МАРХИ
ARCHICAD 22. BIM внутри и снаружи
200 лет Тотлебена Эдуарда Ивановича
Выборы заведующего кафедрой военной архитектуры
СВОБОДНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ
Об объявлении конкурсного избрания на замещение должностей педагогических работников и заведующих кафедрой
Перенос оформления договоров на период с 27.09.2018 года по 02 ноября 2018 года.
Конференция светодизайнеров PLDC 2017

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ»

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ»

Составитель-профессор кафедры живописи Кувинов Евгений Викторович.

СПЕЦКУРС

«Архитектурная графика в технике акварели»


Спецкурс «Архитектурная графика в технике акварели» предлагает освоение студентами теоретических знаний и практических навыков в акварельной живописи и графике, как в процессе работы над проектами, так и на заключительном этапе проектирования – подаче проекта.

Одновременно спецкурс закрепляет и конкретизирует знания студентов по живописи, полученные ими на предшествующих семестрах. Предлагаемая программа аккумулирует опыт кафедры в технике акварельной живописи и основывается на фундаментальном труде П.П.Ревякина и программах В.П.Туканова с использованием личного опыта автора спецкурса. Следует отметить, что технология архитектурной графики в технике акварели является уникальной. В свете развития Болонского процесса в образовании программа может быть принята в качестве образца сохранения лучших традиций в архитектурном творчестве.

Наряду с прогрессирующим развитием компьютерной графики акварельная не утеряла своего значения. Более того, традиционный материал архитектора – акварель – становится все более востребованным заказчиками проектов.

Предлагая программу, где изображение объекта в окружающей среде является основной темой, отметим, что наличие опыта работы на пленэре весьма желательно. Не имея достаточного пленэрного опыта, студенты воспринимают основные постулаты чисто теоретически и затрудняются применять их в практической работе.

Целью спецкурса является получение студентами знаний и опыта в достаточно узкой профессиональной области – графике в технике акварели.

Задачей спецкурса является обучение правилам и технологии акварельной лессировки для показа архитектурного объекта, его деталей, интерьеров, материала в конкретной светоцветовой среде.

Структура занятий состоит из краткого лекционного курса и практических занятий, как в аудитории, так и самостоятельно.

Всего изучается 17 тем за 68 учебных часов.(1 семестр) Самостоятельно 28 часов.





ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛИ»


Задания и упражнения





Кол-во часов

Аудит/самост

Календарный план




Компетенции


Форма итогового контроля

1. Вводная лекция. Программа спецкурса. специфика акварельной живописи и графики применительно к профессии архитектора, материалы и оборудование.

2

февраль

Начальный этап спецкурса ориентирует студента на объем и специфику предстоящих занятий, необходимость наличия материалов и оборудования.


2. Ознакомительный натюрморт в технике акварели. А1.

4

февраль

Натюрморт знакомит преподавателя со степенью подготовленности студента к восприятию курса.


3. Спектральный круг. Основные и дополнительные цвета. Правила смешения красок в акварели. Технологическая последовательность выполнения картины: рисунок (контур), построение светотени, цветовая и световая перспектива, техника письма (корпусное, лессировка), окончание картины.

4/2

февраль

Первая часть темы 3 восстанавливает знания студента в части цветовых сочетаний применительно к акварельным краскам, понятием цветовой и световой (планы) перспективы, основными приемами работы акварелью.

Вторая часть темы 3 знакомит с этапами выполнения работы

Обсуждение. Оценки.

4. Миниатюра. Техника миниатюры. Натюрморт. А8/2

4

март

Тема 4. Необходимо для подготовки студента к выполнению моделирования формы и детализации изображения (в т.ч. материала) при работе мелкой кистью. Подготовка к лессировке. Размер и форма (овал, квадрат) по выбору автора.

Обсуждение. Оценки.

5. Натюрморт в технике лессировки и «аль прима». Подготовительный этап к переходу к основным темам.

8

март

Тема 5. Предлагаемая технология применима не только для архитектурного чертежа. Она традиционна в живописи. Используются этапы: грунт, полутон, тени, рефлексы, локальный и обусловленный цвет, обобщение и детализация.

Обсуждение. Оценки.

6. Выбор и эскиз архитектурной детали. Композиция и варианты освещения. Техника выполнения – «аль прима».

4

март

Темы 6, 7. Студент впервые знакомится с технологическими приемами чертежа в акварели. Важнейший этап (1) – эскиз на простом объеме (деталь) определяет колорит и последовательность действий на основной работе (6 этапов). Особое внимание чертежу (контуру) и фактуре материалов (камень, кирпич, деерво, пластик и т.д.)

Обсуждение. Оценки.

7. Архитектурная деталь. Технологические этапы работы: грунт, полутон, тени, рефлексы, локальные цвета, обобщение и детализация.

8/4

апрель

8. Фасад здания. Выбор объекта и эскизы-варианты освещения. Пейзаж и стаффаж. Совмещение архитектуры с элементами фона. Техника выполнения – аль прима. Технологические этапы основного чертежа. Завершение работы.

8/4

апрель

Тема 8. Фасад - проектный документ. Следует проанализировать: характер архитектуры, источники света и рефлексы, материал отделки. В эскизе определить колорит сооружения, исходя из наиболее выгодного освещения. Особое значение – пейзажу или прилегающей застройке. Стаффаж – люди, машины и т.д. - выполняются для определения масштаба сооружения, а также времени его строительства.

Обсуждение. Оценки.

9. Перспектива здания. Выбор объекта. Эскизы освещения, пейзажа и стаффажа. Перспектива здания. Технологические этапы, завершение работы.

8/4

май

Тема 9. композиция и колорит перспективы определяются в эскизе. Определение горизонта в зависимости от величины сооружения и величины свободного поля картины для пейзажа. Основные и второстепенные источники освещения. Глубина перспективы. Различные варианты, в том числе усложненные. Подготовительный чертеж (контур). определение этапности работы исходя из эскиза. Выполнение этапов и завершение работы.

Обсуждение. Оценки. Обсуждение результатов выполнения заданий 5-9 в целом и по каждому студенту с определением достоинств и недостатков.

10. Интерьер. Выбор объекта. Эскизы композиции и освещения. Технологические этапы основной работы. Окончание работы.

8/4

май

Тема 10. Усложненные условия освещения (одностороннее, многоразностороннеее). Реалистическое и условное изображение интерьера. применение лессировок или корпусного письма. Насыщенность интерьера мебелью, тканями и т.п.

Обсуждение. Оценки.

11. Перспектива улицы или панорама. Выбор объекта. Эскизы композиций, освещения, пейзажа и стаффажа. Технологические этапы. завершение работы.

10/8

Май

июнь

Тема 11. Наиболее сложное задание: рекомендуется выполнение нескольких копий архитектурных пейзажей (вне кафедры). Повторение основных этапов занятий 8, 9, 10 с особым вниманием к глубине перспективы, в том числе по пейзажу.

заключительная выставка. обсуждение. Зачет.



* Чертеж (контур) подготавливается вне аудитории.

NB Всего часов в аудитории 68, вне аудитории 28. Один семестр.




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЖИВОПИСЬ»



Составители: проф. Кафедры живописи Кувинов Е.В.

Ст. преподаватель Манухов



СПЕЦКУРС

«Пленэрная акварельная живопись архитектора»


Цели и задачи спецкурса.

Пленэр (фр. Plein air) - живопись на открытом воздухе. Если целью дисциплины «Живопись» в МАРХИ является подготовка архитектора-колориста, то работа на пленэре - необходимая и обязательная часть учебного процесса. Акварель – традиционный материал архитектора. «Акварель создает колориста»(Э.Делакруа).

Существует прямая связь между архитектурным творческим процессом и знаниями, полученными при работе на пленэре. «Творчество начинается с видения. Видеть – это уже творческий акт, требующий напряжения» (Анри Матисс). Законы свето-цветовой среды, воздушной и цветовой перспективы, общего колорита, реалистического изобразительного мастерства в наибольшей степени усваивается именно на пленэре. Проектируемый архитектурный объект всегда находится в конкретной градостроительной, природной среде. Работая на пленэре, мы пишем то, что видим; проектируя, мы представляем и изображаем то, что будет. Без опыта в первом нет успеха во втором.

Целью курса является изучение студентами пространственного характера многопланового изображения архитектуры в воздушной среде с использованием только акварельных красок.

Задачами курса являются овладение студентами техническими приемами акварельной живописи применительно к условиям работы на открытом воздухе.

Акварельная техника трудна и многообразна. В основе технических приемов лежит овладение материалом (бумага, краски, кисти) и сюжет. Одни сюжеты требуют детальной проработки, в других главным является состояние, общий колорит, обобщенное и наиболее характерное представление об объекте изображения. В первом случае это многослойная живопись (лессировка), во втором письмо «аль прима» (сразу). Иногда эти приемы, в зависимости от поставленной задачи, объединяются. Бывают случаи необходимости лессировки по высохшему этюду «аль прима» с целью обобщения. Или задние планы пишутся многослойно, передние «аль прима». Технические приемы акварельной живописи очень разнообразны, но в данном спецкурсе ограничимся основными приемами и правилами при работе акварелью на пленэре.

Основным результатом при работе на пленэре является этюд. Значение слова «этюд» многообразно. В изобразительном искусстве оно обозначает подготовительный набросок для будущего произведения или его части. В архитектурной живописной практике этюд, особенно этюд на состояние, является окончательным результатом.

Освоение законов живописи на основе этюдов на пленэре позволяет использовать полученные знания в архитектурном творчестве. Этюды могут быть выполнены в течении 20-30 минут, или более длительными 2-3 часа) в зависимости от поставленной задачи. Большой и длительный этюд со сложной композицией рассматривается как картина. Это тоже окончательный результат.

Малые этюды выполняются, как правило, «аль прима» «по сухому» (из цвета в цвет) или «по мокрому». Большие этюды, особенно с архитектурой, требуют тщательного рисунка и выполнятся в смешанной технике с возможным применением лессировочных приемов. Все эти приемы и особенности осваиваются студентами методом копирования образцов, мастер-классов и работы непосредственно на пленэре.

Структура и очередность занятий при условии обязательного выполнения всех заданий во многом зависит от времени года, состоянии погоды, индивидуальных особенностей преподавателя, который может варьировать очередность тем и количество учебных часов.

Умения и навыки, получаемые студентами в результате прохождения спецкурса.

  1. Теоретические знания студентами законов реалистической живописи переходят в практическую плоскость.

  2. Студент приобретает умения и навыки по технологии и приемам живописи акварелью на плннэре. В том числе:

- характеристики бумаги и кистей;

- смешивания красок для получения нужного цвета;

- письма «по сухому», «по мокрому», «из цвета в цвет»;

- особым приемам акварельной техники (применения выскабливания, восковых карандашей, пастели и т.п.);

- оборудованию для работы на открытом воздухе;

- сохранению выполненной работы.

Подробно каждое задание описано в прилагаемей программе.

Спецкурс рассчитан на IY семестр (февраль-июнь). Количество занятий в аудитории 9-38 часов, на пленэре с преподавателем 8-30 часов, самостоятельных занятий от 20 до 40 часов.


ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«ПЛЕНЭРНАЯ АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ АРХИТЕКТОРА»



Задания и упражнения






Кол-во часов

Аудит/самостоятельно


Календарный план





Компетенции






Форма итогового контроля





№1. Вводная лекция с демонстрацией примеров студенческих и работ мастеров по темам курса. Возможно применение электронных носителей. Мастер-класс преподавателя. Копия ранее выполненной работы (пейзаж, городской пейзаж).

Необходимое оснащение для работы на пленэре(мольберты, бумага, краски и т.д.)

4/2

февраль

Студенты знакомятся с программой занятий и необходимым оснащением для работы на пленэре. Мастер-класс знакомит студентов с преподавателем-акварелистом. Возможно повторение приемов в процессе урока.


№2. Ознакомительный натюрморт в технике акварели. Выполняется для ознакомления преподавателя со степенью подготовленности учащихся.

Формат А2

4

февраль

Студенты знакомятся с условиями работы в аудитории и оценкой преподавателем их готовности к прохождению курса.

Выставка, обсуждение, оценка по категориям.

№3. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Характеристики и правила смешивания акварельных красок. Основные приемы работы.

Формат А2.

4/4

февраль

Углубленное знакомство с возможностями акварели. Правила смешивания красок. Растяжки. Основные приемы: лессировка, по мокрому, из цвета в цвет, сразу (аль прима) и т.д.

Выставка, обсуждение работ.

№4. Копии мастеров акварели с изучением приемов мастера под руководством преподавателя.

3 копии А4

4/4

март

Овладение некоторыми приемами мастера, многослойное письмо (лессировка), письмо «по мокрому» и т.д.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

№5. Мастер-класс на тему мартовского состояния. Студенты повторяют технологию письма преподавателя.

Формат А2.

4/2

март

Овладение приемами письма преподавателя применительно к мартовскому колориту.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

№6. Пейзаж из окна аудитории с постановкой переднего плана. Многоплановое перспективное построение – пространственный характер изображения.

Формат А1

4/2

март

Многоплановость композиции – переход к пленэрной работе с изображением пространства (городской пейзаж, перспектива улицы). С 1ый, 2ой, 3ий т.д. планы, цветовая и световая перспектива.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

№7. Мастер-класс: элементы пейзажа в цвето-световой среде: небо, земля, вода, в том числе с отражением, деервья, стаффаж и т.д. Студенты повторяют за преподавателем приемы его письма. Затем делают то же самое самостоятельно.

3-4 этюда А3

4/4

март

Студенты изучают колорит и приемы письма элементов пейзажа при различном освещении (утро, день, вечер). Самостоятельно этюды или копии на состояние.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

№8. Пленэр – мартовский снег. Выход на натуру. Тема – городской парк или загородный пейзаж.

3-4 этюда А3

4/2

март

Организация рабочего места по природным условиям. Работа над малым этюдом на состояние.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

№9. Пленэр – городской и загородный пейзаж. Темы: апрельский пейзаж (3-4 этюда А4, А8), архитектурный объект (1-2 этюда А4, А3), улица (1-2 этюда А3, А2)

8/4

апрель

Основной этап курса – работа на открытом воздухе. Опыт применения ранее изученных приемов. подготовительный контур, композиция, определение тактики работы и техники исполнения.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

№10. Пленэр - городской и загородный пейзаж. темы: лес, озеро, ледоход, архитектурный объект в пейзаже

4/4

апрель

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

№ 11. Пленэр. Переход на крупноформатный этюд. От этюда к картине. Смешанная техника при выполнении картины: лессировка + аль прима (работа в аудитории). Размер картины 70х50см, 70х90см. Мастер-класс по смешанной технике. В случае плохой погоды пленэр заменяется мастер-классом. Этюды на пленэре А3, А4.

14/8

май

От простого к сложному. Особенности крупноформатного этюда. Тактика и приемы работы над большим этюдом. Совмещение техник – лессировка и по сухому аль прима.

Обсуждение по ходу выполнения заданий. Оценки.

№12. Выпускная работа. А1. композиция по мотивам пленэра. Предварительные эскизы А4. городской пейзаж с возможным совмещением объектов и техник письма.

8/4

Май-июнь

Сосредоточение полученных знаний и умений для выполнения итоговой работы.

Выставка. обсуждение. Оценка.

Подведение итогов курса

2

июнь

Итоговая выставка (по авторам). Обсуждение. Зачет.