Программа дисциплины "ЖИВОПИСЬ"
Москва
2007
Программа дисциплины «ЖИВОПИСЬ»
I. Организационно-методический раздел
1. Цель курса
Целью курса является подготовка архитектора-колориста, знающего закономерности формирования живописного изображения и цветового решения архитектурного объекта.
2. Задачи курса
Общей комплексной задачей дисциплины является формирование художественной культуры и цветового композиционного мышления студентов, выработка профессиональных навыков в изобразительной работе и архитектурной графике и прикладной колористике.
3. Место курса в профессиональнй подготовке выпускника
Изобразительная и колористическая подготовка – важная составляющая в образовании будущего архитектора, оказывающая несомненное влияние на его творческую деятельность.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
Лекционный и практический курс дисциплины включает все стороны творчества: изобразительную, композиционную и образно-выразительную, что позволяет студентам получить логическую последовательность организации творческого процесса изобразительной и проектной деятельности.
II. Содержание курса
Методологической основой программы является лекционный и практический курс. Теоретический курс излагается на вводных лекциях и беседах в начале каждой части и темы, знакомит с закономерностями зрительного цветового восприятия, аналитического выявления колористических черт живописнойкомпозиции для воплощения в изобразительном искусстве и архитектуре.
Практические упражнения проводятся на натюрмортных постановках, натурных зарисовках и формальных композициях.
Базовый курс живописи представляет двухуровневую программу, первый раздел которой посвящен изучению закономерностей живописного изображения и композиционных приемов его формирования и второй, профессиональный, - методике работы над живописной композицией, цветной архитектурной графикой и архитектурной колористикой.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТА И ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ, ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ, МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.
Тема 1. Вводная лекция: содержание и структура учебной программы, методология и методика дисциплины, краткие сведения о материалах и инструментах для практической работы. Лекция сопровождается демонстрацией студенческих работ по всему курсу обучения.
Тема 2. Ознакомительное упражнение: выявление степени подготовки студентов, что дает возможность широкого выбора действий педагогической тактики в сочетании с индивидуальным подходом в обучении каждого студента.
Тема 3. Спектральный круг и комбинации цветовых сочетаний: Графическое выполнение модели 12-ти частного спектрального круга, выделение основных, дополнительных и производных цветов. Схемы и цветовые сочетания (триады и квадраты). Знакомство с понятием «цветовое тело». Определение прозрачности акварельной палитры, способы смешения цветов при использовании кроющих водяных красок ( гуаши, темперы).
Тема 4. Основные цветовые сочетания, контраст и нюанс в цветовой композиции: теплые и холодные оттенки, световая и цветовая среда, собственные и обусловленные цвета, основы техники письма. Серия упражнений с натюрмортных постановок, выстроенных в колорите изучаемой гаммы.
Тема 5. Цветовые отношения и ограниченный диапазон палитры: возможности условного колорита и методика передачи видимых цветовых отношений натуры при помощи земляных красок, имеющих узкий цветовой диапазон, малую насыщенность и при помощи ярких спектральных красок, обладающих широким диапазоном и цветовой насыщенностью.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЖИВОПИСИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ АДАПТАЦИЙ И ИЛЛЮЗИЙ. ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОСТРОЕНИЙ: ПЛОСКОСТНОЕ, ОБЪЕМНОЕ, ПРОСТРАНСТВЕННОЕ.
Тема 6. Плоскостная композиция: создание на основе постановки композиции с использованием средств и приемов плоскостного характера изображения (использование силуэта, деформации и изменения масштаба, совмещения проекций, обратной перспективы, рельефа красочного слоя, цветного контура, равной степени интенсивности локальных цветовых зон, минимальная светотеневая моделировка формы).
Тема 7. Локальный цвет и объемная моделировка формы: создание на основе постановки иллюзии трехмерной формы на картинной плоскости с использованием аксонометрических или перспективных проекций, светотоновая моделировка предметных цветов (без цветных рефлексов), при возможности применения тепло-холодных оттенков и разнонаправленного освещения.
Тема 8. Живописное пространство и цветовая среда: на базе постановки в интерьере создание изображения с использованием воздушной и цветовой перспективы
на картинной плоскости 3-х мерных форм в пространственно - цветовой среде. Изучение эффекта превращения под действием источника света предметных цветов в обусловленные.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
КООЛОРИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ЦВЕТОВОЙ КОМПОЗИЦИИ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Тема 9. Цветовые образы, закономерности ассоциаций: приемы создания эффекта декоративности и эмоциональности колорита декоративный, лирический и драматический колорит. Материализация образной идеи колорита в творческом воплощении, анализ живописных произведений художников и выполнение упражнений на заданную тему с использованием опыта предшествующих работ.
Тема 10. Цветная архитектурная графика. Передача графическими средствами идеи цветового облика сооружения его функции и среды. Передача цвета и фактуры строительных и отделочных материалов.
Серия работ по темам - архитектурная деталь, интерьер, перспектива объекта в окружающей среде.
Тема 11. Цвето–графический анализ произведений мастеров: цикл работ по копированию и анализу живописных и графических работ мастеров живописи иархитектуры, с использованием различных материалов и техник, как подготовка к летней практике по живописи.
ЧАСТЬ 4.
КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.
- Тема 12. Цикл спецкурсов, представляющих персонифицированные программы на базе методических разработок кафедры с постановкой профессиональных задач в области живописи, прикладной колористики и архитектурной графики. Возможно формирование спецкурсов совместно с другими кафедрами творческого и исторического цикла.
Выполняется цикл работ по выбранному направлению и итоговая ( выпускная) работа, на основании которой определяется уровень подготовки студента.
Список спецкурсов, обеспеченных методическими разработками кафедры.
1Станковая живопись и графика.
- Цветная архитектурная графика.
- Архитектурная фантазия (как жанр станковой живописи и как синтетичеcкая архитектурно-художественная композиция).
- Пленерная живопись. Техника и технология работы с натуры.
- Монументально-декоративная живопись в архитектуре.
- Цвет в объемно-пространственной композиции и в архитектуре.
ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ ПО ЖИВОПИСИ.
Вводная лекция: задачи летних зарисовок, особенности зрительного восприятия и технологи процесса в условиях изменения освещенности. Оборудование для работы, возможности использования различных материалов и техник изображения.
Тема 1 . Серия набросков-эскизов композиций для последующих работ.
Тема 2 . Фрагмент сооружения.
Тема 3. Архитектурный объект в городской или природной среде.
Тема 4. Многоплановый объект-ансамбль, панорама
Тема 5. Интерьер.
Тема 6. Примеры монументальной декоративной живописи в архитектуре.
III. Примерное распределение часов курса по темам и видам работ.
№ п/п | Наименование тем и разделов | Аудиторные
Занятия |
|||
Часть
Первая |
Изобразительные средства и основы композиции | Всего
Часов |
Лекции | Практические работы | Самостоя-
тельная работа |
Тема 1 | Вводная лекция | 4 | 4 | - | |
Тема 2 | Ознакомительное упражнение | 4 | 4 | Натюрморт | |
Тема 3 | Спектральнй круг | 8 | 1 | 7 | Прозрачн-
Ость Пигментов |
Тема 4 | Контрастные цвета | 12 | 1 | 11 | Копии с
Работ мастеров |
Нюансные цвета | 20 | 3 | 17 | ----- “ ------ | |
Тема 5 | Ограниченная палитра | 20 | 3 | 17 | |
1 семестр | 68 | ||||
Часть
Вторая |
Основы композиционной работы | ||||
Тема 6 | Плоскость | 24 | 1 | 11 | Копии с работ мастеров |
Тема 7 | Объем | 12 | 1 | 7 | ----- “ ---- |
Тема 8 | Пространство | 12 | 1 | 11 | ----- “ ----- |
Часть
Третья |
Колористический образ | ||||
Тема 9 | Клаузуры на цветовой образ | 4 | 1 | 3 | |
Декоративный, лирический, драматический колорит | 12 | 3 | 21 | ||
Тема 10 | Миниатюра | 8 | 1 | 7 | |
2 семестр | 68 | ||||
Тема 11 | Архитектурный чертеж-деталь | 16 | 1 | 15 | Линейный контур чертежа, эскизы освещения и цветового решения |
Интерьер | 24 | 1 | 23 | ----- “ ----- | |
Перспектива | 20 | 1 | 19 | ----- “ ----- | |
Тема 12 | Копирование, анализ работ мастеров | 8 | 1 | 7 | |
Часть
Четверт. |
Колористическое мастерство и творческая практика | ||||
3 семестр | 68 | ||||
Тема 13 | Цикл спецкурсов по выбору студента. Итоговая выпускная работа | 68 | 4 | 64 | |
4 семестр | 68 | ||||
ИТОГО: | 272 | 28 | 244 | ||
ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА – 10 дней -60 часов |