УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ»
Составитель-профессор кафедры живописи Кувинов Евгений Викторович.
СПЕЦКУРС
«Архитектурная графика в технике акварели»
Спецкурс «Архитектурная графика в технике акварели» предлагает освоение студентами теоретических знаний и практических навыков в акварельной живописи и графике, как в процессе работы над проектами, так и на заключительном этапе проектирования – подаче проекта.
Одновременно спецкурс закрепляет и конкретизирует знания студентов по живописи, полученные ими на предшествующих семестрах. Предлагаемая программа аккумулирует опыт кафедры в технике акварельной живописи и основывается на фундаментальном труде П.П.Ревякина и программах В.П.Туканова с использованием личного опыта автора спецкурса. Следует отметить, что технология архитектурной графики в технике акварели является уникальной. В свете развития Болонского процесса в образовании программа может быть принята в качестве образца сохранения лучших традиций в архитектурном творчестве.
Наряду с прогрессирующим развитием компьютерной графики акварельная не утеряла своего значения. Более того, традиционный материал архитектора – акварель – становится все более востребованным заказчиками проектов.
Предлагая программу, где изображение объекта в окружающей среде является основной темой, отметим, что наличие опыта работы на пленэре весьма желательно. Не имея достаточного пленэрного опыта, студенты воспринимают основные постулаты чисто теоретически и затрудняются применять их в практической работе.
Целью спецкурса является получение студентами знаний и опыта в достаточно узкой профессиональной области – графике в технике акварели.
Задачей спецкурса является обучение правилам и технологии акварельной лессировки для показа архитектурного объекта, его деталей, интерьеров, материала в конкретной светоцветовой среде.
Структура занятий состоит из краткого лекционного курса и практических занятий, как в аудитории, так и самостоятельно.
Всего изучается 17 тем за 68 учебных часов.(1 семестр) Самостоятельно 28 часов.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛИ»
Задания и упражнения |
Кол-во часов Аудит/самост |
Календарный план |
Компетенции |
Форма итогового контроля |
1. Вводная лекция. Программа спецкурса. специфика акварельной живописи и графики применительно к профессии архитектора, материалы и оборудование. |
2 |
февраль |
Начальный этап спецкурса ориентирует студента на объем и специфику предстоящих занятий, необходимость наличия материалов и оборудования. |
|
2. Ознакомительный натюрморт в технике акварели. А1. |
4 |
февраль |
Натюрморт знакомит преподавателя со степенью подготовленности студента к восприятию курса. |
|
3. Спектральный круг. Основные и дополнительные цвета. Правила смешения красок в акварели. Технологическая последовательность выполнения картины: рисунок (контур), построение светотени, цветовая и световая перспектива, техника письма (корпусное, лессировка), окончание картины. |
4/2 |
февраль |
Первая часть темы 3 восстанавливает знания студента в части цветовых сочетаний применительно к акварельным краскам, понятием цветовой и световой (планы) перспективы, основными приемами работы акварелью. Вторая часть темы 3 знакомит с этапами выполнения работы |
Обсуждение. Оценки. |
4. Миниатюра. Техника миниатюры. Натюрморт. А8/2 |
4 |
март |
Тема 4. Необходимо для подготовки студента к выполнению моделирования формы и детализации изображения (в т.ч. материала) при работе мелкой кистью. Подготовка к лессировке. Размер и форма (овал, квадрат) по выбору автора. |
Обсуждение. Оценки. |
5. Натюрморт в технике лессировки и «аль прима». Подготовительный этап к переходу к основным темам. |
8 |
март |
Тема 5. Предлагаемая технология применима не только для архитектурного чертежа. Она традиционна в живописи. Используются этапы: грунт, полутон, тени, рефлексы, локальный и обусловленный цвет, обобщение и детализация. |
Обсуждение. Оценки. |
6. Выбор и эскиз архитектурной детали. Композиция и варианты освещения. Техника выполнения – «аль прима». |
4 |
март |
Темы 6, 7. Студент впервые знакомится с технологическими приемами чертежа в акварели. Важнейший этап (1) – эскиз на простом объеме (деталь) определяет колорит и последовательность действий на основной работе (6 этапов). Особое внимание чертежу (контуру) и фактуре материалов (камень, кирпич, деерво, пластик и т.д.) |
Обсуждение. Оценки. |
7. Архитектурная деталь. Технологические этапы работы: грунт, полутон, тени, рефлексы, локальные цвета, обобщение и детализация. |
8/4 |
апрель | ||
8. Фасад здания. Выбор объекта и эскизы-варианты освещения. Пейзаж и стаффаж. Совмещение архитектуры с элементами фона. Техника выполнения – аль прима. Технологические этапы основного чертежа. Завершение работы. |
8/4 |
апрель |
Тема 8. Фасад - проектный документ. Следует проанализировать: характер архитектуры, источники света и рефлексы, материал отделки. В эскизе определить колорит сооружения, исходя из наиболее выгодного освещения. Особое значение – пейзажу или прилегающей застройке. Стаффаж – люди, машины и т.д. - выполняются для определения масштаба сооружения, а также времени его строительства. |
Обсуждение. Оценки. |
9. Перспектива здания. Выбор объекта. Эскизы освещения, пейзажа и стаффажа. Перспектива здания. Технологические этапы, завершение работы. |
8/4 |
май |
Тема 9. композиция и колорит перспективы определяются в эскизе. Определение горизонта в зависимости от величины сооружения и величины свободного поля картины для пейзажа. Основные и второстепенные источники освещения. Глубина перспективы. Различные варианты, в том числе усложненные. Подготовительный чертеж (контур). определение этапности работы исходя из эскиза. Выполнение этапов и завершение работы. |
Обсуждение. Оценки. Обсуждение результатов выполнения заданий 5-9 в целом и по каждому студенту с определением достоинств и недостатков. |
10. Интерьер. Выбор объекта. Эскизы композиции и освещения. Технологические этапы основной работы. Окончание работы. |
8/4 |
май |
Тема 10. Усложненные условия освещения (одностороннее, многоразностороннеее). Реалистическое и условное изображение интерьера. применение лессировок или корпусного письма. Насыщенность интерьера мебелью, тканями и т.п. |
Обсуждение. Оценки. |
11. Перспектива улицы или панорама. Выбор объекта. Эскизы композиций, освещения, пейзажа и стаффажа. Технологические этапы. завершение работы. |
10/8 |
Май июнь |
Тема 11. Наиболее сложное задание: рекомендуется выполнение нескольких копий архитектурных пейзажей (вне кафедры). Повторение основных этапов занятий 8, 9, 10 с особым вниманием к глубине перспективы, в том числе по пейзажу. |
заключительная выставка. обсуждение. Зачет. |
* Чертеж (контур) подготавливается вне аудитории.
NB Всего часов в аудитории 68, вне аудитории 28. Один семестр.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЖИВОПИСЬ»
Составители: проф. Кафедры живописи Кувинов Е.В.
Ст. преподаватель Манухов
СПЕЦКУРС
«Пленэрная акварельная живопись архитектора»
Цели и задачи спецкурса.
Пленэр (фр. Plein air) - живопись на открытом воздухе. Если целью дисциплины «Живопись» в МАРХИ является подготовка архитектора-колориста, то работа на пленэре - необходимая и обязательная часть учебного процесса. Акварель – традиционный материал архитектора. «Акварель создает колориста»(Э.Делакруа).
Существует прямая связь между архитектурным творческим процессом и знаниями, полученными при работе на пленэре. «Творчество начинается с видения. Видеть – это уже творческий акт, требующий напряжения» (Анри Матисс). Законы свето-цветовой среды, воздушной и цветовой перспективы, общего колорита, реалистического изобразительного мастерства в наибольшей степени усваивается именно на пленэре. Проектируемый архитектурный объект всегда находится в конкретной градостроительной, природной среде. Работая на пленэре, мы пишем то, что видим; проектируя, мы представляем и изображаем то, что будет. Без опыта в первом нет успеха во втором.
Целью курса является изучение студентами пространственного характера многопланового изображения архитектуры в воздушной среде с использованием только акварельных красок.
Задачами курса являются овладение студентами техническими приемами акварельной живописи применительно к условиям работы на открытом воздухе.
Акварельная техника трудна и многообразна. В основе технических приемов лежит овладение материалом (бумага, краски, кисти) и сюжет. Одни сюжеты требуют детальной проработки, в других главным является состояние, общий колорит, обобщенное и наиболее характерное представление об объекте изображения. В первом случае это многослойная живопись (лессировка), во втором письмо «аль прима» (сразу). Иногда эти приемы, в зависимости от поставленной задачи, объединяются. Бывают случаи необходимости лессировки по высохшему этюду «аль прима» с целью обобщения. Или задние планы пишутся многослойно, передние «аль прима». Технические приемы акварельной живописи очень разнообразны, но в данном спецкурсе ограничимся основными приемами и правилами при работе акварелью на пленэре.
Основным результатом при работе на пленэре является этюд. Значение слова «этюд» многообразно. В изобразительном искусстве оно обозначает подготовительный набросок для будущего произведения или его части. В архитектурной живописной практике этюд, особенно этюд на состояние, является окончательным результатом.
Освоение законов живописи на основе этюдов на пленэре позволяет использовать полученные знания в архитектурном творчестве. Этюды могут быть выполнены в течении 20-30 минут, или более длительными 2-3 часа) в зависимости от поставленной задачи. Большой и длительный этюд со сложной композицией рассматривается как картина. Это тоже окончательный результат.
Малые этюды выполняются, как правило, «аль прима» «по сухому» (из цвета в цвет) или «по мокрому». Большие этюды, особенно с архитектурой, требуют тщательного рисунка и выполнятся в смешанной технике с возможным применением лессировочных приемов. Все эти приемы и особенности осваиваются студентами методом копирования образцов, мастер-классов и работы непосредственно на пленэре.
Структура и очередность занятий при условии обязательного выполнения всех заданий во многом зависит от времени года, состоянии погоды, индивидуальных особенностей преподавателя, который может варьировать очередность тем и количество учебных часов.
Умения и навыки, получаемые студентами в результате прохождения спецкурса.
-
Теоретические знания студентами законов реалистической живописи переходят в практическую плоскость.
-
Студент приобретает умения и навыки по технологии и приемам живописи акварелью на плннэре. В том числе:
- характеристики бумаги и кистей;
- смешивания красок для получения нужного цвета;
- письма «по сухому», «по мокрому», «из цвета в цвет»;
- особым приемам акварельной техники (применения выскабливания, восковых карандашей, пастели и т.п.);
- оборудованию для работы на открытом воздухе;
- сохранению выполненной работы.
Подробно каждое задание описано в прилагаемей программе.
Спецкурс рассчитан на IY семестр (февраль-июнь). Количество занятий в аудитории 9-38 часов, на пленэре с преподавателем 8-30 часов, самостоятельных занятий от 20 до 40 часов.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
«ПЛЕНЭРНАЯ АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ АРХИТЕКТОРА»
Задания и упражнения |
Кол-во часов Аудит/самостоятельно |
Календарный план |
Компетенции |
Форма итогового контроля |
№1. Вводная лекция с демонстрацией примеров студенческих и работ мастеров по темам курса. Возможно применение электронных носителей. Мастер-класс преподавателя. Копия ранее выполненной работы (пейзаж, городской пейзаж). Необходимое оснащение для работы на пленэре(мольберты, бумага, краски и т.д.) |
4/2 |
февраль |
Студенты знакомятся с программой занятий и необходимым оснащением для работы на пленэре. Мастер-класс знакомит студентов с преподавателем-акварелистом. Возможно повторение приемов в процессе урока. |
|
№2. Ознакомительный натюрморт в технике акварели. Выполняется для ознакомления преподавателя со степенью подготовленности учащихся. Формат А2 |
4 |
февраль |
Студенты знакомятся с условиями работы в аудитории и оценкой преподавателем их готовности к прохождению курса. |
Выставка, обсуждение, оценка по категориям. |
№3. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Характеристики и правила смешивания акварельных красок. Основные приемы работы. Формат А2. |
4/4 |
февраль |
Углубленное знакомство с возможностями акварели. Правила смешивания красок. Растяжки. Основные приемы: лессировка, по мокрому, из цвета в цвет, сразу (аль прима) и т.д. |
Выставка, обсуждение работ. |
№4. Копии мастеров акварели с изучением приемов мастера под руководством преподавателя. 3 копии А4 |
4/4 |
март |
Овладение некоторыми приемами мастера, многослойное письмо (лессировка), письмо «по мокрому» и т.д. |
Выставка работ. Обсуждение. Оценка. |
№5. Мастер-класс на тему мартовского состояния. Студенты повторяют технологию письма преподавателя. Формат А2. |
4/2 |
март |
Овладение приемами письма преподавателя применительно к мартовскому колориту. |
Выставка работ. Обсуждение. Оценка. |
№6. Пейзаж из окна аудитории с постановкой переднего плана. Многоплановое перспективное построение – пространственный характер изображения. Формат А1 |
4/2 |
март |
Многоплановость композиции – переход к пленэрной работе с изображением пространства (городской пейзаж, перспектива улицы). С 1ый, 2ой, 3ий т.д. планы, цветовая и световая перспектива. |
Выставка работ. Обсуждение. Оценка. |
№7. Мастер-класс: элементы пейзажа в цвето-световой среде: небо, земля, вода, в том числе с отражением, деервья, стаффаж и т.д. Студенты повторяют за преподавателем приемы его письма. Затем делают то же самое самостоятельно. 3-4 этюда А3 |
4/4 |
март |
Студенты изучают колорит и приемы письма элементов пейзажа при различном освещении (утро, день, вечер). Самостоятельно этюды или копии на состояние. |
Выставка работ. Обсуждение. Оценка. |
№8. Пленэр – мартовский снег. Выход на натуру. Тема – городской парк или загородный пейзаж. 3-4 этюда А3 |
4/2 |
март |
Организация рабочего места по природным условиям. Работа над малым этюдом на состояние. |
Выставка работ. Обсуждение. Оценка. |
№9. Пленэр – городской и загородный пейзаж. Темы: апрельский пейзаж (3-4 этюда А4, А8), архитектурный объект (1-2 этюда А4, А3), улица (1-2 этюда А3, А2) |
8/4 |
апрель |
Основной этап курса – работа на открытом воздухе. Опыт применения ранее изученных приемов. подготовительный контур, композиция, определение тактики работы и техники исполнения. |
Выставка работ. Обсуждение. Оценка. |
№10. Пленэр - городской и загородный пейзаж. темы: лес, озеро, ледоход, архитектурный объект в пейзаже |
4/4 |
апрель |
Выставка работ. Обсуждение. Оценка. | |
№ 11. Пленэр. Переход на крупноформатный этюд. От этюда к картине. Смешанная техника при выполнении картины: лессировка + аль прима (работа в аудитории). Размер картины 70х50см, 70х90см. Мастер-класс по смешанной технике. В случае плохой погоды пленэр заменяется мастер-классом. Этюды на пленэре А3, А4. |
14/8 |
май |
От простого к сложному. Особенности крупноформатного этюда. Тактика и приемы работы над большим этюдом. Совмещение техник – лессировка и по сухому аль прима. |
Обсуждение по ходу выполнения заданий. Оценки. |
№12. Выпускная работа. А1. композиция по мотивам пленэра. Предварительные эскизы А4. городской пейзаж с возможным совмещением объектов и техник письма. |
8/4 |
Май-июнь |
Сосредоточение полученных знаний и умений для выполнения итоговой работы. |
Выставка. обсуждение. Оценка. |
Подведение итогов курса |
2 |
июнь |
Итоговая выставка (по авторам). Обсуждение. Зачет. |
|