МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ


English version Russian version



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
"ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES" 
(АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

2(55) 2021

Название статьи

Архитектурные принципы организации сенсорно-стимулирующих пространств дошкольных учреждений

Авторы

Л.Р. Садыкова, И.И. Ахтямов, Р.Х. Ахтямова
Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы организации и проектирования детских дошкольных образовательных учреждений. Проведен анализ исследований зарубежных и отечественных психологов в сфере влияния архитектурной среды на когнитивное развитие ребенка. В результате анализа выявлены положительные и отрицательные характеристики дошкольных пространств. Авторами разобран термин «Дидактическая среда» и описаны ее сенсорно-стимулирующие характеристики. Подробно рассмотрены архитектурные средства создания дидактической среды: цвет, свет, звук, тактильное восприятие, описаны механизмы их работы и воздействия на ребенка. Авторами разработано новое пространство детского сада – природная мастерская.

Ключевые слова

Архитектура детского сада, дидактическая среда детского сада, архитектурные средства сенсорной среды, цветовые решения дошкольной архитектуры, световые характеристики среды, изменчивость дошкольных пространств, акустика дошкольных пространств, природная мастерская

Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы

  1. Доронина Н.В. Архитектурное проектирование зданий дошкольных образовательных учреждений: Учебное пособие / Н.В. Доронина, Н.В. Ламехова. – Москва, Берлин, 2019. – 106с.
  2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 1964. – 304 с.
  3. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. – Санкт-Петербург: Тип, 1909. – 39 с.
  4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – Москва: Эксмо, 2004. – 512 с.
  5. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – Москва: Речь, 2005.
  6. Степанов А.В. Архитектура и психология: учеб. пособие для вузов / А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. – Москва: Стройиздат, 1993. – 295 с.
  7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – Москва: Архитектура-С, 2007. – 392 c
  8. Hertzberger H. Space and Learning. Lessons in Architecture 3. – Rotterdam: Uitgeverij 010 Publishers.
  9. Kotnik J. Designing Spaces for Early Childhood Development. – Australia: The Images Publishing Group Pty Ltd, 2017. – 319 c.
  10. Sparking Learning & CreativityOWP/P Architects, VS Furtniture, and Bruce Mau Design. The Third Teacher: 79 Ways You Can Use Design to Transform Teaching & Learning. – Chicago: Abrams Books, 2010. – 254 c.
  11. Meuser N. Childcare Facilities: Construction and Design Manual. – Hardcover, 2020. – 384 с.
  12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – Москва: Карапуз, 2000.
  13. Кудрявцева С.П. Современные направления создания детских образовательных учреждений / С.П. Кудрявцева, Н.С. Долотказина // Architecture and Modern Information Technologies. – 2016. – №3(36). – URL: https://marhi.ru/AMIT/2016/3kvart16/kudryavtseva/AMIT_36_kudryavtseva.pdf
  14. Тихомирова К.М. Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения / К.М. Тихомирова, И.Ю. Кудина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 45–55.

    Для цитирования

    Садыкова Л.Р. Архитектурные принципы организации сенсорно-стимулирующих пространств дошкольных учреждений / Л.Р. Садыкова, И.И. Ахтямов, Р.Х. Ахтямова // Architecture and Modern Information Technologies. – 2021. – №2(55). – С. 320–336. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/2kvart21/PDF/22_sadykova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-2-320-336


    СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА