МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Программа дисциплины "ЖИВОПИСЬ"

Москва

2007

Программа дисциплины «ЖИВОПИСЬ» 

I. Организационно-методический раздел 

1. Цель курса

Целью курса является подготовка архитектора-колориста, знающего закономерности формирования живописного изображения и цветового решения архитектурного объекта. 

2. Задачи курса

Общей комплексной задачей дисциплины является формирование художественной культуры и цветового композиционного мышления студентов, выработка профессиональных навыков в изобразительной работе и архитектурной графике и прикладной колористике. 

3. Место курса в профессиональнй подготовке выпускника

Изобразительная и колористическая подготовка – важная составляющая в образовании будущего архитектора, оказывающая несомненное влияние на его творческую деятельность.  

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Лекционный и практический курс дисциплины включает все стороны творчества: изобразительную, композиционную и образно-выразительную, что позволяет студентам получить логическую последовательность организации творческого процесса изобразительной и проектной деятельности.

II. Содержание курса

Методологической основой программы является лекционный и практический курс. Теоретический курс излагается на вводных лекциях и беседах в начале каждой части и темы, знакомит с закономерностями зрительного цветового восприятия, аналитического выявления колористических черт живописнойкомпозиции для воплощения в изобразительном искусстве и архитектуре.

Практические упражнения проводятся на натюрмортных постановках, натурных зарисовках и формальных композициях. 

Базовый курс живописи представляет двухуровневую программу, первый раздел которой посвящен изучению закономерностей живописного изображения и композиционных приемов его формирования и второй, профессиональный, - методике работы над живописной композицией, цветной архитектурной графикой и архитектурной колористикой. 
 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТА И ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ, ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ, МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ. 

Тема 1. Вводная лекция: содержание и структура учебной программы, методология и методика дисциплины, краткие сведения о материалах и инструментах для практической работы. Лекция сопровождается демонстрацией студенческих работ по всему курсу обучения.

Тема 2. Ознакомительное упражнение: выявление степени подготовки студентов, что дает возможность широкого выбора действий педагогической тактики в сочетании с индивидуальным подходом в обучении каждого студента.

Тема 3. Спектральный круг и комбинации цветовых сочетаний: Графическое выполнение модели 12-ти частного спектрального круга, выделение основных, дополнительных и производных цветов. Схемы и цветовые сочетания (триады и квадраты). Знакомство с понятием «цветовое тело». Определение прозрачности акварельной палитры, способы смешения  цветов при использовании кроющих водяных красок ( гуаши,  темперы).

Тема 4. Основные цветовые сочетания, контраст и нюанс в цветовой композиции: теплые и холодные оттенки, световая и цветовая среда, собственные и обусловленные цвета, основы техники письма. Серия упражнений с натюрмортных постановок, выстроенных в колорите изучаемой гаммы.

Тема 5. Цветовые отношения и ограниченный диапазон палитры: возможности условного колорита и методика передачи видимых цветовых отношений натуры при помощи земляных красок, имеющих узкий цветовой диапазон, малую насыщенность и при помощи ярких спектральных красок, обладающих широким диапазоном и цветовой насыщенностью.  

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЖИВОПИСИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ АДАПТАЦИЙ И ИЛЛЮЗИЙ. ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОСТРОЕНИЙ: ПЛОСКОСТНОЕ, ОБЪЕМНОЕ, ПРОСТРАНСТВЕННОЕ. 
 

Тема 6. Плоскостная композиция: создание на основе постановки композиции с использованием средств и приемов плоскостного характера изображения (использование силуэта, деформации и изменения масштаба, совмещения проекций, обратной перспективы, рельефа красочного слоя, цветного контура, равной степени интенсивности локальных цветовых зон, минимальная светотеневая  моделировка формы).

Тема 7. Локальный цвет и объемная моделировка формы: создание на основе постановки иллюзии трехмерной формы на картинной плоскости с использованием аксонометрических или перспективных проекций, светотоновая моделировка предметных цветов (без цветных рефлексов), при возможности применения тепло-холодных оттенков и разнонаправленного освещения.

Тема 8. Живописное пространство и цветовая среда: на базе постановки в интерьере создание изображения с использованием воздушной и цветовой перспективы

на картинной плоскости 3-х мерных форм в пространственно - цветовой среде. Изучение эффекта превращения под действием источника света предметных цветов в обусловленные. 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. 

КООЛОРИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ЦВЕТОВОЙ КОМПОЗИЦИИ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. 

Тема 9. Цветовые образы, закономерности ассоциаций: приемы создания эффекта декоративности и эмоциональности колорита декоративный, лирический и драматический колорит. Материализация образной идеи колорита в творческом воплощении, анализ живописных произведений художников и выполнение упражнений на заданную тему с использованием опыта предшествующих работ.

Тема 10. Цветная архитектурная графика. Передача графическими средствами идеи цветового облика сооружения его функции и среды. Передача цвета и фактуры строительных и отделочных материалов.

Серия работ по темам - архитектурная деталь, интерьер, перспектива объекта в окружающей среде.

Тема 11. Цвето–графический анализ произведений мастеров: цикл работ по копированию и анализу живописных и графических работ мастеров живописи иархитектуры, с использованием  различных материалов и техник, как подготовка к  летней практике по живописи. 

ЧАСТЬ 4.

КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.  

  1. Тема 12. Цикл спецкурсов, представляющих персонифицированные программы на базе методических разработок кафедры с постановкой профессиональных задач в области живописи,  прикладной колористики и архитектурной графики. Возможно формирование спецкурсов совместно с другими кафедрами творческого и исторического цикла.

Выполняется цикл работ по выбранному направлению и итоговая ( выпускная) работа, на основании которой определяется уровень подготовки студента. 
 
 
 

Список спецкурсов, обеспеченных методическими разработками кафедры. 

1Станковая живопись и графика.

  1. Цветная архитектурная графика.
  2. Архитектурная фантазия (как жанр станковой живописи и как синтетичеcкая архитектурно-художественная композиция).
  3. Пленерная живопись. Техника и технология работы с натуры.
  4. Монументально-декоративная живопись в архитектуре.
  5. Цвет в объемно-пространственной композиции и в архитектуре.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ ПО ЖИВОПИСИ.

 

Вводная лекция: задачи летних зарисовок, особенности зрительного восприятия и технологи процесса в условиях изменения освещенности. Оборудование для работы, возможности использования различных материалов и техник изображения.

Тема 1 . Серия набросков-эскизов композиций для последующих работ.

Тема 2 . Фрагмент сооружения.

Тема 3. Архитектурный объект в городской или природной среде.

Тема 4. Многоплановый объект-ансамбль, панорама

Тема 5. Интерьер.

Тема 6. Примеры монументальной декоративной живописи в архитектуре. 
 

III. Примерное распределение часов курса по темам и видам работ. 

№ п/п Наименование тем и разделов   Аудиторные

Занятия

 
Часть

Первая

Изобразительные средства и основы композиции Всего

Часов

Лекции Практические работы Самостоя-

тельная

работа

Тема 1 Вводная лекция 4 4 -  
Тема 2 Ознакомительное упражнение 4   4 Натюрморт
Тема 3 Спектральнй круг 8 1 7 Прозрачн-

Ость

Пигментов

Тема 4 Контрастные цвета 12 1 11 Копии с

Работ мастеров

  Нюансные цвета 20 3 17 ----- “ ------
Тема 5 Ограниченная палитра 20 3 17  
  1 семестр 68      
Часть

Вторая

Основы композиционной работы        
Тема 6 Плоскость 24 1 11 Копии с работ мастеров
Тема 7 Объем 12 1 7 ----- “ ----
Тема 8 Пространство 12 1 11 ----- “ -----
Часть

Третья

Колористический образ        
Тема 9 Клаузуры на цветовой образ 4 1 3  
  Декоративный, лирический, драматический колорит 12 3 21  
Тема 10 Миниатюра 8 1 7  
  2 семестр 68      
Тема 11 Архитектурный чертеж-деталь 16 1 15 Линейный контур чертежа, эскизы освещения и цветового решения
  Интерьер 24 1 23 ----- “ -----
  Перспектива 20 1 19 ----- “ -----
Тема 12 Копирование, анализ работ мастеров 8 1 7  
Часть

Четверт.

Колористическое мастерство и творческая практика        
  3 семестр 68      
Тема 13 Цикл спецкурсов по выбору студента. Итоговая выпускная работа 68 4 64  
  4 семестр 68      
  ИТОГО: 272 28 244  
ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА – 10 дней -60 часов