|
|
ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ» В МАРХИ
Проректор по научной работе МАРХИ,
академик РААСН Г.В. Есаулов
Международная научно-практическая конференция – 06.04 – 10.04. 2020 в Московском архитектурном институте состоялась во время пандемии короновируса. Поэтому формат и характер заседаний секций и круглых столов конференции кардинально отличался от предшествующих. Дискуссии в интернете, диалоги по телефону, переписка и группы в Viber и Whats App, видеоконференции – все это демонстрировало резко изменившееся соотношение технологий удаленного доступа и прямого личностного общения в условиях самоизоляции. Своего рода свертывание пространства социального и разворачивание пространства виртуального, информационного. Однозначно трудно оценить в какой мере «он-лайн» общение станет нормой проведения научных мероприятий, скорее будет развиваться синтез «оф- и «он-лайн» форм. Очевидно, что эпидемиологическая обстановка способствовала резкому росту внимания к информационно-коммуникационным технологиям и их практическому освоению, раскрытию демоверсии виртуальной среды вуза.
Это относится и к учебным занятиям, сдаче курсовых проектов и экзаменов, защите магистерских диссертаций и дипломных проектов бакалавриата. Но в начале этого массового процесса в МАРХИ была конференция…
Открытие конференции обозначила публикация на сайте академии (marhi.ru) пленарных докладов. В год 100-летия ВХУТЕМАСа первый – президента РААСН, ректора МАРХИ, академика Д.О. Швидковского «ВХУТЕМАС – 100» был посвящен значению этого явления мировой культуры, наследником которого сегодня гордо именует себя Московский архитектурный институт. Доклад раскрыл многие грани современного понимания исторической природы и роли в художественной культуре легендарной авангардной школы ХХ века.
Безусловный интерес сегодня представляют вопросы связанные с исследованием традиций и пониманием современного в искусстве архитектуры. Как в поисках ответов на вопросы современности нам помогает ВХУТЕМАС? Каковы творческие предпочтения сегодняшних педагогов и студентов? На фоне ставших хрестоматийными революционно-фантастических проектов ВХУТЕМАСа была предпринята попытка оценить сегодняшние ориентиры и векторы развития архитектуры путем опроса педагогов и студентов. Выявленные предпочтения можно квалифицировать как своего рода «Архитектурную повестку – 2020» глазами МАРХИ.
Доклад вице-президента РААСН, проректора по научной работе МАРХИ, академика РААСН Г.В. Есаулова «Архитектурная повестка – 2020» не только представил результаты опроса, но дал возможность наметить проблематику исследований ВХУТЕМАСа, подчеркнуть возможность изучения современной отечественной архитектуры.
Третьей составляющей цикла пленарных докладов стало исследование профессора кафедры Общественных зданий МАРХИ А.И. Хомякова, посвященное проблеме воплощения памяти в современной мемориальной архитектуре.
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов эта тематика в нашей стране стала повсеместной. Оригинальное видение автора раскрыло новое архитектурно-художественное прочтение мировой мемориальной практики.
Параллельно заседаниям велась публикация на сайте МАРХИ результатов конкурсов, проведенных к конференции, и выставок.
Обзор публикаций педагогов и аспирантов, магистрантов и обучающихся бакалавриата представляла виртуальная выставка, подготовленная Научной библиотекой МАРХИ (кураторы: М.В. Евстратова и Е.П. Посвянская). Конкурс клаузур студентов 4 курса бакалавриата «Интерактивные пространства как стимул креативности города» (куратор – проф. Н.Г. Благовидова) был организован по шести номинациям. Проект представляли разнообразную картину взглядов будущих архитекторов и градостроителей в решении задачи синтеза высоких инженерных технологий и средств архитектуры в природном и городском окружении.
Важным итогом, своего рода завершением научно-практической конференции, стало издание «Трудов МАРХИ – 2020». Структура «Трудов МАРХИ – 2020», составленная на основе отобранных на заседаниях секций и круглых столов докладов, построена по ставшей традиционной четырехчастной структуре. Эта структура дает возможность объединить многообразие результатов научных исследований, сопоставить одинаковые и разные подходы к подобным и различным объектам исследований, а также продемонстрировать оригинальные научные разработки.
Первым разделом «Трудов МАРХИ – 2020» поставлен раздел «Образование». Это объясняется посвящением «Трудов» столетию ВХУТЕМАСа. В преддверии международной научной конференции «ВХУТЕМАС в мировой культуре XX–XXI веков» публикации затрагивают лишь отдельные вопросы образования, его методики и некоторые аспекты истории. При этом их временной диапазон охватывает период с 1918 года по настоящее время.
Раздел «История и теория» включает серию публикаций в широких временных границах. Если исторические исследования древних этапов истории расширяют знания о тех или иных явлениях и памятниках архитектуры, то публикации на материалах архивных источников ХХ века сопровождают теоретические обобщения авторов, уходящие в историю и обращенные к современности.
Раздел «Методы» объединяет публикации о методах в градостроительстве, архитектуре и строительной практике.
В 2020 году самым емким стал раздел «Практика». Все выше представленные разделы также затрагивают вопросы практики, но в четвертый раздел вошли публикации, которые в большей мере ориентированы на практическую деятельность и анализ ее результатов. Интерес представляют коллективные публикации как результаты дискуссий на круглых столах. Достаточно обширна тематика статей, рассматривающих те или иные типы зданий, наряду с традиционными появляются работы, анализирующие тенденции в архитектуре новых типов зданий и сооружений. В этом разделе значительную долю составляют публикации педагогов инженерных и общественных кафедр.
Опыт прошедших с 2008 года конференций и публикаций показывает. Что статьи, будучи объединенными в самостоятельные тематические блоки, могут выполнять роль учебных пособий. Например, собранные за три года публикации участников «круглого стола» «Сохранение памятников индустриального наследия» (рук. проф. Г.Н. Черкасов).[1]
Интересен опыт проведения «круглых столов» 2020 года. Вынесенный на обсуждение доклад руководителя «круглого стола» проф. Ю.Н. Орсы, посвященного преподаванию начертательной геометрии, и обсуждение его с участием педагогов ведущих архитектурных школ России, дал возможность сформулировать закономерности, которые были приняты Федеральным УМО по УГСН «Архитектура» для вузов, ведущих обучение архитекторов.
«Круглые столы», посвященные актуальным проблемам градостроительства, привлекли многих участников и дали интересные обобщения, опираясь на новейшую практику, наметили перспективные векторы развития градостроительных исследований и экспериментов.
Таким образом, представленные в «Трудах МАРХИ – 2020» материалы, безусловно, будут полезны для дальнейшего развития научных исследований и проектных экспериментов, совершенствования образовательного процесса и практической деятельности архитекторов, градостроителей, дизайнеров.
Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ : Материалы международной
научно-практической конференции 6–10 апреля 2020 г. – Москва: МАРХИ, 2020. – 500 с., илл.
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА