование на 3 и 4 курсах в рамках программы фундаментальной подготовки студентов, а также курс Проектно- изыскательская ( Практика Геодезическая) со студентами 1 курсов в рамках программы общей подготовки студентов.

ПОЛВЕКА
кафедре «Реконструкция и реставрация в архитектуре» МАРХИ
(1972-2024)

Начало 1970-х годов в Советском Союзе было отмечено растущим интересом общества к истории страны. Этот факт следует рассматривать как часть общего процесса, отражающего стремление значительной части населения, прежде всего интеллигенции, к осознанию национальной идентичности. Практически спонтанно возникавшие требования по охране наследия не могли игнорироваться властями. Как следствие подобных настроений, в указанный период значительно увеличивается число выявленных памятников архитектуры, большая часть которых находилась в весьма плачевном состоянии и нуждалась в реставрации. Очевидная необходимость сохранения и проведения широкомасштабных комплексных реставрационных работ предполагала иной уровень подготовки архитекторов-реставраторов, способных решать сложные задачи. Поэтому совершенно своевременным и обоснованным можно считать решение руководства МАРХИ в 1972 году создать кафедру «Архитектурных реставраций», одну из первых в стране. Её возглавил В.В. Косточкин, доктор исторических наук, профессор кафедры «Истории архитектуры и градостроительства». Владимир Владимирович был известен как историк русской архитектуры, автор монографий: «Русское оборонное зодчество XIII - начала XVI веков», «Древние русские крепости», «Государев мастер Фёдор Конь». Однако, первые пять лет работы кафедры выявили слабые места в её учебной программе, весьма удаленной, как оказалось, от вопросов реставрационной практики. Со всей очевидностью обозначилась необходимость привлечения к процессу преподавания специалистов разбирающихся в многочисленных вопросах процесса реставрации, реставрационного материаловедения, организации архивных и натурных изысканий, знающих специфику ведения консервационных работ на памятниках, а также понимающих широкий круг проблем приспособления исторических зданий и градостроительной реконструкции. На этом фоне представляется совершенно обоснованным приглашение в 1977 году на должность заведующего кафедрой Юлия Владимировича Ранинского. За плечами Юлия Владимировича уже были годы преподавания на кафедре «Жилых зданий» МАРХИ, но главное – большой опыт практической работы и что ещё более важно, работы в области градостроительной охраны архитектурного наследия. Особое место в перечне проектов занимало участие Ю.В. Ранинского в реконструкции Суздаля, продемонстрировавшей комплексный подход к сохранению и включению в современную жизнь небольшого исторического поселения. За архитектуру Туристского комплекса в Суздале он был удостоен Государственной премии СССР в 1978г.
В основу программы кафедры, предложенной Ю.В. Ранинским, ложится принципиально новая концепция специализации, связанная с сохранением архитектурного наследия. Суть её заключалась в нерасторжимости вопросов реставрации и современного использования памятников, что получило отражение в новом названии кафедры «Реставрации и реконструкции в архитектуре». Ю.В. Ранинским пишутся курсы лекций «Основы сохранения памятников архитектуры в преемственном развитии ансамбля», «Основные принципы сохранения и использования памятников архитектуры в ансамбле города» и, совместно с профессором Л.В. Андреевым, «Методические указания по разработке курсовых и дипломных проектов для реконструкции исторических городов ирайонов».

В 1979году реставрационную подготовку на кафедре возглавил Сергей Сергеевич Подъяпольский. Замечательный специалист, на счету которого была реставрация таких выдающихся памятников русской архитектуры как:
Спасский собор Андроникова монастыря, церковь Двенадцати Апостолов и Патриаршие палаты Московского Кремля, памятники Кирилло-Белозерского монастыря. За годы преподавания Сергей Сергеевич подготовил программу из цикла дисциплин непосредственно связанных с реставрацией памятников архитектуры. Заметным событием в профессиональной архитектурной жизни страны стал выход в свет в 1988 году первого в истории России учебника «Реставрация памятников архитектуры» под общей редакцией профессора С.С. Подъяпольского. Сегодня можно без преувеличения сказать, что практически всё реставрационное направление в отечественной архитектурной школе связано с именем Сергея Сергеевича. Учебник Подъяпольского до сих пор является основным, а во многих случаях – единственным фундаментальным трудом по данной специализации.

В 1997 году кафедру возглавил выдающийся специалист в области теории и практики охраны исторических поселений, доктор архитектуры, профессор А.С.Щенков. Курсы лекций Ю.В. Ранинского были расширены и дополнены А.С. Щенковым, написавшим 2008 году учебное пособие «Основы реконструкции исторических городов». В 2013 году Алексей Серафимович выпустил учебное пособие в 2 частях «Реконструкция  исторических городов». Конечно, на протяжении всех прошедших десятилетий теоретические курсы постоянно модифицировались и обновлялись, следуя требованиям времени и изменениям в законодательстве. К настоящему времени на кафедре сложилось четыре базовых курса лекций для студентов 4-5 курсов и магистров второго года обучения. «Основы охраны объектов культурного наследия» - читают профессора А.С. Щенков, Г.В. Мудров и доцент И.В. Крымова; «Реставрация объектов культурного наследия» -читает профессор Г.В. Мудров; «Основы реконструкции исторических городов и преемственного развития ансамбля» -профессор А.С. Щенков; «Историко-культурные исследования и методика охраны объектов культурного наследия»- доцент И.В.Крымова. Лекции дополняют семинары, с выездами на реставрируемые объекты, где студенты имеют возможность увидеть то, о чём рассказывалось на теоретических занятиях. Особое значение имеют встречи с приглашёнными специалистами. Значительная часть подобных бесед запланирована в программе вводного курса, в рамках которого студенты получают максимальное представление о специфике их будущей профессиональной деятельности. Среди приглашенных лекторов сотрудники Департамента культурного наследия города Москвы, ведущие специалисты Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, практикующие реставраторы, археологи, специалисты ВООПиК. Хочется отдельно отметить лекции известных архитекторов, многие из которых являются профессорами и доцентами нашей кафедры. Сложно переоценить важность рассказа мастеров своего дела о тонкостях укрепления конструкций, подбора строительных материалов, прокладки инженерных коммуникаций, специфике определения нового функционального назначения памятника, стилистических и композиционных поисках при разработке новых объёмов в исторических кварталах и центрах городов.

Ещё в начале 1980-х, на кафедре были определены базовые подходы к преподаванию специализированных проектных дисциплин, сложились основные требования к разработке и подаче дипломных проектов. Одной из отличительных черт которых, стали большие панорамы, включавшие объект проектирования и его окружение. Панорамы эффектно выполнялись в технике акварельной отмывки при непосредственном участии профессоров Ю.В. Ранинского и Л.В. Андреева. И сегодня коллектив кафедры старается поддерживать эту традицию, хотя вместо акварели и кисти уже используются соответствующие компьютерные программы.

Необходимо отметить, что за прошедшие 50 лет на кафедре резко увеличилось количество студентов, с 6-8 человек на потоке в начале 1980-х до 42-44 – в настоящее время. За этот период сменилось несколько поколений педагогов. И если в первые годы на кафедре работало лишь 6 человек: профессора – Ю.В. Ранинский, С.С. Подъяпольский, Л.В. Андреев; доцент Н.В. Мовчан; ассистенты –С.М. Морин, Т.С. Семёнова, то сегодня численность наставников превышает 20 человек. Среди них: Почётные реставраторы города Москвы -Л.В. Лазарева, Г.В. Мудров; ведущий в РФ специалист в области охранного проектирования И.В. Крымова; известные архитекторы – П.Ю. Андреев, А.Л. Бавыкин, С.Г. Головина, Н.В. Лызлов, Д.В. Пшеничников, Б.О. Уборевич-Боровский; ветеран кафедры К.А. Городов.

Преподавание теории и практики реставрации сегодня строится коллективом кафедры не только в соответствии с отечественным и международным правом, действующим в этой области, но и во взаимосвязи с общекультурными процессами, происходящими в стране. Концепция программы базируется на постулате, отвергающим единственно возможное понимание сути реставрации, и наличии незыблемых правил ведения работ на памятниках. Весь этот сложный комплекс вопросов доводится до студентов на различных этапах освоения специализации.

В отличие от первых десятилетий существования кафедры, когда академической программой разрешалось внедрять специализацию только на старших курсах, сегодня проблематика кафедры активно вводится в задания фундаментального уровня подготовки, предлагая для проектов по тематике: «клуб», «гараж», «посёлок», «дом средней этажности», «школа», «музей» участки в историческом окружении, с полным или частичным размещением функции в стенах сохранившихся построек. Выполнение подобных курсовых работ предполагает комплекс предпроектных исследований.

Конечно, предметом особых забот является поиск и выбор тем для дипломных проектов, особенно проектов уровня «бакалавр». Очевидно стремление педагогов ориентироваться на задания, которые позволили бы в полной мере выявить творческую индивидуальность студента, дать ему возможность продемонстрировать членам Государственной экзаменационной комиссии полученные за время обучения знания. При этом каждый проект рассматривается, как важный вклад в дело сохранения многочисленных памятников архитектуры нашей страны. Поиску актуальных тем во многом способствуют сложившиеся рабочие связи кафедры с Союзом Архитекторов России, Департаментом культурного наследия города Москвы, ИКОМОС(Россия), ВООПиК, Союзом малых городов России, региональными комитетами и инспекциями охраны объектов культурного наследия, руководством ведущих музеев, музеев-усадеб и музеев-

заповедников. Объектами для проектирования выбираются, как правило, памятники, имеющие серьезные утраты деталей декора или значительно перестроенные. Это позволяет в полной мере, на конкретном материале, показать будущим специалистам то что, мы называем «диалектикой реставрации». Здесь и проблема «подачи» времени, сохранение патины и поздних наслоений, а также действие наиболее важного принципа, принятого в реставрационной практике в соответствии с Венецианской хартией: «реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза». Именно поэтому на кафедре особое место уделяется циклу предпроектных исследований, в которые входят: архивные изыскания, обмеры, натурные обследования, фотофиксация, функциональный и ландшафтно-визуальный анализы территории, социологический опрос. Подобная работа, проведенная дипломантом, является дополнительной гарантией, что все его проектные предложения будут подчинены требованию, сохранения конкретного памятника и локальной культуры в целом.

В последнее время всё большее количество дипломных проектов выполняется по реставрации и приспособлению памятников советской архитектуры. В качестве примера приведем комплексную работу по реставрации павильонов ВДНХ, защищённую в 2023 году (общее руководство - профессор Е.В. Полянцев, руководители: профессора -Л.В. Лазарева, Г.В. Мудров, доценты -И.В. Крымова, Н.Н. Ильичева). Работа стала лауреатом конкурса «Московская реставрация – 2023» и отмечена дипломом мэра Москвы С.С. Собянина. В процессе апробации находится модель выпускной квалификационной работы, в которой в равной степени уделяется внимание вопросам реставрации памятников архитектуры и их приспособлению, проектированию новых объектов в историческом окружении. Именно этот тип дипломного проекта рассматривается как наиболее перспективный.

В последние годы методологически оформился совершенно новый тип дипломного проекта: «Охранное проектирование на исторических территориях» (разработка профессора Е.В. Полянцева и доцента И.В. Крымовой). Основной целью работ этого направления является проектирование границ исторических поселений, формирование требований к градостроительным регламентам, разработка зон охраны объектов культурного наследия. Следует отметить, что учебная программа по направлению «Охранное проектирование на исторических территориях» пока не имеют аналогов в профильных кафедрах и вузах страны. Особой частью этих дипломов является подготовка «Белой книги» объектов культурного наследия (идея профессора Е.В. Полянцева) исследуемой территории. Задача книги выявить рядовые элементы исторической застройки, чаще всего не стоящие под государственной охраной. «Белая книга» разрабатывается студентом в соответствии с утвержденным Положением и дизайн-кодом. Каждому сооружению посвящена отдельная страница с фотографиями, планами и фасадами. Эти материалы дополняют панорамные снимки населенного пункта, развёртки по улицам, функциональные и транспортные схемы. Кроме научного и практического значения, книги несут в себе мощный эмоциональный заряд и имеют большой общественный резонанс.

Очевидно, что подготовка специалистов в области охраны культурного наследия – сложный многолетний и многогранный процесс. Молодые люди должны обладать глубокими теоретическими знаниями, навыками практической деятельности архитектора-реставратора, умением работать в исторических центрах городов, разбираться в тонкостях проблематики приспособления зданий. В наибольшей степени это относится к студентам, обучающимся в магистратуре. Именно специалистам уровня «магистр» важно умение решать неординарные задачи, отвечающие вызовам времени. Хорошим подспорьем в формировании подобных навыков является участие в конкурсах. Студенты осваивают практику учета результатов научных и натурных изысканий в своих проектных предложениях, вникают в тонкости разработки концепции проектируемого комплекса, учатся написанию технического задания. Формат конкурсного проекта, предполагающий работу всей группы как единой команды, введен в качестве эксперимента в программу подготовки магистров первого года обучения. В 2021 году, благодаря активной помощи руководства ИКОМОС (Россия) магистры кафедры приняли участие в международном конкурсе на Концепцию развития территории музея-заповедника «Херсонес Таврический». Ребятам необходимо было решить проблему разрушения  археологического слоя античного города, оказавшегося, в настоящее время, на линии прибоя. В 2022 году ИКОМОС (Россия) инициировал международный конкурс на концепцию посттравматической реновации исторического центра г. Алеппо (Сирия). Команда магистров кафедры провела самостоятельное дополнительное исследование, уточнила цели и задачи своей работы, представив проект временных построек и малых архитектурных форм, обозначающих безопасные коридоры передвижения, фиксирующие места расположения смотровых площадок. В обоих конкурсах наши команды заняли первое место. В 2023 году темой очередного конкурса стала «Концепция организации археологического парка на месте верхнепалеолитической стоянки «Сунгирь» и городища «Городок». Проект команды магистров кафедры был удостоен медали РААСН им. С.С. Подъяпольского, а сама концепция была принята дирекцией Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника для дальнейшей реализации.

Показателем успешной многолетней работы коллектива кафедры служит внушительный список наград полученных выпускными квалификационными работами в разные годы, назовём лишь некоторые: 

  • серебряная медаль на Всемирном Триеннале Архитектуры в 2012г.;
  • Малая Российская национальная премия в области архитектуры «Эхо Леонидова»;
  • Золотой диплом XIX Международного фестиваля «Зодчество»;
  • 1-ое место на Международной выставке «Denkmal-Mocквa 2011, 2021» и 2-е место на «Denkmal-Mocквa 2017»;
  • Золотой Диплом фестиваля Архитектурное наследие-2019;
  • призовые места, в том числе 1-е (2019, 2022гг.), на Смотре-конкурсе «Лучшая студенческая работа» в рамках Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие»;
  • дипломы, в том числе 1-й степени, конкурса выпускных квалификационных работ Национального объедения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ); лауреаты всех степеней студенческих архитектурных фестивалей «Драйверы развития современного города»;
  • Золотые медали МАРХИ 2000, 2015, 2020гг. По приглашению журнала DOMUS (Италия), комплексный проект «Реконструкция территории Зарядья» 13 гр. V курса был представлен на Венецианской архитектурной Биеннале в 2010г.

Подводя итог деятельности кафедры, можно с уверенностью сказать, что прошедшие пять десятилетий подтвердили своевременность её появления в 1972г., и правильность разработанной концепции комплексного преподавания профильных дисциплин. Впоследствии по модели кафедры «Реконструкция и реставрация в архитектуре» МАРХИ, основываясь на её теоретических трудах и методических разработках, по всей стране было открыто множество кафедр, успешно работающих по сей день и выпускающих грамотных специалистов, связанных с охраной культурного наследия Российской Федерации.

  Зав. кафедрой «Реконструкция и реставрацияв архитектуре», 
член-корреспондент РААСН, профессор Полянцев Е.В.


Специалистами кафедры издан ряд книг и пособий по тематике читаемых курсов:

  • Щенков А.С. Основы реконструкции исторического города, М., 2008.

  • Щенков А.С. Пособие по историко-архитектурным предпроектным исследованиям исторических поселений. М.,  2003.

  • Щенков А.С. и др. Очерки истории архитектурной  реставрации. Т 1-2. М., 2002 – 2004.

  • Подъяпольский С.С. и др. Реставрация памятников архитектуры. М., 1988., 2000.

  • Скогорева Р.Н. Геодезические работы в архитектуре и строительстве. М., 1994.

  • Усова Н.В. Геодезия для реставраторов. М., 1997.

  • Беккер А.Ю., Щенков А.С. Современная городская среда и архитектурное наследие. М., 1986.

  • Ранинский Ю.В. Основы сохранения памятников архитектуры в преемственном развитии ансамбля. М.,1980

  • Ранинский Ю.В. Основные принципы сохранения и использования памятников архитектуры в ансамбле города. М., 1980.

  • Скогорева Р.Н. Геодезия с основами геоинформатики. М., 2002.

  • Скогорева Р.Н. Геодезия с основами градостроительного кадастра. М., 2006.

  • Скогорева Р.Н. Информационное обеспечение градостроительной деятельности.  М., 2005.

  • Скогорева Р.Н. , Золотова С.В. Градостроительный кадастр «с основами геодезии». М., 2008.

  • Усова Н.В. Геодезия для реставрации. М., 2004.

  • Скогорева Р.Н., Золотова Е.В. Фотограмметрия. М., 2007.

  • Скогорева Р.Н. Современные методы обмеров памятников архитектуры.  М.,1990.

  • Скогорева Р.Н. Основы кадастра.  М., 2001.

1. А.С.Щенков «Реконструкция исторических городов» Учебное пособие в 2-х частях:

-Основы исторических городов

- Исторический опыт развития архитектурного ансамбля

М., 2013 г.

2. И.Г.Чугреев, Н.В.Усова, М.Р. Владимирова «Учебное пособие по геодезии» М., 2015г.