МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1(1) 2007

 

ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
INTERNATIONAL ELECTRONIC SCIENTIFIC - EDUCATIONAL JOURNAL ON SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL AND EDUCATIONAL-METHODICAL ASPECTS OF MODERN ARCHITECTURAL EDUCATION AND DESIGNING WITH THE USAGE OF VIDEO AND COMPUTER TECHNOLOGIES

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

IMAGINATION-SIMULATION-EXPERIMENTATION IN URBAN DESIGN
ВООБРАЖЕНИЕ - МОДЕЛИРОВАНИЕ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Peter Kardos
STU in Bratislava, Slovak Republic

Введение

Инновации в информационных технологиях и новые возможности использования мультимедийных средств в области архитектурного проектирования и образования поддерживают развитие иконических методов коммуникации на основе комплексного взаимодействия. На нашем факультете в мастерской градостроительного проектирования процесс творческого поиска и принятия решения опирается на метод пространственного моделирования. Это означает, что концепция в общих чертах фиксируется в рабочей модели. С дидактической точки зрения, родственными считаются этапы, которые позволяют творчески поддерживать процесс поиска и принятия решения. Цель - проверить, сопоставить и оценить выполнение гипотетических намерений проектной задачи.

Модель становится интерактивным средством сотрудничества между преподавателем и студентами его учебной группы. С точки зрения разработки чертежа на различных стадиях творческого процесса, доминантными являются стадии аутентификации, проверки и моделирования. Проверяется идейно-композиционное содержание альтернатив и пространственных характеристик смоделированного физического сооружения. Моделируется визуальное познание предполагаемой городской среды, как глазами самого автора, так и будущих потребителей. Чередование композиции пространственных декораций оценивается обычной статической визуальной проверкой на естественном горизонте, как для пространственных архитектурных исследований. Эффективный метод способствует созданию творческой атмосферы для более продуктивного мышления и черчения. Оценка лабораторного моделирования будущего пространственного опыта производится в соответствии с психологией восприятия. Имитация познания новой пространственной реальности затрагивает вопрос идентификации пользователя. Это приводит к субъективной позиции относительно качества и сложности проектируемой среды. Моделирование выполняется в движении с тем, чтобы предвосхитить динамическую непрерывность субъективного пространственного воображения. Стимулирующая атмосфера направляет оценки проектировщиков в ходе сравнения и отбора успешных вариантов.

Декомпозиция творческого процесса

В ключевой теме нашего исследования, согласно требованиям данного задания, градостроительное архитектурное проектирование проходит три стадии. Первая – анализ - выполняются подготовительные работы, исследования и проверки. Вторая – концепция - разрабатываются, проверяются и оцениваются альтернативные предложения по выполнению гипотетического намерения. Третья - окончательная подготовка выбранного предложения, подготовка проектной документации и медиа - презентаций.


Таблица 1. Этапы творческого процесса в городской архитектурной студии

 

1

2

3

4

5

6

7

Пояснения к таблице 1:

1 – Установка. Задача, цели, требования; 2 – Детализация исходных пунктов. Анализ; 3 – Идея и концепция. Воображение; 4 – Синтез идей. Экспериментирование; 5 – Проверка. Поиск и подтверждение; 6 – Моделирование. Пространственное воображение; 7 – Оценка. Выбор оптимального варианта

Искусственная физическая модель

Важность традиционного физического моделирования пространственных структур была подтверждена в условиях так называемого порождающего черчения. Модель является стилизованной абстрактным или "скульптурным" образом презентацией пространственных проявлений материальных компонентов архитектурного или градостроительного проекта. Модель визуально документирует творческо-композиционные принципы пространственной структуры. Ее уникальность основана, главным образом, на создании условий для психологического взаимодействия основных чувств человеческого творчества: взгляд и прикосновение. Моделирование предлагает автору активное, т.е. управляемое композиционными и оптическими правилами, трехмерное восприятие глазными рецепторами в реальном времени и пространстве. Его спонтанная реакция зависит от воображения, творческих реакций и стимулов. Восприятие – это сенсорное взаимодействие в полном объеме. Исходя из вышеперечисленных аспектов, физическое моделирование является творческим процессом и призывает к чередованию и применению других индивидуальных и коллективных творческих идей (Рис. 1), (Рис. 2).

рис1 рис2

Рис. 1. Модель как интерактивное средство принятия творческих решений - генерирует темы пространственных решений

Рис. 2. Композиция городской структуры на рабочей модели в студии

Тем не менее, все зависит от творческого компромисса. Он побуждает непрекращающийся процесс рационального и иррационального мышления; требует активности субъекта. Модель – основное средство пространственного исследования, проверки и оценки. Искусственные рабочие модели сами по себе представляют стилизацию, прогнозирование или имитацию реальности. Их эстетическое качество определяется навыками автора, его ремесленной эрудицией, а также уровнем материального оснащения. Эстетическое качество модели становится важным на стадии комплексной оценки окончательного архитектурного или городского проекта.

В общем и целом можно сказать, что творческое взаимодействие при создании моделей явно поддерживает творчество в архитектурном или градостроительном проектировании.

Применение методов пространственного моделирования

Процесс поиска и принятия решений в выбранных группах студентов поддерживается в студии использованием метода пространственного моделирования. Это означает, что с помощью рабочих материалов делается набросок концепции на рабочей модели (Рис. 3(a,b)).

a) b)

Рис. 3(a,b). Рабочая модель поддерживает творческое мышление в процессе координации функциональных и операционных элементов

В дополнение к традиционным эскизам или проектированию с помощью методов CAD в студии продолжается разработка самой концепции и поиск альтернативных решений на рабочей модели. Она используется для построения композиции отдельных элементов рабочей и строительной структуры в соответствии с правилами и прогрессивными нормами проектирования функциональных, конструктивных и пространственных городских структур (Рис. 4).

Рис. 4. Проверка композиционного подхода на рабочей модели (масштаб 1:1000) в горизонте пешехода

Модель становится интерактивным средством сотрудничества между преподавателем и его учебной группой (студентами) и формирует творческую атмосферу для генеративного мышления и черчения. Практические абстракции архитектурных элементов открывают возможности для быстрой смены композиции, что в общих рамках активно поддерживает разработку альтернативных решений. Хорошим инструментом для поиска отправной точки и идеи является разработка рабочей модели текущего состояния уже на стадии исследований и анализа. Она поддерживает процесс творческого мышления в основном с точки зрения соблюдения пространственной преемственности при поиске идеи композиционного равновесия пространственных проявлений соответствующих элементов городской структуры.

Концептуальные решения и проверки, построение альтернатив

Основные стадии, с точки зрения кристаллизации модели, это – проверка, моделирование и оценка. Они противопоставляются чувственному содержанию пространственных характеристик физической структуры и моделируют визуальное познание будущей среды в глазах автора и будущего пользователя (Рис. 5(a,b)), (Рис. 6(a-e)).

a) b)
Рис. 5(a,b). Балансировка пространственных компонентов градообразующей структуры
 
a) b) с)
d) e)

Рис. 6(a-e). Поиск пространственной сложности методом визуальной оценки

Чередование композиционных пространственных декораций обычно оценивается статичной визуальной проверкой в естественном (эндоскопическом) горизонте, как и в пространственных архитектурных исследованиях. Презентационная ценность зависит от масштаба рассматриваемого презентационного макета.

Композиционные решения связаны с оценкой в контексте "симметрично" ориентированной системы визуального ряда, когда существует сцена, например улица, площадь, и доминанты (Рис. 7(a,b)).

a) b)

Рис. 7(a,b). Принятие решения о местоположении пространственно-доминирующего комплекса

В зависимости от вида городских структур и характера внутренней среды выбирается последовательность ориентации, например направленный, боковой, или панорамный вид (Рис. 8).

Рис. 8. QTVR-панорама как условное визуальное обозначение атмосферного анализа спроектированного пространства (город Левице)

Пространственные демонстрации компонентов, их отношения и ссылки на аспекты внутренней среды проверяются динамически и во временной последовательности, - мы моделируем пространственное познание на рабочей модели. Кинематический вид последовательности вызывает опыт движения в пространстве, хотя экран - плоский. Он основан на нашем опыте динамического восприятия в реальном пространстве так же, как мы могли бы почувствовать пространственность статической точки презентации (видеоклипы), основанную на опыте.

Визуальное моделирование и оценка

Проверка и оценка на этапе моделирования больше относятся к психологическим принципам. Моделирование восприятия новой пространственной реальности является связующим звеном с идентификацией пользователя. Это приводит к субъективному отношению к качеству и сложности сформированной окружающей среды. Моделирование осуществляется в движении в основном для того, чтобы позволить заглянуть вперед на динамическую непрерывность субъективного пространственного воображения. Индуцированная реальность влияет на оценки и взгляды авторов в ходе сравнения и отбора успешных вариантов.

Методологический подход моделирования сохраняет принципы лабораторных методов визуального анализа и оценки пространственной концепции проекта, изначально зафиксированной на модели. Записывающее устройство имитатора моделирует вращение и различные виды движения в пространстве (оно определяет скорость в соответствии с масштабом модели). Движение комбинируется из остановок для динамических обследований в направленных последовательностях или горизонтальных видов в сочетании с вертикальными последовательностями записывающего устройства для завершения пространственных характеристик компонентов (пространственно разграниченные комплексы, доминанты и т.д.). Выбирая точки обзора или направляя взгляд, мы применяем принципы наглядного изображения - центральной перспективы. Мы извлекаем выгоду из перспективы, как инструмента построения композиции и оптической глубины картины (первый, второй, третий планы). Все аспекты изменения изображения заранее запрограммированы в рабочем сценарии. Здесь мы также принимаем решение о том, каким способом мы будем познавать окружающее пространство: панорамным или кинематическим. Стереоскопические презентации с помощью бинокулярных стереограм являются отдельной темой, лишь они одни способны обеспечить точное пространственное познание выбранного вида.

Эндоскопическое моделирование предлагает идеальную интерактивную и очень чувствительную среду для поиска и обнаружения новых тем "на месте", в ситуативной композиции и в более широком контексте, а также в сложной пространственной композиции. Заархивированные части процедуры моделирования позднее могут применяться в окончательной презентации проекта.

Исполнение и разработка, презентация предложения

Последним этапом творческого подхода является включение проверенных тем в итоговое решение задачи. Тектоническая структура выполнена на рабочих моделях в масштабе 1:1000, 500, 400 и/или 200. В классическом "ручном" подходе к проектированию мы делаем «наброски модели» быстро и точно на бумаге, так что, когда мы их копируем (с помощью ксерокса) 1:1 мы получаем копию с минимальными отличиями. Если решение достигается выстраиванием композиции непосредственно на модели, это хороший метод получения пространственного наброска на листе бумаги. Затем можно легко подготовить графическую документацию с помощью аналоговых или цифровых инструментов (CAD) (Рис. 9(a-f)). Окончательные (Postproduction) документы, полученные методом лабораторного моделирования и оценки или с помощью компьютерного 3D моделирования, станут образным дополнением презентации. Но документы по представленным разработкам тем нагляднее, чем точнее разработан искусственный презентационный макет.

a) b) c)
d) e) f)

Рис. 9(a-f). Завершающий видеоряд городской среды в панорамной презентации средствами ICT (информационно-коммуникационных технологий)

Заключение

Пространственное моделирование как средство поддержки воображения, сенсорного моделирования и экспериментов в градостроительном архитектурном проектировании предлагает нетрадиционные возможности использования в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий (ICT):
- как творческая, интерактивная среда для качественного эстетического и композиционного анализа;
- поддерживает пространственное воображение и имеет дидактическое значение для повторного поиска и принятия решения на отдельных этапах проектирования;
- создает благоприятные условия для совместного совершенствования и коллективной творческой деятельности, и для создания новых тем с возможностью их немедленной корректировки;
- физически представляет реальную суть творческих, коммуникативных процессов и процесса моделирования (физическое присутствие модели);
- предоставляет возможности непрерывной записи, экспериментальной проверки и оценки концепции проекта, предвидения обстановки в реальном времени и пространстве,
- приспособлено для синхронной разработки промежуточных результатов, их представления и архивирования.

Conclusions

Spatial modelling as a medium supporting imagination, sensory simulation and experimentation in urban architectural design offers non-conventional possibilities of use due to development of ICT:
as creative, interactive medium for qualitative aesthetic and composition analysis of alternatives to be verified,
supports spatial imagination and has didactical importance at repeated search and decision in individual stages of design,
creates suitable environment for team sophisticating and for collective creative activity, generation of new topics with possibilities of their immediate correction,
physically presents a real substance of creative, communicative and simulative process (physical presence of a model),
gives opportunities of a continuous recording, experimental verification and evaluating of designed concept, anticipation of user scenes in real time and space,
is adjusted for synchronous elaborating of medial outputs, their presentation and archiving.

Литература

1. Kardoš, P.: Urban Space - Urban Environment - Spatial Simulation. Habilitation work. FA STU Bratislava, 1998

2. Lynch, K.: Das Bild der Stadt. Vieweg & Sohn, Braunschweig, 1989

3. Markelin, A., Fahle, B.: Umweltsimulation. Sensorische Simulation im Städtebau. K. Krämer, Stuttgart, 1979

4. Thiel, Ph.: People, Paths, and Purposes. University of Washington Press, 1997

5. Wejchert, K.: Elemente der städtebaulichen Komposition. VEB Verlag für Bauwesen Berlin, 1977

Download atPDF
Загрузить в PDF

Issue contents
Содержание журнала