МАРХИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФОРУМ «ПРОСТРАНСТВО ВХУТЕМАС  В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ XX-XXI ВЕКОВ»
Список  преподавательского состава проектных групп III курса на 2019/2020 уч.г.
КОНКУРС ЛУНА 2050

Программа Шубенкова М.В.

Кандидат на должность ректора МАРХИ

ШУБЕНКОВ Михаил Валерьевич - профессор, заместитель заведующего кафедрой "Градостроительство", доктор архитектуры, доцент.

МАРХИ является одной из главных архитектурных школ России с вековой традицией и культурой. История нашей школы ко многому обязывает.

Сложившиеся традиции не должны прерываться. В их преемственности и распространении заключен залог идентификации школы МАРХИ среди других школ.

Однако следует учитывать, что жизнь меняется с ускорением. Еще вчера мы печатали на машинках и считали на арифмометрах, а сегодня студенты не знают что это такое. Мы обязаны не только поспевать за стремительным изменением жизни, но и предугадывать и опережать ее развитие. Каким способом можно это делать в современных условиях?

Видятся три основных вектора, определяющие наше позитивное развитие в будущем. Они определены как: традиция, интеграция и инновация.

Традиция. Традиция определяет фундамент всего того, что следует сохранять, возрождать и развивать в нашем образовании. Традиция определяет идентификацию МАРХИ, как уникальной архитектурной школы с отработанной десятилетиями структурой кафедр, подразделений и сложившимися коллективами. В погоне за модой большинство западных школ утратили полноценные рукодельные курсы рисунка, живописи, скульптуры, макетирования, объемно-пространственной композиции ручного эскизирования, заменив их универсальными компьютерными имитаторами, и утратили не только художественные, но и пространственно-композиционные начала архитектурного творчества. Наши традиционные методики рукодельной работы с реальным материалом, восходящие к Ладовскому, Туркусу и Кринскому, доказали свою эффективность в формировании пространственного мышления и их утрата или подмена компьютерными симуляторами будет шагом назад. Наша задача – не отказ от уже сложившейся культуры образования с наработанными приемами и методами, а их приспособление к новым условиям и технологиям. Я за преемственное развитие традиционных учебных методик.

Интеграция. Интеграция определяет усиление системы образования за счет ее диверсификации и перестроения на основе имеющегося кадрового и методического потенциала. При высоком уровне социальной востребованности профессионального образования уровень бюджетных зарплат учителям остается унизительным. Финансовая проблема может быть решена только за счет сбалансированности внутренних коммерческих источников института. Главным образом коммерция касается довузовского и послевузовского секторов образования, их надо развивать и в них заложен ресурс финансовой состоятельности института в целом. Необходимо и дальше расширять контакты с зарубежными архитектурными школами: там есть что перенять, особенно с точки зрения организации и оснащения учебных процессов. Необходимо расширять программы сотрудничества, приглашать зарубежных архитекторов, конструкторов, профессоров и всячески включаться в мировой учебный процесс.

Инновация. Инновация подразумевает совершенствование нашей системы образования за счет внедрения новых методик обучения, переподготовки преподавателей, перевооружения кафедр и подразделений, развития научных исследований. Упор должен делаться именно на кафедрах. Кафедры есть «царь и бог» учебного процесса, они обеспечивают его осуществление и отвечают за результат. Остальные подразделения: лаборатории, отделы, центры, мастерские должны обслуживать кафедры, главной задачей которых является их практическая, научная и учебно-методическая поддержка. Кафедры должны быть оснащены всем необходимым оборудованием для подготовки и чтения лекций, подготовки учебных материалов для курсового проектирования, архивации проектов и курсовых работ, ведения дистанционного образования. Сегодня важнее не только приобрести оборудование, но обучить персонал им пользоваться и полноценно ввести в учебный процесс, на новой основе развить новые направления обучения. Кафедры должны обладать определенными самостоятельными финансовыми возможностями для привлечения внешних специалистов и регулирования внутрикафедральных процессов. Инновация предусматривает масштабную переподготовку преподавателей, поскольку динамика изменения профессиональной методологии в практическом проектировании и образовании заставляет обновлять базовые знания каждые 5 лет. Переподготовка – это определенное насилие и человек должен быть заинтересован в его преодолении: для этого необходимы привлекательные стажировки (в том числе зарубежные), поощрения попыток внедрения нового.

К инновации следует отнести и восстановление вузовской науки, которая сегодня практически умерла. Разработка новых научных направлений в области фундаментальных исследований, образования и проектирования является залогом развития архитектурной профессии.

Одна из самых главных проблем МАРХИ это проблема кадровая. Перестроечные перекосы отразились на кадровом составе института. Благодаря изначально высокому уровню профессиональной эрудиции преподавателей и разумной политике ректората институт пережил самые тяжелые времена, но сегодня представлен преподавательским коллективом, средний возраст которого переваливает за 60. Старая система пополнения кадров института лучшими выпускниками последние 20 лет не работала. Большинство кафедр держится на пенсионерах, которым некому передать свой опыт и знания. Если эту ситуацию не изменить, то через 3-5 лет прервется преемственность наработанных методик обучения, что равносильно смерти «школы МАРХИ». Привлечение молодых, их финансовое дотирование, зарубежные стажировки и другие «заманчивые» предложения с заключением долговременных трудовых договоров с МАРХИ должны переломить ситуацию.

Тем не менее, будущее видится обнадеживающим. МАРХИ до сих пор представляет собой мощную архитектурную школу. Сегодня коллектив института представлен специалистами самой высокой эрудиции, способными поддерживать профессиональное образование на требуемом временем уровне. Смена руководства не должна ничего ломать и кардинально менять. Позитивное развитие МАРХИ заключено в поступательном и продуманном реформаторстве, исключающем революции и перерождения.