МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

2(31) 2015


English version Russian version



АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Название статьи ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ И ПЛОСКОСТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЯХ МАСТЕРОВ РУССКОГО АВАНГАРДА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРОВ: К. МАЛЕВИЧА, АРХИТЕКТОРОВ «КРУГА МАЛЕВИЧА», Л. ЛИСИЦКОГО, К. МЕЛЬНИКОВА
Авторы А.Б. Якушина, Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
Аннотация Предложен краткий анализ творческих концепций работ художников и архитекторов, относящихся к эпохе русского авангарда. А именно: мастеров «круга Малевича» - Л. Лисицкого, И. Клюна, Н. Суетина, И. Чашника, Л. Хидекеля, кроме того основоположника супрематизма К. Малевича и, одного из выдающихся мастеров конструктивизма К. Мельникова. Принято считать, что художники и архитекторы этого направления имеют совершенно разный творческий подход и авторские методы. При простом перечислении их фамилий в нашем воображении возникают принципиально разные архитектурные образы их произведений. В статье впервые даны определения линейным и плоскостным элементам в творчестве указанных мастеров, а также приведены модели развития и последовательности преобразований таких элементов. В процессе изучения текстологического и графоаналитического наследия архитекторов круга К. Малевича, выяснилось, что всех их объединяет использование единого «словаря форм». Однако детальная разработка и анализ творчества этих мастеров показала категорическое несоответствие заявленных ими принципов на уровне творческого метода каждого из архитекторов. Помимо приведённых определений, автором предложены схемы, возможные с точки зрения детального исследования преобразований, значительно облегчающие восприятие описанных преобразований и элементов.
Ключевые слова плоскостные элементы, линейные элементы, грань, соединение, архитекторы авангарда, «деконструктивизм», язык образов, словарь форм, словарь образов, художники «круга Малевича», архитектурный образ
Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы
  1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог выставки. В. Клюн в Третьяковской галерее к 125-летию со дня рождения. – М., 1999. – C. 37.
  2. Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости. – СПб. : Азбука - Классика, 2005. – С. 63.
  3. Клюн, И. В. Мой путь в искусстве. – М. :«Гилея», 1999. – C. 119.
  4. Лисицкий, Эль. Конструктор книги. – М. : «Гилея», 2006. – C. 86.
  5. Малевич, К. Казимир Малевич собрание сочинений в пяти томах. – М. : «Гилея», 2004. – Т.1., – С. 226, 228, 310, 358. – Т. 2., – С. 167, 192, 197. – Т.4., – С. 272, 273.
  6. Сарабьянов, Д., Шатских, А.. Казимир Малевич живопись и теория. – М. : «Искусство», 1993. – С. 67, 71, 81, 88, 91, 93, 103, 105, 107, 110, 112, 116, 117, 118, 120.
  7. Наков, А. Русский авангард. – М. : «Искусство», 1991. – С. 21.
  8. Государственный Русский Музей. Каталог. «В круге Малевича» Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950 – х. – СПБ. : «Искусство СПб», 2005. – C. 35.
  9. Хан – Магомедов, С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). – М. : «Искусство», 2007. – C. 115.
  10. Сарабьянов, Д. Альбом. Малевич художник и теоретик. – М. : «Советский художник», 1990. – C. 98.
  11. Родченко, А.М. ЛИНИЯ. Рукопись 1921 г. – М. : Эксмо, 2003. – С. 87.