МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
Конкурс плакатов, посвященный 275-летию Московской архитектурной школы
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

История МАРХИ

Московский Архитектурный институт был организован в соответствии с Постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) от 14.Х. 1933 года и 5.ХI. 1933 года.

Главное управление учебных заведений НКТП СССР издало приказ N 261/76 об организации Московского архитектурного института. Однако, институт возник не на пустом месте, он продолжил традиции московской архитектурной школы, ведущей свое начало с первой специализированной архитектурной школы, созданной в 1749 году князем Д. Ухтомским.

За прошедшие с тех пор почти 250 лет архитектурное образование в России претерпело ряд изменений. Принципы обучения и традиции школы Ухтомского были развиты его учеником В.Баженовым. Команда Баженова в 1786 году была передана его ученику и сподвижнику Матвею Казакову, под руководством которого была создана "Архитектурная школа Кремлевской экспедиции". М. Казаков сыграл большую роль в подготовке будущих зодчих, он не только обучал учеников профессии, но и привлекал их к строительным работам, соединяя теорию с практикой.

В 1804 году было создано Кремлевское училище, ставшее впоследствии Московским дворцовым архитектурным училищем, из стен которого выходили архитекторы-практики, получающие звание архитектурного помощника и чин ХIY класса (коллежский регистратор).

В 1865 году Дворцовое училище было упразднено, а все его ученики и педагоги влились в Училище живописи и ваяния, образовав самостоятельное архитектурное отделение. С 1866 года оно стало именоваться Училищем живописи, ваяния и зодчества.

На архитектурном отделении преподавали ведущие архитекторы: К. Быковский, И. Машков, А. Каминский, А. Мейснер, С.Соловьев и др. Почти в это же время (с 1868 г.) в МВТУ существовала кафедра строительного искусства и архитектуры. В 1916 году по инициативе преподавателей Училища профессоров А.В. Кузнецова, Е.В. Кнорре, Н.К. Лахтина и др. было создано архитектурное отделение на инженерно-строительном факультете.

Это отделение интересно тем, что оно впервые в истории архитектуры готовило архитекторов по фабрично-заводской специальности. С 1902 - 1905 гг. в Москве работали женские строительные курсы под руководством архитекторов И.А. Фомина и Н.В. Морковникова. Т.о. существовало несколько параллельных учебных заведений по подготовке архитекторов. Революция 1917 года изменила отношение к архитектуре.

Государственная политика в организации системы образования стала играть существенную роль. Правительство принимает решение о создании Свободных государственных художественных мастерских, а в 1920 году на основе слияния мастерских создается ВХУТЕМАС, архитектурный факультет которого возглавили И.Жолтовский, А. Щусев и др. Одновременно продолжало работать архитектурное отделение МВТУ. В 1930 году Правительство приняло решение о реорганизации московских вузов, т.к. многие из них дублировали друг друга, имели общие дисциплины.

Тогда же архитектурные факультеты ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНа и МВТУ были объединены в единый Архитектурно-строительный институт (АСИ). Т. О. был создан первый специализированный архитектурный институт, выпускающий инженеров-архитекторов по всем видам строительства: фабрично-заводскому, сельскохозяйственному, жилых и общественных зданий, планировки населенных мест. В 1930-1933 гг. институт претерпел ряд организационных преобразований (АСИ, ВАСИ, АКИ), и только в октябре 1933 года был создан "чистый" архитектурный институт, ставший прообразом формирования учебных заведений и всей системы высшего архитектурного образования у нас в стране и за рубежом. Создание специализированного архитектурного института было вызвано неудовлетворительным состоянием подготовки квалифицированных архитектурных кадров и научной разработки важнейших вопросов архитектуры. С этого дня ведется отсчет деятельности Московского архитектурного института, празднуется день его рождения.

Усадьба Воронцовых - Московский Архитектурный Институт

После Пушечной идет совсем другая Рождественка - низкорослая, старомосковская. Ничем не выдающаяся старая застройка между Пушечной и Кузнецким Мостом - удачная прелюдия к продолжению улицы, где стоит один из главных ее памятников - усадьба Воронцовых.

В начале XVIII века это была центральная часть огромной территории, простиравшаяся от Рождественки до нынешней Петровки и занимавшая часть низменного побережья реки Неглинной. С юга эта часть земли граничила с Кузнецкой улицей (нынешним Кузнецким мостом), а с севера — с нынешним Сандуновским переулком. Территория принадлежала Артемию Петровичу Волынскому, государственному деятелю (в 1719—1730 гг. — астраханский и казанский губернатор, а с 1736 года — кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны. Выступал против бироновщины и был казнен). При вступлении.на престол Елизаветы Петровны владения были возвращены его семье.
В 1742 году владельцем стал сын Волынского Петр, а в 1759 году — зять Петра Артемьевича граф Иван Илларионович Воронцов, сын которого, Артемий Иванович, впоследствии был крестным отцом А. С. Пушкина.
В 1759 году на месте теперешнего главного здания уже высились каменные палаты; вместо обветшалых трех “людских покоев” возводятся новые. Спуск с холма был занят садом с художественно оформленными прудами. Болотистая низина берегов была осушена. В 1793 году часть владения переходит к Ирине Ивановне Бекетовой. Ее пасынок Платон Петрович Бекетов, двоюродный брат поэта И. И. Дмитриева, был связан с литературными кругами и прославился как книгоиздатель. В одном из флигелей этого владения он устроил типографию, где печатал книги и гравированные портреты. Здесь же он открыл и книжную лавку. Дом Бекетовых посещали многие московские писатели того времени. Типография существовала до пожара 1812 года, а потом возобновила работу в 1821—1824 гг. П. П. Бекетов выпустил книги более ста названий. Он же издавал журналы “Друг просвещения” (1804 г.), “Русский вестник” (1808 г.), был председателем Московского общества истории и древностей российских, плодотворно его возглавляя в течение 25 лет (1811—1836гг.).

В первое десятилетие XIX века части владения Воронцова, выходившие на Кузнецкий мост (№№ 9, 11), были проданы, а центральная часть, принадлежавшая И. И. Бекетовой, и угловая часть, выходившая на Кузнецкий мост (№ 13), по купчей от 21 сентября 1809 года были приобретены для размещения Московского отделения Императорской Медико-хирургической академии. В тот же день для академии приобретается северный угловой участок, тоже выходящий на Рождественку, — у Б. В. Пестеля.
Огромный сад Воронцова был приспособлен под ботанический сад с участками для разведения лекарственных растений. В главном здании разместились аудитории, кабинеты, библиотека, в пристройках — больница, общежития для студентов и квартиры преподавателей и обслуживающего персонала. Московская медико-хирургическая академия была организована в 1800 году на базе медико-хирургического училища при Московском госпитале.
В 1808 году было решено академию разделить на два отделения — в Петербурге и в Москве. Главным поставщиком студентов были Рязанская, Владимирская, Ярославская и другие семинарии, выпускники которых владели латинским языком. Академия выпускала и ветеринарных врачей.
С 1808 года курс академии был рассчитан на четыре года. Пятый год отводился практическим работам в госпитале. С 1809 по 1832 год было выпущено 972 врача. Здесь присваивали звания и “повивальным бабкам”.
В 1829 году академию окончила первая женщина — “зубной лекарь” (некая варшавская уроженка Назон). Среди многочисленных выпускников Московской академии были: хирург и анатом Илья Буяльский, профессор-акушер Г. И. Кораблев, врач М. А. Достоевский (отец писателя), декабрист Фердинанд Вольф, профессор-терапевт И. Е. Дядьковский, биолог К. Ф. Рулье и другие, оставившие след в истории русской медицины. В связи с войной 1812 года академия была эвакуирована во Владимир и Муром. Ее профессора и студенты работали в госпиталях и на полях сражений. В перечне своих пристанищ в Москве в 1812 году писатель Стендаль называет также медицинское училище, очевидно, имея в виду Московскую медико-хирургическую академию.

Солидные заслуги академия имела в ликвидации различных эпидемий, в том числе и холеры. Ученые и студенты работали в госпиталях не только Москвы, но и других городов. При академии имелась больница на 200 человек. Представитель ветеринарной науки академии X. Г. Бунге совершал многочисленные рейсы по стране для прекращения падежа скота, ликвидации эпидемии чумы, сибирской язвы. По постановлению от 19 июня 1845 года Московская медицинская академия слилась с медицинским факультетом Московского университета.

После капитального ремонта 28 сентября 1846 года в бывшем здании Медико-хирургической академии были торжественно открыты факультетские клиники Московского университета (терапевтическая и хирургическая, каждая на 60 кроватей, и акушерская — на 30). Не окончившие академию студенты доучивались здесь. В факультетских клиниках Московского университета учились и проходили практику многие замечательные ученые-медики. Преподавали и работали видные университетские ученые: А. И. Овер, Ф. И. Иноземцев, Г. А. Захарьин, В. А. Басов, А. А. Остроумов, В. Ф. Снегирев, Н. В. Склифосовский и многие другие.
В конце 1880-х годов медицинские клиники университета начали переводить в новые, специально построенные для них здания на Девичьем поле. Территория и здания старых клиник поступили в ведение Министерства финансов, которое передало их художественно-промышленному училищу, основанному государственным деятелем графом С. Г. Строгановым. На части территории, выходящей на Неглинную улицу, было построено здание Государственного банка, а участок владения, лежавший на углу Кузнецкого моста и Рождественки, был продан С. М. и П. М. Третьяковым. Строгановская школа готовила для русской промышленности художников по дереву, металлу, фаянсу, по волокнистым веществам. При Строгановском училище, которое с 1843 года стало государственным, был создан художественно-промышленный музей.
С 1892 года он занял свое место при училище на Рождественке. В музее были собраны образцы старинного шитья, стекло, фаянс, художественные изделия из металла, изразцы, оружие, старинные иконы и кресты и многое другое. Поступали сюда и частные коллекции. Так, коммерсант К. С. Попов пожертвовал училищу в 1899 году ценнейшую коллекцию художественных изделий. Здания, перешедшие училищу, подверглись реконструкции по проекту академика архитектуры С. У. Соловьева. Были возведены трехэтажные флигеля на месте снесенных старинных построек, в 1903 году надстроили верхние этажи, а главное здание с улицы украсили керамическим панно. Именно в этот период фасад здания был украшен знаменитыми керамическими вставками, выполненными строгановцами.
В 1914 году архитектор А. В. Кузнецов построил между главным корпусом училища и правым флигелем шестиэтажное здание мастерских. Во время Первой мировой войны в этом корпусе разместился госпиталь. Мемориальная доска розового гранита на русском и украинском языках сообщает: “В этом здании 5 — 12 июля 1918 года проходил первый съезд коммунистической партии Украины”.
Здесь в 1935— 1978 гг. находилось Министерство высшего образования СССР.
Со Строгановским училищем были связаны имена таких архитекторов и художников, как С. У. Соловьев, Ф. О. Шехтель, Л. Н. Кекушев, А. Ф. Мейснер, М. А. Врубель, И. В. Жолтовский, Ф. Ф. Горностаев, Д; П. Сухов, К. А. Коровин, К. К. Первухин, К. Н. Горский, А. Н. Андреев и др. В Совете музея были П. В. Жуковский (сын поэта), С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов. Здесь же помещался Союз русских художников, членами которого были: С. В. Иванов, С. А. и К. А. Коровины, А. С. Степанов, К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, Л. О. Пастернак и др. В помещениях проводились художественные выставки, кустарные базары и благотворительные мероприятия.
В 1918 году на основе Строгановского училища были организованы Вторые свободные художественные мастерские, в которых занятия вели видные представители архитектуры и искусства: И, В. Жолтовский, А. В. Щусев, И. В. Рыльский, И. Э. Грабарь и др. В 1920 году вместе с Первыми (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице) эти мастерские были преобразованы во ВХУТЕМАС. На Рождественке разместилось архитектурное отделение.
В 1927 году ВХУТЕМАС был переименован в ВХУТЕИН (Высший государственный художественный технический институт). В 1930 году он был преобразован в Архитектурно-строительный институт (АСИ), а на следующий год переименован в Архитектурно-конструкторский институт (АКИ) и, наконец, в 1933 году реорганизован в Московский архитектурный институт. 

Небольшое строение перед МАрхИ, имеющее тот же номер, - самостоятельная достопримечательность. Этот флигель усадьбы, тоже 1770-х годов, в 1904-м перестроил Федор Шехтель, использовав в оформлении фасада керамические панно с ренессансными арабесками, сделанные опять же руками учеников Строгановки. Здесь находился магазин Строгановского училища, а теперь - Книжная лавка архитектора.