МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ





ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) 
AMIT


Фестиваль науки 2022 в МАРХИ
Science Festival 2022 in MARHI

В октябре 2022 года в Московском архитектурном институте прошли мероприятия в рамках Всероссийского Фестиваля науки. Уже по традиции, ключевыми мероприятиями стали межвузовская Олимпиада по живописи, студенческая научная конференция, выставка работ студентов МАРХИ, творческий конкурс для школьников, онлайн-лекции ведущих педагогов в области сохранения культурного наследия и ландшафтного благоустройства городской среды. Каждое из обозначенных мероприятий было направлено на выявление творческого потенциала среди молодежи и расширение их кругозора в области сохранения культурного наследия, бережного отношения как к историческим памятникам, так и окружающей среде.

Выбор тематики Фестиваля науки в МАРХИ не случаен, т.к. 2022 год объявлен Годом народного искусства и культурного наследия народов России. Заведующий кафедрой «Реконструкция и реставрация в архитектуре», профессор Е.В. Полянцев в своей лекции отметил, что «памятники архитектуры занимают особое место в духовной жизни страны, а сохранение памятников - один из аспектов современной культуры».

Как бы в подтверждение обозначенной квинтэссенции в рекреации второго этажа главного корпуса МАРХИ прошла выставка проектов студентов II курса кафедры «Основы архитектурного проектирования» МАРХИ, выполненных под руководством профессора Валерия Ильича Орлова. Представленные студенческие работы посвящены теме плавучих выставочных павильонов «Культурное наследие народов России» на Пушкинской и Крымской набережных Москвы. Открывавший выставку проректор МАРХИ по научной работе, вице-президент РААСН Г.В. Есаулов отметил, что «концепция представленных студенческих работ интересна тем, что в современные формы и конструкции привнесены атрибуты народных промыслов и элементы культурного наследия нашей страны в целом. Россия – огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими культурными традициями. Взаимодействие этих культурных традиций и их взаимообогащение являются залогом развития российской культуры в целом».

Представленные на выставке работы студентов демонстрировали пути возможного взаимодействия традиционных аутентичных решений с современными технологиями. В основу группового студенческого проекта легла мысль о том, что взаимообогащению могли бы поспособствовать мобильные выставочные павильоны, передвигающиеся по территории России и экспонирующие это культурное наследие в самых отдаленных друг от друга местах. Самым простым и общедоступным способом доставки павильонов к месту назначения могут быть водные пути, связывающие всю Европейскую часть России, в которой проживает около 75 процентов населения страны, от Азова и Астрахани на юге до Беломорска на севере, и от Санкт-Петербурга на западе до Соликамска на востоке. Так Валерий Ильич и студенты пришли к выводу о том, что их павильоны должны быть плавучими.

В рамках учебной работы, не претендующей на реализацию, в качестве отправной базы для павильонов были выбраны Пушкинская и Крымская набережные реки Москвы, в пространственном отношении представляющие собой единую береговую линию достаточной протяженности, чтобы вместить некоторое количество плавучих павильонов одновременно. Предполагалось, что по мере введения в эксплуатацию, павильоны сначала какое-то время демонстрируют свою экспозицию москвичам и гостям столицы, а затем – отправляются в путешествие по водным путям России, останавливаясь поочередно в разных городах.



Открытие выставки студенческих проектов выставочных павильонов «Культурное наследие народов России»


Фрагмент экспозиции выставки студенческих проектов выставочных павильонов «Культурное наследие народов России»


Работы были выполнены в рамках учебной программы по архитектурному проектированию в весеннем семестре 2021-2022 учебного года девятой группой II курса под руководством профессора В.И. Орлова и преподавателя А.А. Кайдановской. В качестве композиционной основы проектных решений во всех проектах были использованы результаты, полученные в задании по композиции, предваряющем задание по проекту.

Свой взгляд на архитектурное наследие продемонстрировали и совсем юные творцы из разных школ Москвы на конкурсе «Башня века». Конкурс был приурочен к 100-летию со дня введения в эксплуатацию радиобашни на Шаболовке по проекту архитектора-инженера В.Г. Шухова. Шуховская башня — памятник архитектуры советского конструктивизма, символ XX века. Задачей конкурса являлось создание Башни века – символа XXI столетия.

Кураторами конкурса выступили заведующая кафедрой «Дизайн архитектурной среды», профессор Т.О. Шулика и профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды» Н.Г. Панова; членами жюри - заведующая кафедрой «Ландшафтная архитектура» МАРХИ, профессор Е.Ю. Прокофьева и профессор кафедры «Градостроительства» С.Ф. Муратов.


Творческий процесс школьников в конкурсе «Башня века». Фотограф Е. Клишева



Работы лауреатов конкурса «Башня века». Фотограф Е. Клишева


Работа жюри конкурса «Башня века». Фотограф Е. Клишева


Лауреаты конкурса, кураторы и члены жюри конкурса «Башня века».
Фотограф Е. Клишева


В конкурсе приняли участие школьники от 12 до 15 лет. Заданием для участников стало выполнение макета Башни 100-летия из пенокартона. Макет башни выполнялся из листа пенокартона размером 30х40 см. Макеты состоят из геометрических элементов, вырезанных из одного листа пенокартона и соединенных между собой методом врезок. Элементы представляют собой фигуры разной степени сложности и размера. Работа выполнялась в два этапа: вначале участники делали эскиз из листа картона формата А4, а затем сам макет башни из листа пенокартона 30×40 см.

По итогам были определены победители в номинациях «Самый художественный объект», «Самый архитектурный объект», «Самый дизайнерский объект».

У многих вызвала большой интерес лекция доцента кафедры «Ландшафтная архитектура» Е.С. Ожеговой «Историко-культурный ландшафт города Москвы: внутриквартальные пространства», в которой прозвучали такие вопросы как «Что такое культурное наследие? Как это наследие вписывается в ткань городов? Как сегодня мы воспринимаем памятники истории и культуры и как сохраняем их для потомства?». Как бы ответом на эти вопросы прозвучали доклады студенческого научного сообщества на конференции «Малые города России – 2022».

Вот уже который год под руководством профессора МАРХИ Н.Г. Благовидовой собираются наиболее пытливые и талантливые умы из творческих вузов. На конференции, проведенной в гибридном формате, приняли участие студенты бакалавриата, магистратуры и аспиранты из 12 высших учебных заведений и кафедр архитектурно-строительного профиля.

В рамках конференции докладчики уделили внимание таким вопросам и проблемам, как пешеходные пространства в структуре города, влияние общественно-рекреационных пространств на развитие малых городов, комплексные медицинские центры, благоустройство, туризм и рекреационные пространства, организация паломнических центров и многим другим на примере Нягони, Болхова, Калуги, Стерлитамака, Чапаевска, Курска, Тихвина.

 

Обсуждение наиболее актуальных вопросов на межвузовской студенческой конференции «Малые города России – 2022»

Завершающим этапом Фестиваля науки в МАРХИ стало подведение итогов межрегиональной Олимпиады по живописи для студентов. В этом году в Олимпиаде приняли участие 57 студентов из МАРХИ, РГХПУ им. С.Г. Строганова, РАЖВиЗ им. Ильи Глазунова, МГАХИ им. В.И. Сурикова, ГУЗ, МИИГАиК, МИТУ МАСИ. Среди участников также были санкт-петербургские вузы  СПбГХПА им. А.Л. Штиглица и СПбГЛТУ имени С.М. Кирова и один из Самары – САМГТУ.

Объявление победителей межрегиональной Олимпиады по живописи.
Красный зал МАРХИ

Творческий процесс. Межрегиональная Олимпиада по живописи

 

В течение трех дней в МАРХИ проходили интересные мероприятия, затрагивающие творческий и научный потенциал современной молодежи, благодаря которой станет возможным сохранить и приумножить культурное наследие нашей страны.


Материал подготовлен: В.И. Ивановская    
Е.А. Туаева