4(9) 2009
|
|
ARCHITECTURE AND MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ЦВЕТА И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ AIC 2008 «ЦВЕТ – ЭФФЕКТЫ И ВОЗДЕЙСТВИЯ» (Швеция, Стокгольм)
О.А. Козырева
Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия
Международная конференция AIC (International Colour Association), которая была организована в июне 2008 в Стокгольме, собрала экспертов со всего мира для обмена последней информацией в области новейших исследований по цвету, в том числе о его использовании в интерьере и городских пространствах, а также о влиянии цвета на человека.
Первая конференция AIC также проводилась в Стокгольме в 1969 году, после чего эстафетная палочка была передана другим странам мира. Программа настоящей конференции включила 140 статей, часть из которых была представлена в виде докладов, другие - в виде постеров. Участники представляли 33 страны мира. Темы конференции:
1. Цвет в интерьере
2. Цвет в архитектуре
3. Измерение и спецификация цвета
4. Свет и цвет
5. Цветовой дизайн для людей со специальными требованиями
6. Цветовое восприятие и визуальные иллюзии
7. Цветовая символика и ассоциации + психологические и биологические эффекты
8. Цветовая гармония
9. Цвет в искусстве и культуре
10. Цвет и образование
11. Цвет в продукции и текстильном дизайне
12. Компьютерный дизайн и цвет
На конференции был проведен мастер-класс профессора Грет Смедл, которая является преподавателем по цвету и разработчиком графической компьютерной программы для обучения колористике «Хромаскоп» (Рис.1). Эту компьютерную программу Грет Смедл, имеющая многолетний опыт обучения цвету студентов на различных уровнях в Академии искусств в Бергене, разработала совместно с графическим дизайнером, программистом Свеном Якобсеном. Большую помощь оказала Академия искусств. Идея «Хромаскоп» основана на желании перенести цветовое образование из «Прошлого на персональные компьютеры - ПК и Макинтош».
Рис.1. “Хромаскоп” |
Цветовой «языковой» платформой программы стала Естественная Цветовая Система (NCS), основанная на естественном восприятии цвета человеком. В основе программы «Хромаскоп»лежит индивидуальное цветовое ощущение. Главная задача, которая стояла перед разработчиками «Хромаскопа» - работа с цветом на мониторе компьютера, после того как студенты поработали с красками на бумаге.
Презентация первой версии «Хромаскопа» прошла в Гранаде на конференции AIC в 2005 году. Это стало возможным благодаря поддержке Скандинавского Института Цвета в Стокгольме. В течение 2005-2006 гг. программа была с успехом продемонстрирована на различных презентациях. Интерфейс программы весьма простой, что позволяет быстро освоиться в предлагаемых разработчиками заданиях. Инструменты «Хромаскоп» предоставляют различные возможности для обучения, в том числе:
1. Вводные знания о цвете
2. Базовые курсы по цвету
3. Продвинутые курсы по цвету
4. Курсы для преподавателей
5. Самообучение
Базовый курс, наряду с другими, предполагает параллельную работу с цветовыми атласами NCS. Образовательные материалы NCS – хороший инструмент для цветовосприятия, на базе которого создан «Хромаскоп».
Продвинутые курсы по цвету позволяют студентам работать с «Хромаскопом» на новом уровне, что возможно благодаря различным инструментам рисования, которые позволяют более вариативно предлагать колористические решения для создаваемых вручную предметов дизайна.
Преподаватели должны уметь работать как с программой «Хромаскоп», так и с NCS. Интенсивные курсы по NCS в сочетании с курсом по изучению «Хромаскопа» дают возможность получить сертификаты и стать квалифицированными специалистами в этой области. «Хромаскоп» предоставляет шанс не только в теории, но и на практике экспериментировать с цветом, при этом используя только мышь и экран компьютера. Для работы с данной программой необходима настройка цветов на экранах компьютеров каждого учащегося. Она производится с помощью личностного восприятия цвета, и этот принцип лежит в основе NCS. NCS - цветовая система, известная во всем мире. На ее базе разработаны цветовые стандарты в различных странах. Скандинавский институт цвета разработал цветовые атласы, которые помогают в настройках цветов программы «Хромаскоп». В первую очередь настраиваются шесть основных цветов. Эта непростая задача дает хорошую тренировку по цветовосприятию.
Следующей ступенью в работе с «Хромаскопом» является работа с «Образцами», которая позволяет продолжить и поддержать результат, полученный в первой части – в настройках (Рис.2). Здесь нюансы цветов описываются также с помощью NCS-системы. Более того, это упражнение дает возможность работать с маркерами, менять их позиции и наблюдать, как при этом изменяются числовые значения каждого цвета. Становится проще понять систему обозначения цветов, будь то степень белизны, черноты и хроматичности, или же найти правильное различие между хроматичными элементами. На этой ступени также ведется постоянная работа с NCS системой. Если изначально настройки цветов были сделаны неверно, то и все цвета NCS будут отражены неправильно. К счастью, всегда можно воспользоваться атласом и цветовыми образцами NCS. Одним из самых главных преимуществ NCS является то, что символы цветов (нумерация) описывают непосредственный визуальный опыт.
Рис.2. “Образцы” |
Задания представляют наиболее важную часть обучающей программы. Автор «Хромаскоп» Грет Смедл настоятельно рекомендует студентам перед началом работы с Хромаскопом ознакомиться с трудами И. Иттена «Искусство цвета» и Й. Альберса «Взаимодействие цветов». Эти труды описывают основные феномены цвета на основе его непосредственного восприятия. Во время работы над заданиями рекомендуется с помощью числовых символов записывать для себя удачные примеры подобранных цветов. Задания подразделяются на следующие части:
А – демонстрация
Б – феномен
В – цвет и форма
Г – творческая студия
Первая часть демонстрирует различные возможности цвета. Одно из первых и самых простых заданий предлагает студентам экспериментировать с цветом на различных основаниях, чтобы понять, как «работают» различные цвета на различных цветовых поверхностях. В последующих заданиях учащиеся анализируют возможности светлоты и симультанного контраста. К примеру, предлагается найти цвета различных оттенков и нюансов с одной и той же светлотой. При этом необходимо зафиксировать свои «находки» для использования в последующих заданиях.
Упражнение, направленное на изучение симультанного контраста, обращено к работам Й. Альберса (Рис.3). На экране монитора учащийся видит две пересекающиеся линии. Сначала выбирается черный и белый цвет для линий, серый промежуточный в месте пересечения. После этого начинается манипуляция с цветами. Для основания выбирается серый цвет и контрастная пара для двух полос. В результате, на сером фоне на границе мы можем видеть оттенок противоположного цвета.
Рис.3. Упражнение по изучение симультанного контраста |
Задание «Послеобраз» нацелено на визуальную тренировку глаза и тоже связано с симультанным контрастом. Сначала выбираются два цвета на сером основании. Необходимо пристально смотреть на фиксированную точку в месте стыка этих двух цветов. Затем перенести взгляд на серое основание тоже в зафиксированную точку. В итоге предлагается найти и отметить увиденный цвет на цветовом треугольнике NCS. Это тренировочное упражнение также можно проделывать на черном и белом основании для более точного определения цвета.
Следующие упражнения также показывают действие симультанного контраста. Работа в программе «Хромаскоп» всегда связана с NCS и в выборе цвета учащийся всегда обращается к цветовому кругу и треугольнику NCS. Одним из важных преимуществ работы в программе «Хромаскоп» является быстрота и вариативность. Основные принципы симультанного контраста, к примеру, наилучшим образом демонстрируются на мониторе компьютера. Большое внимание уделяется также работе с цветовой пропорциональностью. В задании предполагается работа с цветовыми полосами, ширина которых варьируется. Студент может менять цвета и ширину полос, тем самым гибко работать с цветовой пропорциональностью.
После работы с основными характеристиками и феноменами цвета выполняются более сложные задания следующей ступени. Упражнения эти творческие, задействуют фантазию и воображение, обращены к непосредственной работе в дизайне. Так, учащийся может попробовать различные вариации цветов в орнаментах. Очень интересным является задание «Арабский образец». Здесь изучается влияние цветовой организации на визуальное впечатление. Это упражнение предполагает геометрическую организацию элементов, где цвет может быть сгруппирован по-разному и тем самым создавать различные мотивы (Рис.4). Сначала предлагается создать рисунок только с помощью белого и черного цветов. После этого можно спокойно пробовать разные виды цветовых контрастов на этом образце. Задание само по себе весьма занятное, а также информативное и, несомненно, увлечет любого простотой выполнения и ценным опытом.
Рис.4. Упражнение «Арабский образец» |
Самым продвинутым уровнем программы «Хромаскоп» является «Творческая студия». Каждый ученик сам рисует несложные дизайнерские объекты с помощью введенных сюда инструментов рисования. Это дает наибольшую свободу творчества, в тоже время не забывая о главной цели – изучении феномена цвета. К примеру, можно нарисовать небольшой квартал зданий и пробовать менять комбинации цветов. Или нарисовать перспективную картинку интерьера и тоже создавать различные цветовые вариации (Рис. 5(a,b)).
Рис. 5a. «Творческая студия». Колористика в интерьере | Рис. 5b. «Творческая студия». Колористическое решение квартала |
Итак, компьютерная программа «Хромаскоп» разработана специально для обучения дизайнеров. Педагог и профессор Грет Смедл проделала весьма интересную и уникальную в своем роде работу. Задания построены в четкой структуре и дают возможность быстро и оперативно работать с цветом. Это новый шаг вперед к адаптации к современной действительности и новым технологиям. Главный принцип, которому следует Грет Смедл в своей работе – это обращение к уникальному для каждого человека восприятию цветов. Именно поэтому каждому студенту предоставляется шанс в начале курса самому сделать настройки цветов своего экрана. Разработки этой программы не новы по своему содержанию, так как основаны на работах великих И. Иттена и Й. Альбеса. Так мы изучаем цвет не только быстро и вариативно, но и весьма профессионально, основываясь на фундаментальных трудах. Для архитекторов и дизайнеров это может стать хорошим плацдармом для изучения основных характеристик цвета с помощью компьютера. Однако необходимо расширить эти знания и максимально приблизить их к реальной профессиональной действительности архитектора-дизайнера.
Программа «Хромаскоп» по сути двумерная, и изучение цвета ведется, в основном, на плоскости. Специфика деятельности архитектора-дизайнера также предполагает работу с формой и пространством. В связи с этим, интересно было бы углубить и расширить существующие разработки на 3d-моделирование. Большие возможности в работе с цветом и формой дает программа 3dMax. Именно она является незаменимым помощником для архитекторов-дизайнеров в создании интерьеров, архитектуры, объектов дизайна. Большая библиотека и практически бесконечные возможности предоставляются в работе с цветом, фактурой, текстурой, светом и т.д.
Международная конференция AIC, проведенная в Стокгольме летом 2008 года, создала благоприятную почву для обмена новыми достижениями. Гибкость и толерантность в отношении каждого участника проводимой сессии всячески способствовали и вдохновляли на движение вперед в ногу со временем и техническим прогрессом.
Литература
1. Book of abstracts AIC 2008 Colour-Effects &Affects, Ed. Karin Fridell Anter, Iman Kortbawi, Stockholm, 2008
2. Berit Bergström. Creative Colour Education», Stockholm: Scandinavian Colour Institute AB, 2001
3. Anders Nilsson «Why Colour? », Stockholm: Scandinavian Colour Institute AB - NCS Edition 2, Stockholm, 2007