|
|
Н.А. Рочегова
N.A. Rochegova
Четыре поколения. Архитектура. Живопись. Графика
Four generations. Architecture. Painting. Graphic arts
«Искренняя, сердечная благодарность за выставку – потрясающую летопись о русской семье, нескольких художественно одарённых поколений. Деятельность каждого поколения – чудесный вклад в нашу культуру и историю, и в основе – любовь Марии Александровны и Александра Григорьевича. Думаю, что свет этих замечательных людей – в этой выставке, снова и снова заставляет вспоминать, переживать и благодарить судьбу, даровавшую нам счастье быть их современниками. Спасибо…»
Из книги отзывов А.П. Кудрявцев
17 апреля 2018 года в Белом зале Московского архитектурного института открылась выставка «Четыре поколения. Архитектура. Живопись. Графика», где летопись поколений была представлена их творческими достижениями: живописными полотнами, архивными фотографиями, архитектурными проектами и реализациями (Рис.1 и 2).
1 1А
Рис. 1А Общий вид выставки, крыло архитекторов
Юбилейная выставка была посвящена 100-летию со дня рождения художника Марии Энгельке и архитектора Александра Рочегова ‒ супружеской пары, прожившей долгую жизнь в любви друг к другу и служении искусству. Воспитавших двух дочерей ‒ Наталию и Анну, трёх внуков ‒ Гридасовых Петра и Полину и Александра Ионова. Семейную традицию продолжили правнуки, сыновья Александра Ионова ‒ Фёдор и Лука. Все они приняли участие в выставке.
Поколение ровесников революции в полной мере разделило судьбу страны со всеми её испытаниями. Обучение в Академии Художеств в Ленинграде: Мария на первом курсе живописного факультета, Александр на дипломе факультета архитектуры, было прервано войной. Тяжёлое ранение на фронте, блокадный Ленинград и три года в Самарканде, куда была эвакуирована Академия, не помешали Александру и Марии стать высококлассными профессионалами.
Ключевую роль в их становлении сыграл Леонид Михайлович Поляков, пригласивший молодых специалистов в свою мастерскую, где Александр Рочегов стал автором двух жилых домов в Москве и здания проектных институтов на Волоколамском шоссе. В 1952 году Александр и Мария стали участниками проектирования и художественного оформления интерьеров высотного дома на Комсомольской площади (гостиницы «Ленинградская»). Так началась их совместная работа в архитектуре.
Будучи по образованию живописцем, Мария всю жизнь работала с архитекторами: с супругом (Посольство СССР в Гаване), с Л.М. Поляковым (гостиница Ленинградская, метро Арбатская), с Д.Н. Чечулиным (интерьеры парадных помещений Белого дома, декоративно-художественное убранство гостиницы Россия), с Д.С. Солоповым (роспись большой трапезной палаты в цоколе Храма Христа Спасителя). Она выиграла этот закрытый конкурс в возрасте 80 лет!
Вклад Марии Энгельке в архитектуру был отмечен Премией Совета Министров. Однако истинное счастье Мария испытывала, когда выдавалась возможность заниматься живописью. Вплоть до ухода из жизни в возрасте 93 лет Мария не выпускала кисточку из рук. На выставке были представлены её работы в разных жанрах и техниках: карандашные рисунки и пастели, работы маслом и темперой, акварели последнего десятилетия, полные жизнеутверждающей силы и непередаваемого колорита (Рис. 2).
Рис. 2. Акварели Марии Энгельке
Александр Рочегов, архитектор и крупный государственный деятель, проектировал в группе авторов Волго-Донской канал, гостиницу "Ленинградская", универмаг "Московский", посольство СССР в Гаване, работал над типовым жилищем, занимал руководящие должности, девятнадцать лет был директором крупнейшего проектного института Москвы «Моспроект 1». Создал и одиннадцать лет возглавлял Союз Российских архитекторов, был председателем группы «Жилище» международного Союза архитекторов. В свои 75 лет он стал инициатором возрождения Академии архитектуры и стал первым президентом Российской академии Архитектуры и Строительных Наук (РААСН) (Рис. 3).
Рис. 3. Портрет Александра Рочегова. Худ. Анна Рочегова
Дети и внуки Александра и Марии выросли в творческой атмосфере. Они стали художниками и архитекторами и каждый нашел свой путь реализации художественного потенциала, переданного старшим поколением.
Старшая дочь ‒ Наталия Александровна Рочегова ‒ профессор МАРХИ, кандидат архитектуры, директор Учебно-научного центра «Архитектура и компьютерная графика». Ее супруг ‒ Гридасов Олег Петрович ‒ архитектор, генеральный директор ООО «ТМА О. Гридасова». Олег и Наталья лауреаты Премии Правительства 1999 года за разработку системы ШКД, советники РААСН, авторы многих совместных проектов, выполненных в мастерской и представленных в экспозиции выставки. Творчество Наталии Рочеговой помимо работы в мастерской О. Гридасова представлено её научной и педагогической деятельностью в МАРХИ на протяжении без малого пятидесяти лет.
Дети Олега и Наталии ‒ Пётр и Полина тоже стали архитекторами. Дочь с 2000 года работает архитектором в мужском монастыре Калужская Свято-Тихонова пустынь. Она лауреат ежегодной премии губернатора Калужской области им. В Баженова за реконструкцию Преображенского собора монастыря, награждена медалью Прп. Тихона Калужского II степени за участие в проектировании памятника Иоанну III. Полина отвечает за художественное оформление интерьеров существующих, восстанавливаемых и проектируемых храмов и монастырских корпусов (иконостасы, киоты, мраморные полы, дизайн металлических светильников и ограждений, автор проекта раки над мощами Прп. Тихона Калужского). Вся семья Гридасовых принимает активное участие в возрождении обители, в создании Скита в честь Владимирской иконы Божьей Матери на месте Великого Стояния на Угре в 1480 году, в проектировании здания музея ‒ диорамы на территории скита и установке памятника Великому князю Иоанну III.
Петру Гридасову, архитектору-романтику и музыканту, принадлежит одна из ведущих ролей в семейном «бизнесе» ‒ вместе со своим отцом он ведет дела мастерской и стоит на страже профессиональных традиции. Ведь своё начало мастерская ведёт от десятка первых, созданных при СА по инициативе и при поддержке А.Г. Рочегова.
Гридасов Олег Петрович принял профессиональную эстафету, начал свою проектную деятельность под руководством и в соавторстве с Рочеговым А.Г. над проектом и осуществлением Универмага «Московский» на Комсомольской площади, застройкой в историческом центре г. Владимира, проектами Дома приёмов, административного центра и гостиницы Аэрофлот в Покровское-Стрешневе, выставочного зала Союза художников РФ на Троицкой горке, а тема Ширококорпусных энергоэкономичных домов (ШКД), выполненная мастерской Гридасова О.П. в сотрудничестве с РААСН, была отмечена Премией Правительства 1999 года.
Младшая дочь Александра и Марии ‒ Анна Рочегова ‒ живописец, выпускница МГХИ им. Сурикова, член МСХ и Товарищества живописцев, автор росписи банкетного зала приёмов посольства СССР в Гаване. Участница многих выставок в России, Швеции и США. Сын Анны Рочеговой ‒ Александр Ионов ‒ художник, окончил Международную Школу Дизайна. Его работы находятся в частных собраниях России и зарубежья, а сыновья Александра ‒ Федор и Лука Ионовы учатся в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств на архитектурном отделении.
Вернисаж был открыт Президентом РААСН Александром Викторовичем Кузьминым и Председателем СА Николаем Ивановичем Шумаковым. В тёплых словах приветствия прозвучала искренняя любовь и уважение к старшему поколению, разделившему судьбу своей страны в годы войны и послевоенного становления, преданно служившего делу всей жизни – искусству архитектуры. Существенная часть творческих работ Александра и Марии была выполнена в самые тяжёлые и жестокие годы в истории Советского Союза, при этом они полны жизнеутверждающей силы (Рис. 4).
Рис. 4. Вернисаж. Слева на право: А.А. Рочегова, Н.А. Рочегова, А.В. Кузьмин, О.П. Гридасов, Н.И. Шумаков
С приветственным словом от лица ректора МАРХИ академика Швидковского Дмитрия Олеговича к гостям и коллегам обратился проректор по учебной работе Афанасьев Алексей Константинович. Он отметил, что высокий художественный уровень экспозиции, представленной в Белом зале четырьмя поколениями династии, послужит хорошим примером не только для студентов МАРХИ, но и для абитуриентов и гостей, которые придут на День открытых дверей в ближайшее воскресенье, в период работы выставки.
Открытие выставки сопровождалось живой классической музыкой в исполнении Юлии Сиговой ‒ звучали любимые произведения Александра Рочегова, которые он сам прекрасно исполнял при жизни. Весь вечер в Белом зале царила удивительно сердечная и торжественная атмосфера. Множество живых цветов и искренние поздравления. Стены Белого зала раздвинулись, вместив целую эпоху, запечатлённую в художественных работах семейного древа, сок которого ‒ любовь к жизни, профессии и бережное отношение друг к другу. Гостей переполняло чувство единения через всепроникающую силу искусства. И судя по оставленным отзывам посетителей, эту волшебную силу выставка сохраняла все десять дней своего существования с 17 по 27 апреля 2018 года.
Четыре поколения художников ‒ Мария Энгельке, ее дочь Анна Рочегова, ее внук Александр Ионов, правнуки Федор и Лука Ионовы представили свою живопись. Доминантой стали работы Марии Энгельке, демонстрирующие живописную школу старых мастеров и вызывающие трепет и восхищение (Рис. 5 и 6).
Рис. 5. Работы Марии Энгельке. Магия искусства
Рис. 6. На фоне работ М. Энгельке. Слева на право: Наталия Рочегова, Александр Ионов, Анна Рочегова-Седерхольм
Работы Анны Рочеговой ‒ это крупномасштабные пейзажи юга Швеции, полные завораживающего жемчужного света Балтийского побережья (Рис. 7) и горизонтальные композиции ландшафтов, настраивающих на умиротворённоле созерцание природы. На контрасте ‒ серия литографий Анны, посвящённых Нью Йорку ‒ динамичных, как сам ритм жизни мега полиса. Совсем иными предстают колоритные по цвету и радостные живописные этюды, выполненные Анной в Индии.
Рис. 7. Пейзажи Юга Швеции. Анна Рочегова
Энергетически сильны и убедительны, несмотря на небольшой размер, пастели Александра Ионова. Острый и внимательный взгляд художника приглашает зрителя разделить с ним откровения, увиденные им в бесхитростных сюжетах (Рис. 8).
Рис. 8. Экспозиция пастелей Александра Ионова
Работы его сыновей Фёдора и Луки привлекали особое внимание абитуриентов в День открытых дверей. Лицеисты продемонстрировали живость набросков, хорошую академическую школу рисунка, живописи и макетирования (Рис. 9 и 10).
Рис. 9 Экспозиция Фёдора и Луки Ионовых
Рис. 10 Лука Ионов на фоне своей экспозиции
Проекты и реализации архитектурной мастерской О. Гридасова отличаются высоким профессионализмом, уважением к традиции русского зодчества и творческим подходом к объектам различных категорий: от многоэтажных жилых и общественных комплексов до объектов в исторической городской застройке, природных ландшафтов, индивидуальных застройщиков и культовой архитектуры (Рис. 11 и 12).
Рис. 11 Экспозиция работ ТМА архитектора Олега Гридасова
Рис. 12 Учредители мастерской на фоне своей экспозиции. Слева на право Пётр Гридасов, Полина Гридасова, Олег Гридасов
Выставка «Четыре поколения. Архитектура. Живопись. Графика» имела широкий резонанс в творческих кругах. Её посетили друзья, коллеги, художники и архитекторы: соратники, сокурсники и ученики трёх старших поколений; гости, приехавшие из разных городов России на собрание РААСН, проходившее одновременно с выставкой; гости Дня открытых дверей МАРХИ; представители прессы и художественных галерей, педагоги и студенты МАРХИ, гости Музея Москвы, организовавшие в память 100-летия Марии Энгельке лекцию с экскурсией по интерьерам гостиницы «Ленинградская» ‒ высотки на Комсомольской площади.
Специально на открытие выставки приехала группа друзей Анны Рочеговой и её супруга Ларса Сидерхольма из Швеции и Италии (Рис. 13).
Рис. 13 Гости их Швеции и Италии. Крайняя справа пианистка Юлия Сигова
Организаторы юбилейной выставки ‒ Наталия и Анна Рочеговы с мужьями, детьми и внуками выражают благодарность и сердечную признательность всем, кто помогал в осуществлении этого проекта и тем, кто стал участником праздника творческой династии (Рис. 14)!
Рис. 14 Наталия и Анна Рочеговы
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА