СОБЫТИЯ
|
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
О XIX МЕЖДУНАРОДНОМ СМОТРЕ-КОНКУРСЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ
А.В. Степанов,
Президент Межрегиональной общественной организации
содействия архитектурному образованию (МООСАО),
советник при ректорате МАРХИ, академик РААСН
ВВЕДЕНИЕ
Привлекательность ожидания и тревога побудили приехать в Воронеж около трехсот человек из десяти стран, которые привезли 583 дипломных проекта по архитектуре и дизайну, выполненные студентами 64 вузов.
ПОЧЕМУ ТРЕВОГА?
Разница в суждениях о будущем архитектуры и архитектурного образования, новые попытки уничтожения традиционных ценностей и замена их примитивно- прагматическими потребительскими ценностями вызывает тревогу за судьбу национальных культур, частью которых является и архитектура, и архитектурное образование.
Общеизвестное в архитектуре понятие о тектонике, т.е. о закономерности построения целого и соотношении его частей, никак не применимо к проекту нового закона об образовании.
Как известно любому архитектору, все должно начинаться с соответствующего проекта, обоснования и расчетов. В предлагаемом законе об образовании ничего этого нет, и он больше похож на план демонтажа существующей пока образовательной системы, ибо нацелен на расслоение образовательных учреждений и определение параметров их вхождения в новую систему, и напоминает свидетельство о смерти одного из лучших в мире образований, которое так охарактеризовал президент США Дж. Кеннеди после полета первого в мире советского космонавта Ю.А. Гагарина.
Отсутствие ясной цели реформирования образования очевидно из опыта последних десятков лет. В СССР было 50 университетов и около 800 вузов. С середины 90-х годов, с подачи Минобразования, начался лавинообразный процесс реформирования. В итоге оказалось более 3000 вузов и 400 университетов, что сразу отрицательно сказалось на качестве образования.
Теперь предлагается запустить обратный процесс, в результате которого будет ядро из нескольких десятков национальных исследовательских университетов и около сотни бюджетных вузов.
А ЧТО БУДЕТ С ОСТАЛЬНЫМИ?
Скорее всего, они будут брошены на произвол дикому рынку, лишившись защиты от приватизации.
Это об общей структуре высшего образования сегодня.
А есть ли в новом законе внятные планы об организации самого процесса обучения?
За последние годы по России прокатилась череда Государственных стандартов (ФГОС), каждый из которых не был оценен и проанализирован, ибо для этого не было времени. При сроках образования 6 лет, не успев толково закончить внедрение одного стандарта, начинали процедуры с другим, а нынче начинается введение ФГОСов третьего поколения.
В проекте нового закона следов работы над чередой стандартов тоже нет.
Венцом всему стал стремительный рывок в Болонский процесс, который принимается за образец для реформирования российской высшей школы.
Система образования относится к классу систем, которые опираются на принцип «унаследованное™», ибо она является неотъемлемой частью жизни и деятельности многих людей. Особо это относится к творческим профессиям (театр, кино, архитектура) где можно наблюдать следы династической наследственности в профессии.
Заблудившись в дебрях реформирования, обнаружить, что рядом в Европе существует готовая система, над которой Европа трудилась почти двадцать лет, очень кстати. И велик соблазн «себе присвоить труд чужой». Но вряд ли так просто можно решить свои проблемы.
Зона европейского высшего образования создана в интересах и ради благополучия граждан Европы, и является одним из этапов выстраивания единого рынка, конкурентоспособного в мировой экономике.
До этого, в начале 70-х годов, была создана европейская система стандартизации на основе использования региональных стандартов мирового уровня. Но в 90-х годах приходит понимание, что основным экономическим резервом развития является человеческий потенциал, экономика постепенно трансформируется в экономику знаний, а главным механизмом в достижении экономического благополучия оказываются наука и образование. И здесь оказалось, что американская система образования значительно эффективней и рентабельней европейской. Европа начинает проект, позднее названный Болонским, по названию старейшего европейского университета в Болонье, где были провозглашены «pakta universiteta» на нейтральном языке, на латыни. Россия в 2003 году присоединилась к Болонской декларации, но «присоединилась» и «вошла» - это разные роли участия в процессе. Ни в одном из документов Болонской декларации ничего не говорится о месте России в этом процессе.
Руководство Болонским процессом, которое находится в Брюсселе, назначает страны-кураторы по профессиям. Архитектурным образованием занимается Испания, и ежегодно проводятся конференции-инструктажи, где тщательно отрабатываются детали перехода национальных архитектурных школ на взаимодействующую систему, для обеспечения мобильности студентов и регламентации документов. Россию стали приглашать на эти встречи, но не в качестве основных докладчиков, а лишь как наблюдателей.
Россия пока заимствовала внешние признаки Болонской системы: вместо балльной системы оценки знаний - кредитные формы оценки трудоемкости накопления знаний, деление общего курса обучения на модули и т.д. По-видимому, сам термин «кредитно-модульная система обучения» звучит очень убедительно и может завершить процедуру перехода.
Скорее всего, перестройка нашего образования без учета национально-культурных традиций неприменима к большим инерционным социальным системам и приведет к некоторому паллиативу Болонской системы, поскольку она будет лишена главного - ее привязки к социально-политическим условиям Европы.
Болонская система - это целостный технологический конвейер: бакалавриат, магистратура и докторантура, в европейском понимании, и ее нельзя делить на части.
Бакалавриат - это не купированный специалист, а особая образовательная система, нацеленная на освоение практических умений, и фильтр для отбора в магистратуру, которая, в свою очередь, база высокопрофессиональных креативных кадров. А доктор философии - не эквивалент кандидату науки и несопоставим с нашим доктором.
Высшее образование, вследствие своей «унаследованности» и инертности, может и должно развиваться только на основе увязки его стратегии со стратегией общего развития страны.
Хороший пример в этом отношении демонстрирует американское архитектурное образование, которое умножает свою приверженность к разнообразию направлений обучения. Содержательное наполнение программ идет непрерывно за счет аналитической работы исследовательских групп и комиссий при университетах, которые внимательно отслеживают изменения интересов и запросов основных социальных групп, вызываемые экономическими и политическими процессами, все активнее протекающими последнее время.
Все самое актуальное перерабатывается в программы обучения и вводится в образовательный процесс, тем самым, повышая рейтинг выпускников американского образования, что и делает его самым востребованным в мире, несмотря на его дороговизну. Это точный ответ на происходящий в мире лавинообразный процесс порождения новых профессий, число которых непрерывно множится.
В противоположность этой тенденции, по проекту нового Российского закона предполагается сокращение числа специальностей с 535 до 107.
По нашим ФГОСам, этот недостаток не может быть компенсирован механизмом реализации профилей и специализаций, ибо такой механизм не разработан.
Содержательное наполнение, которое идет в американском архитектурном образовании непрерывно, в наших стандартах подменяется описанием компетенций. Но при современных темпах увеличения профессиональных знаний, компетенции - самая нестабильная вещь, если они не связаны с конкретным содержанием, и, следовательно, подвижны, как это делается в американских архитектурных школах, т.е. помогают человеку осознать себя как творца социальных пространств.
В американской системе существует многообразие программ обучения и, по сути, безграничный выбор вектора обучения, а также и предельно жесткий контроль при получении лицензии на практическую деятельность.
Очень настораживает и тенденция в образовании к подмене интересов человека заботой о холодной логике так называемых финансово - экономических целесообразностей. Это путь к новому раблезианству, символы которого уже гуляют в СМИ.
Принципиальное отличие нашего архитектурного образования от американского заключается в жестком регламентировании процесса обучения и отсутствии методов контроля при выпуске. Пока эти функции выполняет многолетняя практика проведения смотров.
XIX СМОТР - КОНКУРС ЛУЧШИХ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ 2010 года
Смотры, их международное представительство, - хорошее информационное поле для дискуссий и, как справедливо отметил проф. МАРХИ С.В. Бровченко, «это самое ценное, что нужно сохранить и расширить».
Обсуждение проектов по номинациям - это мини-конференции, которые по своей содержательности уникальны, и не могут быть воспроизведены вне демонстрационного пространства, где показаны лучшие проекты из разных архитектурных и дизайнерских школ мира.
Расширение круга участников - проблема трудно решаемая, ибо ограничены временные и финансовые параметры смотра. Поэтому с таким интересом была встречена предложенная проф. МАРХИ В.В. Ауровым и реализованная на XIX смотре-конкурсе в Воронеже система всеобщего рейтингового голосования, результаты которого в сопоставлении с традиционной системой определения уровней качества дипломов дают богатый материал для анализа, что поможет развитию уникальной системы Международных ежегодных смотров-конкурсов по архитектуре и дизайну.
В XIX Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов выпускников архитектурных школ 2010г. приняли участие 64 школы: Россия - 54 школы, Армения - 1, Азербайджан - 1, Казахстан -3, Украина - 2, Киргизия - 1, Молдова - 1, Приднестровье - 1, Китай - 1.
Жюри рассмотрело 583 конкурсных проекта и заслушало доклады председателей комиссий. По результатам открытого голосования жюри присудило награды авторам представленных на смотр проектов.
НИЖЕ МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ С РЯДОМ ЛУЧШИХ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ИЗ РАЗНЫХ ВУЗОВ:
1 | МАРХИ | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ РААСН и МЕДАЛЬ А.Г. РОЧЕГОВА | Плавучая научно-производственная океанологическая станция | Дипломник: Власова А. В. Руководители: проф. Бровченко С.В., проф. Костогарова Е.П. |
2 | МАРХИ | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ и ПРЕМИЯ СА РФ | Парк инновационных технологий «Шаболовка. Научно-координационный центр» | Дипломник: Филатов Н.А. Руководители: проф. Набокова Т.Е., проф. Воронцов А.Р., асс. Сельвинский И.К., асс. Васильева О.Ю., конструктор: Бичев Ю.П. |
3 | Вологодский ГТУ | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ и ПРЕМИЯ МАСА | Экспериментальное жилое образование в г. Вологде: пространственные связи и архитектура социального жилища | Дипломник: Смирнова В.К.
Руководитель: проф. Кияненко К.В. |
4 | МАРХИ | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ПРЕМИЯ «ГИЛЬДИИ АРХИТЕКТОРОВ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ» | Oбщественно-деловой центр ЗD-технологий | Дипломник: Безруков Е.С. Руководители: проф. Набокова Т.Б., проф. Воронцов А.Р., асс. Сельвинский И.К., асс. Васильева О.Ю. |
5 | ГАИЖСиА им. И.Е. Репина, Санкт - Петербург | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ СМА | Российский музей истории судостроения | Дипломник: Яр-Скрябин А.Н.
Руководитель: проф. Попов В.В. |
6 | УФИМСКИЙ ГНТУ | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ СМА | Спирали имплозийных пространств города | Дипломник: Сабитов А.И. Руководители: проф. Баймуратов Р.Ф., доц. Расулева Ю.В. |
7 | МАРХИ | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ И ПРЕМИЯ ГИЛЬДИИ АРХИТЕКТОРОВ И ИНЖЕНЕРОВ | Рокадная система расселения «33 Меридиан» территориальный урбанизированный комплекс «Орша-Смоленск» | Дипломник: Оглоблина Е.А.
Руководители: проф. Кострикин Н.Д., доц. Петровская Е.И., асс. Рыжков И.Б. |
8 | УралГАХА | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ РААСН | Школа искусств в Екатеринбурге | Дипломник: Григорьева А.А. Руководители: проф. Меренков А.В., проф. Безирганов М.Г. |
9 | Астраханский ИСУ (ИСИ) | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ САРФ | Реконструкция застройки района Больших исад в г. Астрахани | Дипломник: Бобровская Е.В.
Руководитель: ст.преп. Цитман Т.О. |
10 | Казанский ГАСУ | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ САРФ | Ландшафтный дизайн как средство организации предметно-пространственной среды города | Дипломник: Камалова Л.Х. Руководитель: ст. преп. Михайлова А.С., Консультант: проф. Михайлов С.М. |
11 | Воронежский ГАСУ | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ МАСА | Концепция градостроительного развития территории исторического центра г. Воронежа (плато) | Дипломник: Сабугасов Б.В.
Руководители: проф. Шевелев В.П., проф. Енин А.Е. |
12 | Воронежский ГАСУ | ДИПЛОМ I степени МООСАО, ДИПЛОМ МАСА | Концепция градостроительного развития территории исторического центра г. Воронежа (склоновая часть) | Дипломник: Яковлев Г.В. Руководители: проф. Шевелев В.П., проф. Енин А.Е. |