МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2024 - ГОД СЕМЬИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

4(21) 2012


English version Russian version



АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Название статьи СОПОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ПРИНЦИПА ОРДЕРА И ГЕНЕРАТИВНОГО МЕТОДА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
Авторы Е.А. Ширинян, Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия
Аннотация В контексте современного дигитального направления в архитектуре присутствует определенный интерес к историческим архитектурным стилям. При этом традиционный метод формообразования - композиция - оказывается вне дигитального дискурса. В статье рассматривается тема композиционного принципа ордера и генеративных методик формообразования. Исследование Г.С. Лебедевой трактата Витрувия выводит понятие композиции на новый уровень, что позволяет сопоставить композиционный принцип ордера по ряду аспектов с генеративными практиками формообразования Дж. Фрейзера, Н. Оксман, М. Хансмайера. В качестве аспектов сопоставления выбраны понятия тектоники, структурной схемы (диаграммы) и др. Результаты сопоставления создают базу для более углубленного изучения генеративного метода и переосмысления ордерной традиции.
Ключевые слова архитектурный ордер, тектоника, композиция, диаграмма, дигитальная архитектура, генерация формы, формообразование
Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы
  1. Волчок Ю.П. Тектоника // Теория композиции в советской архитектуре / под ред. Л.И. Кирилловой. – М.: Стройиздат, 1986. - с. 69 – 87.
  2. Добрицына И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. - М.: Прогресс-традиция, 2004. - 416 с.
  3. Глазычев В.Л. Композиция как мыслительная деятельность (к постановке проблемы) // Теория композиции в советской архитектуре / под ред. Л. И. Кирилловой. – М.: Стройиздат, 1986. - с. 213 – 225.
  4. Лебедева, Г.С. Новейший комментарий к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 160 с.
  5. Лебедева Г.С. Становление классической композиции // Теория композиции как поэтика архитектуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. - c. 23 – 36.
  6. Лебедева Г.С. К истокам категориального аппарата по композиции. Приемы описания и оценки внешнего вида сооружений у Витрувия // Теория композиции как поэтика архитектуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – с.60 – 77.
  7. Лебедева Г.С. У истоков ордерной композиции. Теоретический контекст и семантика ордера у Витрувия // Теория композиции как поэтика архитектуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – с.37 – 59.
  8. Пронин Е.С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики: учеб. для вузов cпец. «Архитектура». - М.: Архитектура-С, 2004. - 232 с.
  9. Раппапорт А.Г. Проектирование без прототипов. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология) [Электронный ресурс]. – URL: http://agency.archi.ru/lib/publication.html?id=1850569396&fl=5&sl=1
  10. Ревзина Ю.Е. Инструментарий проекта. От Альберти до Скамоцци. - М.: Памятники исторической мысли, 2003. - 176 с.
  11. Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. – М.: Architectura, 1995. – 178 с.
  12. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2006. - 319с.
  13. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития / под ред. В.Хайта. – М.: Стройиздат, 1990. - 534с.
  14. Alexander Ch. New Concepts in Complexity Theory [Электронный ресурс]. – URL: http://www.natureoforder.com/library/scientific-introduction.pdf
  15. Berkel van B., Bos C. UN Studio: Design Models - Architecture, Urbanism, Infrastructure. Rizzoli, 2006. - 400 p.
  16. Durand, Jean-Nicolas-Louis Précis des leçons d'architecture données à l'École polytechnique Volume 1. Nabu Press, 2010. - 260 p.
  17. Frazer J. An Evolutionary Architecture. London, 1995. - 128 p.
  18. Frazer J. Intentionality – The coding of a design concept [Электронный ресурс]. – URL: http://www.aaschool.ac.uk/VIDEO/lecture.php?ID=1633
  19. Garcia M. Introduction. Histories and Theories of the Diagrams of Architecture / The Diagrams of Architecture. - John Wiley & Sons, 2010. - p. 18 – 45.
  20. Gruber P. Biomimetics in Architecture. - SpringerWienNewYork, 2011. - 1-st Edition. - 280 p.
  21. Наnsmeyer M. From Mesh to Ornament. Subdivision as a generative system // ECAADe 2010 Conference: Future Cities: Proceedings of the 28th Conference on Education in Computer Aided Architectural Design in Europe. - vdf Hochschulverlag AG, an der ETH Zurich, 2010. - p. 285 – 294.
  22. The Metapolis Dictionary of Advanced Architecture. - ACTAR, 2003. - 688 p.
  23. Mitchell W.J. The Logic of Architecture: Design, Computation, Cognition. – MIT Press, 1990. – 304p.
  24. Moussavi F., Kubo M. The Fuction of Ornament. - ACTAR, 2008. - 192 p.
  25. Oxman N. Structuring Materiality: Design Fabrication of Heterogeneous Materials // Architectural Design, Vol 80, no.4, 2010. – p.78-85.
  26. Schumacher P. Parametric Diagrams / The Diagrams of Architecture. Garcia Mark (ed.) John Wiley & Sons. - 2010. - p. 260 – 296.
  27. Terzidis K. Algorithmic Complexity: Out of Nowhere. // Complexity. Design Strategy and World View. - Birkhäuser Architecture; 1 ed., 2008. - p. 75-88.
  28. Vidler A. Diagrams of Diagrams: Architectural Abstraction and Modern Representation / The Diagrams of Architecture. Garcia Mark (ed.) John Wiley & Sons. - 2010. - p. 54 – 63.