МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

3(24) 2013


English version Russian version



АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Название статьи ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОМПОЗИЦИИ СВЕТОВОЙ ПАНОРАМЫ ГОРОДА МЕТОДОМ СРАВНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ (МОДЕЛЬ Л. ТЕРСТОУНА)
Авторы В.Е. Карпенко, Дальневосточный Федеральный Университет, Владивосток, Россия
Аннотация Раскрывается композиционный, семантический и эстетический смысл панорамы как отражения объемно-планировочной структуры города в теории архитектуры и градостроительства. Архитектурная панорама – характеристика облика и универсальная категория художественной формы города, является визуальным выражением процесса его архитектурно-градостроительного и ландшафтного развития. Динамика восприятия панорамы характеризуется последовательным ритмом визуальных кадров, одномоментным зрительным охватом видимой картины города при движении в пространстве и времени, включает многовариантность панорамных ситуаций. В структуре панорамы выделяются дальние и ближние планы с разными визуальными и композиционными особенностями. Важный структурный элемент - линия горизонта разделяет панорамный вид на верхний и нижний ярус архитектурного или природного пространства.

Структура архитектурной панорамы может быть основой ее вечерне-ночной световой композиции, которая зависит от степени концентрации, яркости, цветности, формы световых фигур и графических элементов, ритмическое чередование которых придает ей визуальную динамику. Особое образно-композиционное значение в световой панораме приобретают элементы ландшафта прибрежного города – светящийся водный планшет, выразительный рельеф и сложность береговой линии. Световая структура набережных, пирсов и причалов – это общий светопланировочный элемент среды прибрежного города.

В статье описывается формирование композиции световой панорамы как крупномасштабной градостроительной формы вечерне-ночного прибрежного города методом субъективной оценки парных визуальных стимулов, данных в виде фотосхем вариантов световых панорам (по модели Л. Терстоуна).
Ключевые слова планировочная структура города, глубинно-плановый принцип, визуальный стимул, модель Л. Терстоуна, световая композиция, световая панорама
Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы
  1. Гусев Н.М., Макаревич В.Г. Световая архитектура. - М.: Стройиздат, 1973. - 248 с.
  2. Моор В.К., Ерышева Е.А. Формирование архитектурно художественного облика приморских городов: учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. - 88 с.
  3. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В.Л. Глазычева; Сост. А.В. Иконников; Под ред. А.В. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1982. - 328 с., ил. Перевод изд.: The Image of the City / Kevin Lynch. The M. I. T. Press.
  4. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. - М.: Стройиздат, 1977. - 127 с.
  5. Иконников А.В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. - М.: Стройиздат, 1972. - 214 с., ил.
  6. Степанова С.А. Динамика визуального образа города (на примере г. Хабаровска): дис. канд. арх. - М.: МАРХИ, 2006. - 122 с.
  7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.: ил.
  8. Narboni R. Lighting the Landscape. Art Design Technologies. Brikhäuser – Publishers for Architecture, 2004. - 230 p.: ill.
  9. Щепетков Н.И. Световая архитектура городских комплексов: автореф. дис. канд. арх. - М.: МАРХИ, 1974. - 35 с.
  10. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: учеб. пособие. - М.: Архитектура – С, 2006. - 317 с.: ил.
  11. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. - М.: УМК «Психология», 2005. - 320 с.
  12. Батова А.Г. Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов: автореф. дис. канд. арх. - М.: Московский архитектурный институт (государственная академия), 2012. - 27 с.
  13. Батова, А.Г. Влияние света на выявление тектоники стены / Международный электронный научно-образовательный журнал "AMIT" [Сетевой ресурс]. - URL: http://marhi.ru/AMIT/2011/2kvart11/batova/abstract.php