МАРХИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ СТУДЕНТА
ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ III КУРСА 2024/2025 уч. г.
Конкурс плакатов, посвященный 275-летию Московской архитектурной школы
КОНФЕРЕНЦИИ 2023-2024
Выборы заведующих кафедрами. Конкурс ППС
2024 - ГОД СЕМЬИ
ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Наука и Университеты"
СТАЖЁР Минобрнауки России
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

4(17) 2011


English version Russian version



АРХИТЕКТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Название статьи ЭСТЕТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ К ГОТИЧЕСКИМ ОБРАЗАМ И ФОРМАМ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
Авторы И.В. Ямшанов, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация В статье раскрываются основные мотивы обращения к готической стилистике в Российской империи в эпоху сентиментализма и предромантизма. Анализируется эстетическая концепция эпохи Просвещения в целом и отношение к средневековому европейскому готическому наследию в частности. Отношение это в данный период стало двойственным, так как у готической стилистики появились и свои сторонники.

Рассматриваются особенности употребления термина “готический” в архитектуре и искусстве второй половины XVIII столетия. Это понятие начинает употребляться в двух значениях: с одной стороны, как архитектуроведческий термин, а с другой – как эстетическая категория.

Акцентируется внимание на некоторых особенностях развития готической темы в России. Попадая в русскую культурную среду, образы средневековой архитектуры, как правило, обогащаются и дополняются различными элементами, переплетаются с национальными русскими, классическими и барочными мотивами, приобретая неповторимый эклектический облик. Особое значение при этом приобретают: тема рыцарства, тема игры в путешествие, а также тема герметической доктрины масонства.
Ключевые слова неоготический стиль, предромантизм, сентиментализм, эпоха Просвещения, русская архитектура
Полный текст статьи Полный текст статьи
Список цитируемой литературы
  1. Алленов М.М. Метаморфозы романтической идеи в лейтмотивах русского искусства: автореф. дис. докт. искусствоведения. - М.: МГУ, 1995. – 59 с.
  2. Архитектор Юрий Фельтен. К 250-летию со дня рождения. Каталог выставки. - Л.: Искусство, 1982. – 55 с.
  3. Баранова М.Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII – начала XXвв. (на примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов): дис. канд. искусствоведения. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2005.
  4. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII – начала XIX в. – М.: Наука, 1985. – 256 с.
  5. Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. – М.: Наука, 1994. – 223 с.
  6. Згура В.В. Новые памятники псевдоготики // Сборник Общества изучения русской усадьбы. - М., 1927. - Вып. 1. – С 1 – 4.
  7. Котов Г.И. О развитии русской архитектуры в XVIII веке. // Труды второго съезда русских зодчих. – М., 1899.
  8. Разгонов С.И. Василий Иванович Баженов. – М.: Искусство, 1985. – 168 с.
  9. Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX вв. – М.: Изобразительное искусство, 1994. – 336 с.
  10. Хачатуров С.В. "Готический вкус" в русской художественной культуре XVIII в. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. – 183 с.
  11. Швидковский Д.О. Англо-русские связи в архитектуре второй половины XVIII – начала XIX вв.: автореф. дис. докт. искусствоведения. – М.: ВНИИТАГ, 1994. - 47 с.