МАРХИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФОРУМ «ПРОСТРАНСТВО ВХУТЕМАС  В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ XX-XXI ВЕКОВ»
Об объявлении конкурсного избрания на замещение должностей педагогических работников и заведующих кафедрой
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

article


English version Russian version



АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Экогород в представлениях архитекторов будущего

Н.Г. Благовидова,
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия


Аннотация
Обзор клаузур, выполненных студентами курса архитектурной экологии, показывает их готовность к решению проблем устойчивого развития. Проект "Туристический экогород на магистрали Тбилиси-Назрань" Кончакова С. основан на принципе равновесия между природой и деятельностью человека. Этот баланс достигается математически, созданием фрактального города в соответствии со структурой ландшафта. С другой стороны, "Город в космосе" А. Воркачевой представляет будущее с городами на 3000 жителей с флорой и фауной, которые выращиваются искусственно и отправляются в космос, оставляя Землю природным заповедником. Как реалистический, так и фантастический подходы представили в результате 25 творческий идей, заслуживающих дальнейшей разработки.

Ключевые слова: экогород, будущее, представление, фантазии, архитекторы, студенты


2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. В Московском архитектурном институте студентам 4 курса было предложено домашнее задание – клаузура на тему «Экогород – город будущего». В задании ставился акцент на творческий потенциал студента. Студентам было предложено разработать проект-идею экогорода в реальных или вымышленных условиях, а также, как вариант, разработать экологическую реконструкцию московской улицы или района. Формат клаузуры не менее А-0 в ручной или компьютерной графике по выбору студента. Не исключалось соавторство, но не более 4 человек.

Клаузуры выполнялись под руководством профессора кафедры Градостроительства Благовидовой Н.Г. В процессе консультации студентам было рекомендовано ознакомиться с рядом литературных источников (см. библиографию).

Оценку клаузур проводило жюри в составе:

Председатель жюри:
Есаулов Г.В., академик РААСН, доктор арх., профессор.

Члены жюри: Сапрыкина Н.А., доктор арх., профессор.
Крашенинников А.В., доктор арх., профессор.
Новиков В.А., доктор арх., профессор.
Благовидова Н.Г., кандидат арх., профессор.
Жук П.М., кандидат тех. наук, доцент.

Конкурс проходил в два тура. В первом туре приняли участие 133 студента (121 клаузура). Для участия во втором туре жюри отобрало 25 работ. Отобранные работы были разделены на две группы по номинациям:

Экогород в конкретных условиях на реальной ситуации – 11 работ.
Экогород как творческая фантазия автора – 14 работ.

В номинации «Экогород как творческая фантазия автора» 1-ю премию получила Воркачева А.В. за работу на тему «Город в космосе».

Основная идея заключается в сохранении планеты Земля, как чуда живой природы. Планета Земля превращается в заповедник. На ее поверхности располагается через каждые 5009 км лаборатории, которые «выращивают» города. Город на 3000 человек в совокупности с растительным и животным миром «выдувается» из лаборатории, после того как он набрал необходимые компоненты, перемещаясь по конвейеру. Отделившись от лаборатории, город продолжает расти. Когда его численность достигает 300-500 тысяч жителей, город объединяется с другими, аналогичными ему. Рост города, его масса, обеспечивается за счет переработки мусора, который поступает по специальным трубам в «подземный» завод и там прессуется. Затем специальные устройства («подушки») вдавливают отходы в тело острова. Зеленые центры располагаются по спирали и формируют общественные пространства, заполненные фруктовыми садами и ягодными полянами.

Система городского транспорта решена в виде подземных двухуровневых тоннелей по типу решетки. По тоннелям курсируют сверхскоростные капсулы, с максимальным временем в пути не более 2-3 минут. Доступ к междугородним космическим капсулам обеспечивается системой городских каналов, которые поддерживают необходимый уровень влажности.

Город снабжается энергией солнца. Для имитации ночи солнечные батареи автоматически перекрывают небосвод, оставляя отверстия, иллюзорно напоминающие звездное небо. Местная энергия дополняет солнечную. В общественных местах тротуары покрыты плитками, преобразующими механическую энергию. Центр города решен в форме огромных лепестков с балконами и мостиками, вмещающими всех жителей (Рис. 1).

нажмите, чтобы увеличить
Рис. 1. Воркачева А.В. «Город в космосе»

2-я премия в номинации «Экогород как творческая фантазия автора» присуждена Ребровой Ю.А за работу на тему «Экогород – город будущего (с элементами исследования)».

Работа состоит их двух частей – проекта-идеи экогорода и исследования. Автор творчески осмыслил и комплексно воплотил в утопическом проекте экогорода в Индийском океане многие технологии, применяемые в различной степени проектировании в соответствии с зелеными стандартами. В основе концепции экогорода лежит бионическая компонента – цветок лотоса или любое водное растение наподобие плавающего на поверхности воды цветка или листа. Экогород состоит из трех «лепестков» - жилых секторов, объединенных платформой. И лепестки, и соединяющая их круглая платформа имеют несколько уровней, в том числе подводном. В подводном уровне размещены все коммуникации, транспортная система для электромобилей и общественных 10-местных экомобилей. Велосипедные дорожки находятся на верхнем, наземном уровне. Жилые сектора с домами террасного типа, спускающиеся к центру, расположены в трех «лепестках», внешние края которых оборудованы солнечными батареями, а внутренние, куда спускаются дома-террасы, превращены в зеленые парки с мини-фермами для разведения птиц и кроликов. Три порта объединены кольцевым зеленым бульваром вокруг центра. В высотной центральной части острова находятся медицинский центр с озелененными фасадами и общественно-развлекательный центр.

В исследовательской части определено место плавучего экогорода – Индийский океан, в связи с возможным и доступным рыбным рационом жителей. В качестве строительных материалов для конструкций острова может использоваться экологически чистый «Геокар» и сменные прессованные блоки мусора. Для отделки помещений автор предлагает всем известные и широко используемые бумажные обои под покраску водоэмульсионной краской, пробковые покрытия и ламинат.

Большое внимание автор уделяет источникам энергии, понимая, что необходимо искать альтернативу исчерпаемым природным ресурсам. Кроме солнечных батарей для экогорода предлагается целый спектр источников энергии, что показывает углубленное внимание автора к данной проблеме. Так как город в океане, то логично, на взгляд автора, использовать энергию волн, а на основе водорослей вырабатывать биотопливо. Для обогрева помещений используется энергия, получаемая при сжигании мусора. Тротуары освещают сами себя при помощи специальной энергосберегающей плитки.

Волнует автора и проблема истощения ресурсов пресной воды и ухудшение ее качества. Здесь предложены системы сбора дождевой воды в каждом доме и опреснения морской воды, а также очистка сточных вод и приборы, позволяющие уменьшать использование воды на 50%. Проблема отходов решена сортировкой и переработкой мусора. Вызывает интерес и подход автора к флоре и фауне на островном городе, как к экосистеме, обеспечивающей питание всех живых организмов, обитателей острова (Рис. 2, Рис. 3).


Рис. 2. Реброва Ю.А. «Экогород – город будущего (с элементами исследования)»

Рис. 3. Реброва Ю.А. «Экогород – город будущего (с элементами исследования)»

3-ю премию в номинации «Экогород как творческая фантазия автора» получили студенты Шварцман М.И. и Салимгареева М.С. за работу на тему «Город здоровья».

Город здоровья – это плавучая конструкция, расположенная в Черном море, неподалеку у берегов Сочи, на которой располагается крупнейший в мире больничный комплекс, предназначенный преимущественно для медицинского туризма. Рынок медицинского туризма очень велик, в мире ежегодно до 6-ти миллионов человек покидают свои родные страны в поисках лучшей медицинской помощи. В этой ситуации, мегабольница, способная единовременно принимать до 1-го миллиона пациентов может быть крайне востребована, поскольку территория города будет объявлена особой экономической зоной, с либеральным законодательством, с врачами и пациентами со всего мира, и курортом международного стандарта, который будет готов к Олимпиаде 2014. Проект также включает небольшие плавучие острова, функции которых различны. Они расположены как у береговой линии, так и пристыкованы к больничному комплексу (Рис. 4).


Рис. 4. Шварцман М.И., Салимгареева М.С. «Город здоровья»

В номинации «Экогород в конкретных условиях на реальной ситуации» 3-я премия присуждена студенту МИИГАиКа Кончекову С.М. за работу на тему: «Туристический экогород на магистрали Тбилиси – Назрань».

В основу экогорода на реальной ситуации лежит принцип равновесия между природой и деятельностью человека, так как проблема дисбаланса природы и человека стоит наиболее остро.

Автор считает, что сбалансированные системы современного города стоит искать во фрактальной геометрии, которая свойственна и природе (ландшафту). Фрактальный город означает воспроизведение природных форм в объемно-планировочном и градостроительном решениях. На примере Ассинского ущелья в республике Ингушетия, где планируется создание рекреационно-туристического кластера «Цори», автор предлагает строительство экогорода по принципу фракталов ландшафта. Центром данного ландшафта является хребет Цорей – Лоам. С юга он ограничен рекой Гулойхи. Весь южный склон изрезан треугольниками водоразделов, в остриях которых находятся исторические памятники. 

В клаузуре предлагается город на 30000 жителей, состоящий из большого треугольника, в углах которого расположены ТПУ, административные и бизнес-центры и жилье социального уровня. Стороны большого треугольника дробятся новыми осями – основными местами расселения. Это оси второго порядка. Центр второго порядка подчиняет себе центры третьего порядка с минимальной миграцией. Каждый центр любого порядка подчиняет себе два подцентра. Это позволяет не создавать большой плотности населения и обеспечить гармонию с экосистемами, при этом сохранить структуру города, не рассыпав его на мелкие куски. Город использует геотермальную энергию. Транспортная инфраструктура имеет три уровня: автомобильный и железнодорожный транспорт обслуживает центры первого порядка (стороны треугольника 24 км), канатная дорога – центры второго порядка (деревни-районы) и фуникулер и пешеходные маршруты – центры третьего порядка (в масштабе дома) (Рис. 5).


Рис. 5. Кончеков С.М. «Туристический экогород на магистрали Тбилиси – Назрань»

2-ю премию в номинации «Экогород в конкрктных условиях на реальной ситуации» получила Дорофеева Ю.Н. за работу на тему: «Проект преобразования района Первомайский города Королев Московской области в общественный эко-центр».

В работе проведен анализ конкретной территории в подмосковном городе Королев и выявлены экологически неблагополучные участки: торговая площадь района Первомайский; проход между складом и фабрикой имени первого мая от торговой площади к реке; пешеходный мост через реку, соединяющий район Первомайский и поселок Старые Горки; неблагоустроенный берег реки Клязьма, используемый жителями города как пляж. Отмечена необходимость реконструкции фабрики и изменение функций участка складов как наиболее экологически напряженные объекты.

В результате анализа стало понятно, что территория, ограниченная улицей Советская и Клязьмой с одной стороны, фабрикой и складом с другой, активно используется населением района (рабочая зона, торговая, общественная и рекреационная), являясь его центром, но не имеющим связи с рекой и жилыми кварталами, между которыми расположен. Идея автора заключается в создании общественного центра по принципу экологической устойчивости. В клаузуре показан комплексный подход преобразования (благоустройства) территории. Главный источник загрязнения территории – Фабрика 1 Мая преобразована и исключает вредное воздействие на окружающую среду. Участок складов превращен в парк с различными функциями, отвечающими интересам всех возрастных групп населения – детский развлекательный комплекс, скейт-парк, танцплощадка для пенсионеров.

От жилых кварталов к пешеходному мосту через Клязьму ведут аллеи с велодорожкой и пешеходной тропой. Экостоянки для автомобилей локализованы между улицей Советская и парком. Торговая площадь вместо разрозненных палаток стилизована как гостиный двор с арочными проходами, а освободившееся пространство площади получило озеленение. Благоустроенная зона пешеходного моста ведет через реку на пляж, создавая непрерывную зеленую полосу (экокоридор) между жилыми кварталами и поселком Старые Горки на другом берегу Клязьмы (Рис. 6).


Рис. 6. Дорофеева Ю.Н. «Проект преобразования района Первомайский города Королев Московской области в общественный эко-центр»

В номинации «Экогород в конкрктных условиях на реальной ситуации» 1-ю премию получила группа студентов:  Ильичева Д.А., Щербакова М.А., Зубашева Е.А., Сарибжанова Е.Р. за работу на тему: «Экопоселок в Волоколамском районе Московской области».

За основу клаузуры взят поселок на 300 человек, который студенты разрабатывали на 3-ем курсе в качестве учебного курсового проекта. Однако в учебном проекте экологическая составляющая не прорабатывалась, и авторам клаузуры показалось интересным заново создать проект, с приоритетом на экогород. Авторский коллектив разработал функциональную схему генплана территории застройки. На схеме показано, что промышленная зона фокусирует технологии по переработке отходов и очистке воды. Жилая зона разделена на две части зеленым бульваром, обеспечивающим непрерывную связь с окружающими город зелеными территориями. Двух и трехэтажные дома оснащаются «дождевыми» крышами, позволяющими собрать, а затем очищать и использовать ливневый сток. Повторное использование очищенного стока предлагается и в реконструированной системе канализации.

Особое внимание уделено использованию солнечной энергии – соответствующие установки, собирающие солнечную энергию, предлагаются как на крышах зданий, так и в виде фотоэлектрических стендов и матриц.

Авторы считают, что поселок в транспортном отношении должен обеспечиваться электромобилями и велосипедами, для чего предложена и система велосипедных дорог, и парк по сервисному обслуживанию электротранспорта (Рис. 7).


Рис. 7. Ильичева Д.А., Щербакова М.А., Зубашева Е.А., Сарибжанова Е.Р. «Экопоселок в Волоколамском районе Московской области»

Специальным дипломом в рамках конкурса клаузур награждена работа  Дубровского Ю.В. на тему: «Птицы – хозяева неба. Архитектурные решения для птиц. Экогород»,  получившая премию на конкурсе научно-исследовательских работ студентов МАРХИ за 2012 год. 

Отдельно стоит несколько утопическая работа, названная автором «Птицы – хозяева неба». Она содержит всестороннее обоснование необходимости возрождения природных качеств городской среды; эти качества являются и причиной возвращения птиц в город, но они же и усиливаются присутствием разнообразных видов пернатых.

Рассмотрев международный опыт создания экологических коридоров (Лондон, КНР), автор делает предложение по экологическим коридорам Москвы (отчасти повторяя концепцию «зеленых клиньев», которая считается устаревшей).

Изучен автором и опыт создания дружественной птицам среды применением архитектурных и конструктивных методов. Правда, эти методы рассмотрены преимущественно с позиций безопасности птиц – то есть формирования дружественной для них среды.

Работа очень интересна и по собранному материалу, и по выводам. Однако автор не обосновывает выделение птиц среди других представителей животного мира. Целостные экологические сообщества живых существ – главная цель, пока еще неосуществимая современными средствами (Рис. 8).


Рис. 8. Дубровский Ю.В. «Птицы – хозяева неба»

В заключение можно сказать, что решение экологических проблем, в том числе и архитектурно-градостроительными средствами, в настоящее время стоит перед всеми отраслями деятельности человеческого общества. Именно поэтому студенты активно отнеслись к задаче выражения экологических идей средствами клаузуры. Такая форма учебной работы рассчитана на подготовку студента к внедрению природных процессов в структуру архитектурно-градостроительных объектов. 

На градостроительном уровне студенческие проекты должны обеспечивать формирование экологических коридоров непрерывными системами озелененных территорий, создание открытых общественных пространств, регенерацию ландшафтов, а также сочетать их с транспортными схемами инновационного типа и с комплексным использованием различных источников энергии, в том числе возобновляемых.

Формируя новую застройку, архитектор должен основываться на принципах экологии, предлагать инновационные инженерно-технические решения в оборудовании зданий, обеспечивать способы накопления и использования дождевой воды, вводить такие элементы, как ветровые турбины или фотоэлектрические установки, обеспечивая взаимосвязь элементов экологизации и архитектурного решения зданий.

Сложность новых задач экологизации проектирования требует предварительной подготовки студента, формирования мировоззрения и навыков разработки инновационных решений. Лучшим способом такой подготовки является проведение клаузур и других эскизных проектов экологического направления.

Литература

     
  1. Микулина Е.М., Благовидова Н.Г. Архитектурная экология / учебник. - М., 2013.
  2. Miguel Ruano. Okologisher Stadtebau. - Karl Kramer Verlag Stuttgart + Zurich, 1999.
  3. Дж. Джекобс. Смерть и жизнь больших американских городов. - М., 2011.
  4. I. Mc Harg. Design with Nature. - New York, 1969.
  5.