АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Название статьи |
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ И ПЛОСКОСТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЯХ МАСТЕРОВ РУССКОГО АВАНГАРДА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРОВ: К. МАЛЕВИЧА, АРХИТЕКТОРОВ «КРУГА МАЛЕВИЧА», Л. ЛИСИЦКОГО, К. МЕЛЬНИКОВА |
Авторы |
А.Б. Якушина, Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
|
Аннотация |
Предложен краткий анализ творческих концепций работ художников и архитекторов, относящихся к эпохе русского авангарда. А именно: мастеров «круга Малевича» - Л. Лисицкого, И. Клюна, Н. Суетина, И. Чашника, Л. Хидекеля, кроме того основоположника супрематизма К. Малевича и, одного из выдающихся мастеров конструктивизма К. Мельникова. Принято считать, что художники и архитекторы этого направления имеют совершенно разный творческий подход и авторские методы. При простом перечислении их фамилий в нашем воображении возникают принципиально разные архитектурные образы их произведений. В статье впервые даны определения линейным и плоскостным элементам в творчестве указанных мастеров, а также приведены модели развития и последовательности преобразований таких элементов. В процессе изучения текстологического и графоаналитического наследия архитекторов круга К. Малевича, выяснилось, что всех их объединяет использование единого «словаря форм». Однако детальная разработка и анализ творчества этих мастеров показала категорическое несоответствие заявленных ими принципов на уровне творческого метода каждого из архитекторов. Помимо приведённых определений, автором предложены схемы, возможные с точки зрения детального исследования преобразований, значительно облегчающие восприятие описанных преобразований и элементов.
|
Ключевые слова |
плоскостные элементы, линейные элементы, грань, соединение, архитекторы авангарда, «деконструктивизм», язык образов, словарь форм, словарь образов, художники «круга Малевича», архитектурный образ
|
|
Полный текст статьи |
Список цитируемой литературы |
- Государственная Третьяковская галерея. Каталог выставки. В. Клюн в Третьяковской галерее к 125-летию со дня рождения. – М., 1999. – C. 37.
- Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости. – СПб. : Азбука - Классика, 2005. – С. 63.
- Клюн, И. В. Мой путь в искусстве. – М. :«Гилея», 1999. – C. 119.
- Лисицкий, Эль. Конструктор книги. – М. : «Гилея», 2006. – C. 86.
- Малевич, К. Казимир Малевич собрание сочинений в пяти томах. – М. : «Гилея», 2004. – Т.1., – С. 226, 228, 310, 358. – Т. 2., – С. 167, 192, 197. – Т.4., – С. 272, 273.
- Сарабьянов, Д., Шатских, А.. Казимир Малевич живопись и теория. – М. : «Искусство», 1993. – С. 67, 71, 81, 88, 91, 93, 103, 105, 107, 110, 112, 116, 117, 118, 120.
- Наков, А. Русский авангард. – М. : «Искусство», 1991. – С. 21.
- Государственный Русский Музей. Каталог. «В круге Малевича» Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950 – х. – СПБ. : «Искусство СПб», 2005. – C. 35.
- Хан – Магомедов, С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). – М. : «Искусство», 2007. – C. 115.
- Сарабьянов, Д. Альбом. Малевич художник и теоретик. – М. : «Советский художник», 1990. – C. 98.
- Родченко, А.М. ЛИНИЯ. Рукопись 1921 г. – М. : Эксмо, 2003. – С. 87.
|
|
|